Лемурий писал(а):El_mariachi писал(а):А на счет "Тайной вечерни" многие говорят что это рука Иоанна, просто надо в хорошем разрешении смотреть.
Pan уже пытался так вывернуть руку... УВЫ. Можете сами попробовать.
Здесь хорошее разрешение:
The Last Supper, 1495 -1498, Mixed technique, Convent of Santa Maria delle Grazie, MilanЭто увеличенное фото:
Поверьте зрителю, который воочию видел фреску в Santa Maria delle Grazie - это рука никому НЕ принадлежит.
В своё время мы с Analogopotom этот "пассаж" уже обсуждали. Она может подтвердить - это рука НЕ Иоанна.
Действительно, «это рука НЕ Иоанна», но это и не «никому не принадлежащая» рука. Также здесь отсутствуют намёки на казнь Иоанна Крестителя, как намекаете Вы сейчас. Здесь намёк на будущее событие, когда именно импульсивный Пётр отсечет ухо Малху. (Ин. 18:10). Хотя, согласно Евангелию, двое апостолов были вооружены мечами (Лк. 22:36-38), но сделал это именно Пётр, согласно своему характеру, что и старался отразить в своей картине Леонардо.
«Леонардо убрал жест одного из апостолов, который опускает бокал, а также жест апостола, разрезающего пополам кусок хлеба. Из двух ножей, о которых говорится в примечаниях, на картине остаётся только один, в руке святого Петра.»
(Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель и ученый. В 2-х тт.. т.1. – М., ЗАО БММ, 2007 , стр. 179. )
«… святой Петр, нашептывающий на ухо соседу, по-прежнему держит нож.»
(Кларк К. Леонардо да Винчи. – СПб, 2009, стр. 127)
«…что касается выражения лиц, мы не можем не начать с апостолов сразу же справа от Христа: Иоанна и Петра. Эти два персонажа представляют собой типичный результат сочетания исследований художника в анатомии и физиогномике и графических традиций, где нежная натура Иоанна (символизирующая, согласно святому Фоме, созерцательный образ жизни) часто противопоставлялась вспыльчивому характеру Петра (символу активной жизни).
Размещая апостолов одного позади другого, Леонардо подчеркивает это различие их контрастирующими жестами, а также разными выражениями лица: возмущенного и меланхоличного. Иоанн, который, согласно Евангелию, почти возлежал на груди Христа, когда Петр вопрошал его, что он думает о произнесенных словах Господа, изображен в манере, соответствующей его характеру: голова мягко наклонена в сторону, руки соединены в жесте отрешения. Петр же, напротив, трясет Иоанна левой рукой, требуя ответа на вопрос, и в то же время другой рукой почти незаметно хватается за нож»
( цит. по книге: Леонардо да Винчи. Гениальный художник и ученый. Харьков-Белгород, 2008, стр. 56-57 ( в ориг. - Leonardo. Arts & Sience. – Firence – Milano, 2000), в числе авторитетных авторов которой и К. Педретти)
Из записных книжек Леонардо, относящихся к работе над «Тайной вечерей» остались краткие записи, относящиеся к работе над "Тайной вечерей": "... Еще один что-то говорит в самое ухо соседу, а тот повернулся к нему с живым интересом, в руках у него нож (святой Петр)... а еще один, который тоже держит нож, повернулся и ставит на стол стакан". Никаких намёков, как видите на Иоанна Крестителя.
Относительно того, что выглядит кисть всё же несколько сомнительно, я уже раньше писал:
[quote=pan]Ещё в середине прошлого века Мауро Пелиоччи, восемь лет занимавшийся реставрацией фрески, обнаружил, что некоторые изменения в уже готовую работу вносил ещё сам Леонардо. Так что, даже дойдя до авторского письма, реставратору трудно определить верные очертания окончательного варианта. Не исключено, что то, что мы сейчас видим на месте руки Петра - сочетание двух (или более) вариантов. И ладонь из одного варианта оказывается под неправильным углом к предплечью из другого варианта[/quote]
Вывернуть же руку примерно как у Св. Петра не вызывает особых сложностей: