Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение pan » 13 май 2009, 05:08

Лемурий писал(а): Во-первых, если мы рассматриваем этот знак как астролигический, то это знак Солнца (Sun cross), а зачем Леонардо надо было заимствовать знак Солнца, если этот знак уже был:


Нет, астрологический знак Солнца - Изображение

Астрологические знаки Земли:
Изображение
Знаков Земли есть немало и других, и в большинстве случаев в них отражена четырехчастная структура пространства. Кстати, в указанной Вами ссылке http://en.wikipedia.org/wiki/Solar_symbol также говорится, что как астрономический символ, (Sun cross) означает "землю".

Но верно и то, что в древности знаком Солнца было изображение креста или креста в круге:
Изображение
Почитание Солнца и Луны. С вавилонской цилиндрической печати, где изображено поклонение не статуям богов, а их символам, помещенным на постаменты.

Изображение
Знак в виде креста – символ бога Солнца Шамаша. Фрагмент монумента в честь ассирийского царя Шамшираммбана IV. Ок. 818 г. до н.э.

Как произошло такое совмещение или перенос значений – вопрос, требующий значительного отвлечения от нашей темы. Если вкратце, то это могло произойти из-за общей взаимосвязи и Земли и Солнца с проблемами плодородия в широком смысле.
А вот вопрос «зачем Леонардо надо было заимствовать знак Солнца, если этот знак уже был», действительно интересен для темы. Думаю, суть в том, что Дева Мария носила в чреве Иисуса: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис. 7:14). Эммануил означает «С-нами-Бог». Вместе с тем, Иисус Христос воспринимался и воспринимается как символическое Солнце: «Взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах его» (Мал. 4:5), «узрим Христа - Солнце правды, всех жизнью просвещающего» (Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон, Песни 4-5)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 13 май 2009, 05:12

Лемурий писал(а):Картину "Мадонна Литта" начинали писать ученики, Леонардо сделал лишь первоначальный набросок (Вы его привели) и в конце дорисовал детали: кудри младенцу, сетку вдовы со знаками, горный пейзаж за окном (скорее всего подправил и головку Cardellino), которые в корне меняют символику картины.


Это очень любопытно – кто сделал первоначальный рисунок на доске, кто наложил первый слой красок и т.д. - но, увы, недоказуемо. А набросок, напротив, свидетельствует о первоначальном замысле, зарождающемся в сознании художника. На нём же мы видим, что волосы женщины лишь слегка прикрыты повязкой. Для традиционного образа Елисаветы это недопустимо.

Лемурий писал(а):По поводу молода или стара - это видение художника. Традиционно преклонных лет, но для Леонардо просто в годах, не утратившая природную красоту....

Для того, чтобы быть понятым, художнику необходимо согласовывать своё видение с традиционными представлениями общества. Вспомните, что луврскую «Мадонну в скалах» отказались принимать именно из-за неканонических (по мнению заказчиков) образов. «Мадонну Литту» сразу же воспринимали именно, как Деву Марию и Иисуса. Следовательно, их образы соответствовали традиционным представлениям о них.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 13 май 2009, 10:47

pan писал(а):*Позже, в конце XVI в., знаком, который, как считает уважаемый Лемурий, означает эта фигура (т.е. крест в круге) также стали пользоваться для обозначения Земли.
Напомню, что мы рассматриваем конец XV века...

Мартин Кэмп "Леонардо" (2004) М., 2006 с. 140-141
В одной из своих ранних заметок он [Леонардо], в частности, написал, что "древние называли человека "малым миром"". В другом месте он связывает эту мысль с Птоломеем, наиболее почитаемым ученым древности. Основная его идея состояла в том, что тело человека - это микрокосм, отражающий и в целом, и в своих отдельных частях макрокосм, или большой мир.
...одним из представителей этой концепции был Платон. Римский писатель и оратор Сенека, вероятно, был ближе всего к Леонардо в оценке соотношения общего и частей...


"человек - образец мира" (Br.M. 156 v.)

Вы, Pan, совершенно справедливо обратили внимание на "звезды" на накидке и рядом со знаком Изображение - это знак микрокосма.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24161
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 13 май 2009, 10:57

pan писал(а): На нём же мы видим, что волосы женщины лишь слегка прикрыты повязкой. Для традиционного образа Елисаветы это недопустимо.
Расскрою "секрет": Человека в скульптуре лепят сперва нагим и только потом "одевают", а наброски и подсмотреть могут, зачем лишние вопросы?
Всё таки давайте вернемся к цветам на картинах с девами Мариями, что с брошью и непокрытыми волосами...

Интересует символика этих цветов:
The Madonna of the Carnation (1478-80)
Изображение
и
Madonna with a Flower (Madonna Benois) (1478)
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24161
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 14 май 2009, 04:18

Лемурий писал(а):
pan писал(а):*Позже, в конце XVI в., знаком, который, как считает уважаемый Лемурий, означает эта фигура (т.е. крест в круге) также стали пользоваться для обозначения Земли.
Напомню, что мы рассматриваем конец XV века...


Вы правы, конечно. Но ведь до того, как нововведение получает более широкое признание, оно "живет" некоторое время в узком кругу. Не мог ли Леонардо (или некто из его круга) положить начало применению такого символа именно в этом значении?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 14 май 2009, 04:23

Лемурий писал(а):Мартин Кэмп "Леонардо" (2004) М., 2006 с. 140-141
В одной из своих ранних заметок он [Леонардо], в частности, написал, что "древние называли человека "малым миром"". В другом месте он связывает эту мысль с Птоломеем, наиболее почитаемым ученым древности. Основная его идея состояла в том, что тело человека - это микрокосм, отражающий и в целом, и в своих отдельных частях макрокосм, или большой мир.
...одним из представителей этой концепции был Платон. Римский писатель и оратор Сенека, вероятно, был ближе всего к Леонардо в оценке соотношения общего и частей...


"человек - образец мира" (Br.M. 156 v.)

Вы, Pan, совершенно справедливо обратили внимание на "звезды" на накидке и рядом со знаком Изображение - это знак микрокосма.


Да, действительно, Леонардо проводил такое сравнение:
394. А 55 v. «Человек назван древними малым миром, — и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли.»

Но считал ли он человека, которого сравнивал с Землей, центром мироздания? Ответ дает сам Леонардо:
305. F.41v. «Что земля не в центре солнечного круга и не в центре мира, а в центре стихий своих, ей близких и с ней соединенных; и кто стал бы на луне, когда она вместе с солнцем под нами, тому эта наша земля с стихией воды казалась бы играющей роль ту же, что луна по отношению к нам.»

Более того, он писал:
F.5r.-4r. «… У меня же недостает слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклоняться людям, чем солнцу, так как во вселенной не вижу я тела большего и могущественнейшего, и его свет освещает все небесные тела, размещенные по вселенной. Все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во вселенной, как покажу я в книге 4-й. И, конечно, те, кто хотел поклоняться людям как богам, как-то Юпитеру, Сатурну, Марсу и прочим, величайшую совершили ошибку, видя, что будь даже человек величиной с мир наш, все же оказался бы он подобен самой малой звезде, которая кажется точкой в мироздании, и видя к тому же людей этих смертными и тленными, и бренными в гробах их.»

Но можем ли мы предположить, что Иисус, как Совершенный Человек (а, следовательно, и «микрокосмос») и «Солнце правды», мог бы быть для Леонардо центром мироздания? Во всяком случае, этому не противоречит следующая его запись:
W. An. В. 8 r. «…Неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина.»

Хотя, повторю, в своих записках он предстает скорее естествоиспытателем, чем кем либо ещё, (спорящим с Платоном на основании своего опыта, а не твердящим заученные истины), и не интересующимся какими либо религиозными теориями.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 14 май 2009, 04:27

Лемурий писал(а):Расскрою "секрет": Человека в скульптуре лепят сперва нагим и только потом "одевают", а наброски и подсмотреть могут, зачем лишние вопросы?


А высекающие из камня, наверное, одежду тоже высекают отдельно, а потом «одевают»…
Хочу тоже поделиться секретом: художники не всегда рисуют обнаженные фигуры, иногда они пишут картины с одетыми людьми и при этом не просят позирующих людей раздеться. Анатомические штудии остаются на ученическом этапе. Наброски же позволяют проследить за сокровенными побуждениями и ходом мысли, волновавшей художника при зарождении картины и обнаружить идею, лежащую в её основе. Всё ради того, чтобы глубже понимать её смысл. Если же считать, что кто-то подсмотрел наброски, потом коллективно написал картину, а Леонардо пришёл и расставил гностические знаки, то… Это просто несерьёзно.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 14 май 2009, 08:26

pan писал(а):Если же считать, что кто-то подсмотрел наброски, потом коллективно написал картину, а Леонардо пришёл и расставил гностические знаки, то… Это просто несерьёзно.
Именно так и считают искусствоведы. Структура (план) картины принадлежат Леонардо. Картину рисовали его помощники, но бесспорно за ним последние штрихи.

Рисунок [Мадонна Литта] безусловно принадлежит Леонардо, но картину считают написанной миланским помощником мастера. Скорее всего, этим помощником был Марко д`Оджионо, а не более своеобразный Больтраффио, хотя вполне возможно, что над картиной трудились оба...

Чарльз Николл "Леонардо да Винчи. Полет разума"(2004), М.,2006, с. 312

Раз уже начали разбирать записные книжки, то попробуйте найти в них упоминание Иисуса и сравните с упоминанием Иоанна Крестителя.

А символика в 2-х "девах Мариях" - важный этап исследования...

В случае с Madonna with a Flower (Madonna Benois) (1478)
Изображение

Здесь "просто":
Изображение

Крестообразная Белая горчица (Eruca stiva) (поверим W. Emboden, Leonardo da Vinci on Plants and Gardens, London, 1987, c.120) - символ креста и связанного с ним распятия, терновник в левой руке девы Марии - символ предстоящих страданий.
Ни пальмы, ни лавра, ничего подобного. Просто символы распятия (хотя сам крест был Т-образный символ его в виде правильного креста).
А вот со второй картиной посложнее.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24161
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Акростих картины "Мадонна с гвоздикой"

Сообщение Лемурий » 17 май 2009, 10:40

"Мадонна с гвоздикой" (1478 - 1480), Мюнхен, Старая Пинакотека
Изображение

Прежде чем разбирать эту картину хочу напомнить ту политическую ситуацию 1478 года, которая была во Флоренции к началу создания картины.

"[...] mbre 1478 inchomincai le 2 vergini Marie" - речь может идти о сентябре, ноябре или декабре 1478 года.

26 апреля 1478 года в самом флорентийском соборе, когда священник вознес над головой Святые Дары, зазвонил колокол и некий Бернардо ди Бандино Барончелли вонзил нож в тело Джулиано Медичи (младшего брата Лоренцо Великолепного), затем набросился другой убийца Франческо Пации. На теле убитого найдут 19 ран. Другие двое убийц накинулись на Лоренцо Медичи, но истекая кровью он сумел укрыться в северной ризнице. В драке был смертельно ранен также друг Лоренцо Франческо Нории.

Этот день назовут Апрельским заговором или заговор Пацции. Богатые флорентийские купцы Пацции, поддерживаемые папой Сикстом IV и архиепископом Пизанским, восстали против узурпировавших власть во Флоренции Медичи.
Годом раньше в Милане также в городском соборе во время мессы был убит герцог Миланский старший брат Лодовико Сфорца (будущего покровителя Леонардо).

Во Флоренции начались репрессии - были казнены не меньше 80 сторонников заговора. В гневе папа конфисковал всё имущество Медичи, на которое смог наложить руку, закрыл в Риме концессии банка Медичи, отлучил от церкви Лоренцо и всё правительство Флоренции, и наконец наложил отлучение на весь город. Затем папа Cикст IV договорился с неаполитанским правителем Феррантом, сын которого, Альфонсо, напал на Флоренцию.
В ответ на эти действия жители Флоренции отлучили папу.
Можно только представить какие хулы неслись в городе в адрес Рима...

Теперь сама картина.

Изображение

Как Вы, Pan, считаете, где встречаются эти предметы в таком сочетании :?:

1. Золотые одежды;
2. Багряные одежды и порфир;
3. Драгоценный камень и жемчуг;
4. Чаша для вина со слитком золота (!);
5. Бузина (Символ колдовства и магии. Веточку бузины надевали на Вальпургиеву ночь) и прочие перезревшие цветы, наполняющие чашу №4.

Ну и венчает композицию "гвоздика" - символ символ любви, а также страстной влюбленности и страсти.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24161
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 19 май 2009, 15:42

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Если же считать, что кто-то подсмотрел наброски, потом коллективно написал картину, а Леонардо пришёл и расставил гностические знаки, то… Это просто несерьёзно.
Именно так и считают искусствоведы. Структура (план) картины принадлежат Леонардо. Картину рисовали его помощники, но бесспорно за ним последние штрихи.

Рисунок [Мадонна Литта] безусловно принадлежит Леонардо, но картину считают написанной миланским помощником мастера. Скорее всего, этим помощником был Марко д`Оджионо, а не более своеобразный Больтраффио, хотя вполне возможно, что над картиной трудились оба...

Чарльз Николл "Леонардо да Винчи. Полет разума"(2004), М.,2006, с. 312


Чарльз Николл - литератор, пишущий на разные темы, в том числе и о жизни выдающихся личностей, но он не искусствовед. Отсутствие фактов или нехватку знаний он компенсирует своими догадками. Мог ли Марко д’Оджионо родившийся в 1475 г. помочь Леонардо в работе над Мадонной Литтой между 1480-1485 гг, чем-либо, кроме перетирания красок? Насколько манера Д’Оджионо и Больтраффио соответствует манере Леонардо, убедитесь сами.
Изображение
Д’Оджионо. Мадонна с младенцами. Фрагмент. Париж

Изображение
Д’Оджионо. Спаситель Мира. Фрагмент

Изображение
Д’Оджионо. Святое Семейство. Фрагмент

Изображение
Д’Оджионо. Мадонна с младенцем. Фрагмент.

