Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 04 дек 2009, 22:49

Как нельзя кстати вышла новая книга:

Изображение
OZON:Mercurij Trismegisti Liber de Potestate et Sapientia Dei: Pimander / Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога. Пимандер
От издателя
Около 1460 г. ученый и благочестивый монах Леонардо Писторийский привез из Македонии во Флоренцию 14 книг герметического свода. Марсилио Фичино Флорентийский, философ и оккультист, вдохновитель целой плеяды будущих мыслителей, таких как Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др., в спешном порядке начал перевод этих драгоценных текстов на латинский язык. Вниманию читателя предлагается первый перевод главного опуса герметического свода "Пимандер" на русский язык, выполненный непосредственно с латинского текста, также приведенного в книге.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, специализирующихся в области философии, религиоведения и истории, а также для всех читателей, интересующихся средневековой философией.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Dona » 05 дек 2009, 08:21

Лемурий писал(а):Как нельзя кстати вышла новая книга:
http://www.ozon.ru/multimedia/books_cov ... 405317.jpg
OZON:Mercurij Trismegisti Liber de Potestate et Sapientia Dei: Pimander / Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога. Пимандер
От издателя
Около 1460 г. ученый и благочестивый монах Леонардо Писторийский привез из Македонии во Флоренцию 14 книг герметического свода.
Очень интересно!
А еще вопрос появился:
Не было ли среди этих "14 книг" так называемого "Кодекса Куманикус"? :?:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 05 дек 2009, 12:18

Dona писал(а):Очень интересно!
А еще вопрос появился:
Не было ли среди этих "14 книг" так называемого "Кодекса Куманикус"? :?:
Доброе утро, Dona.
Не путайте темы. "Кодекса Куманикус" к Леонардо никаким боком НЕ относится.

:arrow: CODEX CUMANICUS: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII-XIV вв. (пер. А. Н. Гаркавца) М., 2005.

Эту книгу месяца 2 назад покупал через интернет-магазин и курьер сказал, что этот экземпляр последний.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Dona » 05 дек 2009, 15:07

Лемурий писал(а):
Dona писал(а):Очень интересно!
А еще вопрос появился:
Не было ли среди этих "14 книг" так называемого "Кодекса Куманикус"? :?:
Доброе утро, Dona.
Не путайте темы. "Кодекса Куманикус" к Леонардо никаким боком НЕ относится.

:arrow: CODEX CUMANICUS: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII-XIV вв. (пер. А. Н. Гаркавца) М., 2005.

Эту книгу месяца 2 назад покупал через интернет-магазин и курьер сказал, что этот экземпляр последний.
Да, конечно...
Отношение лишь в части "КОД".
КОД да Винчи. КОДекс Куманикус. Дрезденский КОДекс... :wink:
Извините, еще раз не по теме:
http://www.qypchaq.unesco.kz/Main-Ru.htm
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение pan » 10 дек 2009, 17:42

Лемурий писал(а):Кисти Джованни Больтраффио принадлежит ещё одна работа, как две капли воды похожая на предыдущие:

Изображение
Больтраффио "Портрет юноши (девушки?)", около 1500, масло на дереве, 41,8*27,8 см. Четворт. Собрание герцога Девонширского.
...


Для полноты стоит добавить третий вариант больтраффиевского портрета Джироламо Казио, хранившийся у маркиза де Галло и приобретённый печально знаменитым лордом Элджином в 1806 г, а ныне хранящийся в музее Сан-Диего (Калифорния)
Изображение
Как видим, и на этом портрете присутствует стрела, однако, никто, кажется, не считает юношу Св. Себастьяном. Напротив, стрела, так же как и лавровый венок на голове юноши – атрибуты Аполлона – покровителя поэзии, чье искусство с успехом представлял Казио.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 10 дек 2009, 17:58

pan писал(а):Для полноты стоит добавить третий вариант больтраффиевского портрета Джироламо Казио, хранившийся у маркиза де Галло и приобретённый печально знаменитым лордом Элджином в 1806 г, а ныне хранящийся в музее Сан-Диего (Калифорния)
Изображение
Как видим, и на этом портрете присутствует стрела, однако, никто, кажется, не считает юношу Св. Себастьяном. Напротив, стрела, так же как и лавровый венок на голове юноши – атрибуты Аполлона – покровителя поэзии, чье искусство с успехом представлял Казио.

Вот и замечательно, pan.
1. Замечательно, что Вы снова вернулись к нашему обсуждению.
2. Замечательно, что Вы и сами не отрицаете, что если изображена стрела, то вовсе НЕ обязательно в Св. Себастьяны определять.

Итак, вернёмся, к той картине, на которой остановились:

Изображение
Джованни Больтраффио Св.Себастьян, ГМИИ им. Пушкина

Не сочтите за труд расшифровать символы, изображённые на ЭТОЙ картине.

- Виноградная лоза
- Колос пшеницы
- Жемчуг
- Лилии на мантии и др.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение pan » 15 дек 2009, 20:50

Лемурий писал(а):Не сочтите за труд расшифровать символы, изображённые на ЭТОЙ картине.

- Виноградная лоза
- Колос пшеницы
- Жемчуг
- Лилии на мантии и др.


Хорошо. Но вынужден не согласиться с определением венка на голове юноши, как «виноградного», так как листья совсем не похожи на виноградные. Тем более - цветы. На мой взгляд, скорее, венок - фиалковый.
Фиалками ещё со времен античности украшались ложе и могилы безвременно погибших молодых людей, венки из фиалок одевали в знак траура. В то же время фиалка, как первый весенний цветок, считалась знаком, подаваемым Персефоной матери Деметре о своем возвращении, и была символом воскрешения. это Дополняет и усиливает тему воскрешения в символизме венка - колос, традиционно связанный не только с возрождающимися богами древних, но и отсылающий к таинству евхаристии.
Жемчуг в данном случае может означать скромность и девственность, а также надежду на спасение через веру, так как истиной жемчужиной считался Христос.
Стрела неизменный атрибут Св. Себастьяном, которого трудно представить без этого орудия – символа его мук. Однако, так же тесно стрела связана с Аполлоном, согласно древним представлениям насылавшим чуму с помощью своих стрел. В народных представлениях Св. Себастьян, оказавшийся неуязвимым для стрел, лучше всех подходил на роль защитника от этой страшной болезни. Так что стрела на картине, служа атрибутом, может выполнять и апотропейную функцию. Вроде бронзовой мухи, которую изготовил, согласно легенде Вергилий, чтобы избавить Неаполь от мух настоящих.
Лилии на плаще - возможно, должны напоминать о родине святого – Нарбонне, расположенной во Франции. Некоторые авторы говорят, что и похоронен он во Франции – Суассоне.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 16 дек 2009, 17:40

pan писал(а): вынужден не согласиться с определением венка на голове юноши, как «виноградного», так как листья совсем не похожи на виноградные. Тем более - цветы. На мой взгляд, скорее, венок - фиалковый.
Фиалками ещё со времен античности украшались ложе и могилы безвременно погибших молодых людей, венки из фиалок одевали в знак траура. В то же время фиалка, как первый весенний цветок, считалась знаком, подаваемым Персефоной матери Деметре о своем возвращении, и была символом воскрешения.
Согласен с Вами, Уважаемый pan, что венок включает в себя элементы цветов, НО... это именно венок, т. е. цветки переплетены с виноградными листьями.

Изображение

тем более, что мы имеем набросок того же автора

Изображение

На фиалки эти желтые цветы не похожи ни формой цветков, ни формой листьев (у фиалок они вытянутые).

Изображение
Изображение
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение pan » 16 дек 2009, 20:00

Лемурий писал(а):
pan писал(а): вынужден не согласиться с определением венка на голове юноши, как «виноградного», так как листья совсем не похожи на виноградные. Тем более - цветы. На мой взгляд, скорее, венок - фиалковый.
Фиалками ещё со времен античности украшались ложе и могилы безвременно погибших молодых людей, венки из фиалок одевали в знак траура. В то же время фиалка, как первый весенний цветок, считалась знаком, подаваемым Персефоной матери Деметре о своем возвращении, и была символом воскрешения.
Согласен с Вами, Уважаемый pan, что венок включает в себя элементы цветов, НО... это именно венок, т. е. цветки переплетены с виноградными листьями.

Изображение

тем более, что мы имеем набросок того же автора

Изображение

На фиалки эти желтые цветы не похожи ни формой цветков, ни формой листьев (у фиалок они вытянутые).


Уважаемый Лемурий, на приведённых Вами фотографиях - культурная форма фиалки - "анютины глазки". Я же имел ввиду обыкновенную лесную дикую фиалку. Листья венка и форма бутонов, изображенные на картине, на мой взгляд, напоминают именно её.
Изображение
Что касается растения венка на рисунке, то я полагаю, что это сельдерей (или петрушка, называвшаяся древними римлянами «горный сельдерей» - Petroselinum)
Изображение
священное растение, венками из которого украшались победители Истмийских игр, но, кроме того он символизировал печаль, так как был связан с темой смерти и воскрешения.
К тому же, я предполагаю, что художник, хорошо знавший Джироламо, изображая петрушку, мог таким образом обыграть её название с происхождением поэта, выходца из горного замка Casio, т. е. "выросший на камнях"
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 17 дек 2009, 15:58

pan писал(а):Что касается растения венка на рисунке, то я полагаю, что это сельдерей (или петрушка, называвшаяся древними римлянами «горный сельдерей» - Petroselinum)
К тому же, я предполагаю, что художник, хорошо знавший Джироламо, изображая петрушку, мог таким образом обыграть её название с происхождением поэта, выходца из горного замка Casio, т. е. "выросший на камнях"

В таком случае очень похоже на очередной ребус, которые любил загадывать Леонардо :

Petroselinum = Petrа (Скала, камень) + Sella (Престол, курульное кресло высокопоставленного должностного лица).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение pan » 23 дек 2009, 08:15

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Что касается растения венка на рисунке, то я полагаю, что это сельдерей (или петрушка, называвшаяся древними римлянами «горный сельдерей» - Petroselinum)
К тому же, я предполагаю, что художник, хорошо знавший Джироламо, изображая петрушку, мог таким образом обыграть её название с происхождением поэта, выходца из горного замка Casio, т. е. "выросший на камнях"

В таком случае очень похоже на очередной ребус, которые любил загадывать Леонардо :

Petroselinum = Petrа (Скала, камень) + Sella (Престол, курульное кресло высокопоставленного должностного лица).


Возможно.
Только «sella» - не обязательно «курульное кресло», а просто «кресло».
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение El_mariachi » 07 апр 2010, 15:23

Микеланджело vs. Леонардо

Кто из этих двух мастеров был более великим? Этот вопрос оказался в центре дискуссии в новой книги, вышедшей в Великобритании. Ее написал Джонатан Джоунс, известный британский критик. Полное название труда — «Проигранные битвы: Леонардо, Микеланджело и дуэль художников, определивших Ренессанс». Книга посвящена XVI веку, а основная цель господина Джоунса — определить, кто же из двух титанов был более великим художником и как это повлияло на искусство эпохи Возрождения.

Как отмечают британские критики, этот вопрос не раз задавали себе историки искусства, но впервые ему посвятили целую книгу. В ней описаны подчас очень драматичные события из жизни художников. Например, рассказывается, как Микеланджело получил покровительство флорентийских вельмож, что помогло ему пробиться в Риме. Тогда как Леонардо в определенный момент оказался покинут вопреки даже своей сложившейся репутации.

Автор утверждает, что у современников Микеланджело и Леонардо не было сомнений, что это настоящее соревнование. Сам дух конкуренции, по мнению господина Джоунса, был в духе флорентийского Возрождения. Даже заказы, которые художники получали от вельмож, подчас были схожими и только способствовали соревнованию.

Джоунс утверждает, что бесспорным победителем в той далекой битве был Микеланджело, но вот в глобальном плане история оказалась добрее к Леонардо. Сейчас мы уже можем реконструировать более полный образ этого титана искусства и оценить его достижения не только как художника. Сам автор сознается: в его сердце победителем оказался именно Да Винчи. Интересно, что, по мнению Джоунса, если бы в XVI веке победил Леонардо, вся история мирового искусства могла бы пойти по совершенно другому пути.

http://holst.com.ua/blog/2010/04/07/book/
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение Лемурий » 07 апр 2010, 16:15

El_mariachi писал(а):если бы в XVI веке победил Леонардо, вся история мирового искусства могла бы пойти по совершенно другому пути.
http://holst.com.ua/blog/2010/04/07/book/
Вот чем мне "нравятся" серверы .ua, так это за исключительную "правдивость". Если помните, El_mariachi, "фокусы" с зеркалом и картинами Леонардо, что сейчас в теме "Исторические загадки" красуются, из той же "мыльной оперы"...

Что же касается Микеланджело и Леонардо, то дух соперничества безусловно был, причем оба люто ненавидели друг друга.
Говорят, что, получив как-то заказ от папы, он тотчас же начал перегонять масла и травы для получения лака, на что папа Лев заметил:
"Увы! Этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде чем начать работу". Между Микельанджело Буонарроти и Леонардо существовала большая вражда. Поэтому из-за соперничества с ним Микельанджело с разрешения герцога Джулиано покинул Флоренцию, куда он был призван папой для работы над фасадом церкви Сан Лоренцо. Леонардо, услыхав об этом, тоже уехал и отправился во Францию(38), где король, у которого были его произведения, весьма ему благоволил и хотел, чтобы он написал картон со св. Анной...
-------
Джорджо Вазари Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение El_mariachi » 08 апр 2010, 22:50

Нет, там ведь источник написан другой http://www.reuters.com

Про соперничество я знаю, Микеланджело был моложе, и я гдето даже читал что он писал в своем дневнике, он говорил что в обшестве где бывает Леонардо(а он был в основном у неоплатоников) он себя чувствует глупцом, примерно такой смысл. А вообще конечно интересна мысль, что Микеланджело превзошел Леонардо.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Леонардо да Винчи (продолжение)

Сообщение pan » 09 апр 2010, 20:44

Лемурий писал(а):
El_mariachi писал(а):А на счет "Тайной вечерни" многие говорят что это рука Иоанна, просто надо в хорошем разрешении смотреть.
Pan уже пытался так вывернуть руку... УВЫ. Можете сами попробовать.

Здесь хорошее разрешение:

:arrow: The Last Supper, 1495 -1498, Mixed technique, Convent of Santa Maria delle Grazie, Milan

Это увеличенное фото:

Изображение

Поверьте зрителю, который воочию видел фреску в Santa Maria delle Grazie - это рука никому НЕ принадлежит.

В своё время мы с Analogopotom этот "пассаж" уже обсуждали. Она может подтвердить - это рука НЕ Иоанна.



Действительно, «это рука НЕ Иоанна», но это и не «никому не принадлежащая» рука. Также здесь отсутствуют намёки на казнь Иоанна Крестителя, как намекаете Вы сейчас. Здесь намёк на будущее событие, когда именно импульсивный Пётр отсечет ухо Малху. (Ин. 18:10). Хотя, согласно Евангелию, двое апостолов были вооружены мечами (Лк. 22:36-38), но сделал это именно Пётр, согласно своему характеру, что и старался отразить в своей картине Леонардо.

«Леонардо убрал жест одного из апостолов, который опускает бокал, а также жест апостола, разрезающего пополам кусок хлеба. Из двух ножей, о которых говорится в примечаниях, на картине остаётся только один, в руке святого Петра.»
(Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель и ученый. В 2-х тт.. т.1. – М., ЗАО БММ, 2007 , стр. 179. )

«… святой Петр, нашептывающий на ухо соседу, по-прежнему держит нож.»
(Кларк К. Леонардо да Винчи. – СПб, 2009, стр. 127)

«…что касается выражения лиц, мы не можем не начать с апостолов сразу же справа от Христа: Иоанна и Петра. Эти два персонажа представляют собой типичный результат сочетания исследований художника в анатомии и физиогномике и графических традиций, где нежная натура Иоанна (символизирующая, согласно святому Фоме, созерцательный образ жизни) часто противопоставлялась вспыльчивому характеру Петра (символу активной жизни).
Размещая апостолов одного позади другого, Леонардо подчеркивает это различие их контрастирующими жестами, а также разными выражениями лица: возмущенного и меланхоличного. Иоанн, который, согласно Евангелию, почти возлежал на груди Христа, когда Петр вопрошал его, что он думает о произнесенных словах Господа, изображен в манере, соответствующей его характеру: голова мягко наклонена в сторону, руки соединены в жесте отрешения. Петр же, напротив, трясет Иоанна левой рукой, требуя ответа на вопрос, и в то же время другой рукой почти незаметно хватается за нож»
( цит. по книге: Леонардо да Винчи. Гениальный художник и ученый. Харьков-Белгород, 2008, стр. 56-57 ( в ориг. - Leonardo. Arts & Sience. – Firence – Milano, 2000), в числе авторитетных авторов которой и К. Педретти)

Из записных книжек Леонардо, относящихся к работе над «Тайной вечерей» остались краткие записи, относящиеся к работе над "Тайной вечерей": "... Еще один что-то говорит в самое ухо соседу, а тот повернулся к нему с живым интересом, в руках у него нож (святой Петр)... а еще один, который тоже держит нож, повернулся и ставит на стол стакан". Никаких намёков, как видите на Иоанна Крестителя.

Относительно того, что выглядит кисть всё же несколько сомнительно, я уже раньше писал:
[quote=pan]Ещё в середине прошлого века Мауро Пелиоччи, восемь лет занимавшийся реставрацией фрески, обнаружил, что некоторые изменения в уже готовую работу вносил ещё сам Леонардо. Так что, даже дойдя до авторского письма, реставратору трудно определить верные очертания окончательного варианта. Не исключено, что то, что мы сейчас видим на месте руки Петра - сочетание двух (или более) вариантов. И ладонь из одного варианта оказывается под неправильным углом к предплечью из другого варианта[/quote]

Вывернуть же руку примерно как у Св. Петра не вызывает особых сложностей:
Изображение Изображение
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35