Изображение
Д’Оджионо. Рождество.
-------------------
P.S. Больтраффио попозже загружу сегодня. К сожалению, занят в последнее время.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 19 май 2009, 16:26

pan писал(а):Мог ли Марко д’Оджионо родившийся в 1475 г. помочь Леонардо в работе над Мадонной Литтой между 1480-1485 гг, чем-либо, кроме перетирания красок?
Картина Madonna Litta написана между 1490 - 1491 гг.

Marco D'Oggiono (1470-1549) - 20 лет это вполне подходящий возраст для ученика.

Мадонна Литта, конечно, шедевр! Но большеголовый младенец с большими глазами несвойственная техника изображения для Леонардо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24161
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 20 май 2009, 17:00

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Мог ли Марко д’Оджионо родившийся в 1475 г. помочь Леонардо в работе над Мадонной Литтой между 1480-1485 гг, чем-либо, кроме перетирания красок?
Картина Madonna Litta написана между 1490 - 1491 гг.

Marco D'Oggiono (1470-1549) - 20 лет это вполне подходящий возраст для ученика.

Мадонна Литта, конечно, шедевр! Но большеголовый младенец с большими глазами несвойственная техника изображения для Леонардо.


Уважаемый Лемурий, возможно, где-то считают, что «Мадонна Литта» была создана десятилетием позже, а Марко д’Оджионо родился в 1470 г., (я даже встречал 1467 г.), и годы создания «Мадонны Литты» смещают вперёд, только сама манера письма д’Оджионо говорит сама за себя, а именно - что он был лишь, мягко говоря, малоспособным учеником Леонардо.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 20 май 2009, 17:12

Работы Джованни Антонио Больтраффио (Бельтраффио), родившегося в 1467 г., на мой взгляд, более талантливого художника, чем упоминавшийся ранее Марко д'Оджионе.

Изображение
Больтраффио. Лодская Мадонна. Фрагмент. 1510-1515. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Изображение
Больтраффио. Дева Мария с Младенцем. 1490-1500. Фрагмент. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Изображение
Больтраффио. Дева Мария и Младенец с цветочной вазой. Фрагмент. Музей Польди Пеццоли, Милан

Изображение
Больтраффио. Мадонна с Младенцем, Святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами. Фрагмент. Лувр, Париж

Но и он, как видите, в лучшем случае, мог написать пейзаж за окнами.
Обратите внимание, уважаемый Лемурий, на чёрный шарф Мадонны, в первой и четвёртой картинке. На мой взгляд, он весьма напоминает шарф в "Мадонне Литте".
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 20 май 2009, 17:35

Лемурий писал(а):
Здесь "просто":
Изображение

Крестообразная Белая горчица (Eruca stiva) (поверим W. Emboden, Leonardo da Vinci on Plants and Gardens, London, 1987, c.120) - символ креста и связанного с ним распятия, терновник в левой руке девы Марии - символ предстоящих страданий.
Ни пальмы, ни лавра, ничего подобного. Просто символы распятия (хотя сам крест был Т-образный символ его в виде правильного креста).
А вот со второй картиной посложнее.


Здесь вполне согласен с Вами, однако думаю, следует добавить, что в рассматриваемый период уже любое растение, несущее в своей анатомии крестообразные черты, рассматривалось в представлении христианских народов как связанное, из-за своей формы, с Крестом Господним. В этой картине Леонардо основным элементном этого символа, думаю, можем выделить его удвоение. Мы можем видеть восемь лепестков ( независимо на каком растении: на горчице, или эруке, рукколе, индау, и т.д. - (Eruca sativa L.), как Вы сообщали). Это представляется главным, так как число восемь - символ возрождения и число Иисуса Христа.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Акростих картины "Мадонна с гвоздикой"

Сообщение pan » 20 май 2009, 18:00

Лемурий писал(а):"Мадонна с гвоздикой" (1478 - 1480), Мюнхен, Старая Пинакотека
Изображение

/.../
Как Вы, Pan, считаете, где встречаются эти предметы в таком сочетании :?:

1. Золотые одежды;
2. Багряные одежды и порфир;
3. Драгоценный камень и жемчуг;
4. Чаша для вина со слитком золота (!);
5. Бузина (Символ колдовства и магии. Веточку бузины надевали на Вальпургиеву ночь) и прочие перезревшие цветы, наполняющие чашу №4.

Ну и венчает композицию "гвоздика" - символ символ любви, а также страстной влюбленности и страсти.


Красные, синие и жёлтые (золотые) цвета в одеянии Девы Марии традиционны.
"Слиток золота", на мой взгляд, это скорее - кусок хлеба
Изображение
Хлеб в сочетании с вином - символ причастия. В цветах не нахожу никаких признаков перезревания. Ваза с цветами - символ Великой Матери, её воспринимающего начала , в более широком смысле - символ плодородия.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 24