El_mariachi писал(а):pan
Тут рождается следующий вопрос. А писал ли он вообще картину под названием "Salvator Mundi" ?
Если да, кто его заказывал(как я понял не Людовик, и не Маркиза) .
Если нет, тогда заЧем ищут то, Чего нет.
По мнению некоторых исследователей, напр. К. Кларка, Леонардо «судя по всему, действительно написал одиночную фигуру Христа с шаром в руках, известную по множеству копий»(1) , которая «то ли ранее, то ли позднее стала центром композиции – группы мудрецов»(2). Но в той же книге Кларк писал: «однако в большинстве случаев кропотливая работа над картиной казалась ему слишком докучной, и он довольствовался тем, что полностью раскрывал свой творческий потенциал в набросках: ими тут же завладевали ученики или прихлебатели и превращали их в ходкий товар»(3) . «Нередко в их руках тончайшие приемы Леонардо превращались в нечто вымученное и банальное, его таинственность и двусмысленность оборачивались неуклюжестью и грубостью. Именно их неудачные попытки стали причиной большинства позднейших недоразумений в идентификации стиля Леонардо, хотя следует заметить, что только благодаря копиям нам известны некоторые из его великих композиций»(4), - добавлял Р. Уоллейс. О том, что Леонардо перестал писать сам, свидетельствует письмо Пьетро Новеллара к Изабелле д’Эсте от 3 апреля 1501 г.: «С того времени, как он приехал во Флоренцию, он сделал только один рисунок, на картоне… [далее следует описание картона «Мадонна с младенцем и св. Анной]. Он не занимается ничем другим, хотя два его помощника делают копии, а он время от времени поправляет их. Большую часть времени он посвящает геометрии и не имеет желания прикасаться к кисти»(5) . В другом письме к маркизе от 14 апреля 1501 г. Новеллара писал: «Вкратце можно сказать, что его математические эксперименты настолько отвлекли его от живописи, что он не прикасается к кисти»(6). Правда, в письме Манфредо ди Манфреди к маркизе от 31 июля 1501 г. утверждается, со слов Леонардо, что «…он уже начал работать над картиной, которую хотела от него получить ваша светлость»(7). Но, это письмо вряд ли успокоило маркизу, так как она знала, что работа над её портретом началась уже более года назад. Впрочем, специалисты не считают картон, с портретом Изабеллы д’Эсте, хранящийся в Лувре, работой Леонардо.(8)
Леонардо мог начать наброски (см. выше), относящиеся к «Salvator Mundi», заинтересовавшись на время темами, перечисленными в заказах маркизы, и даже выполнить картон (9) , но не исключено, что замысел картины мог возникнуть и раньше знакомства с Изабеллой д’Эсте, что косвенно подтверждается напр., «Salvator Mundi» работы д’Оджионо (см. выше), относимой к 1494 г. В пользу существования картона говорит факт существования многочисленных копий разных авторов, но следует заметить, что все они отличаются друг от друга в той или иной степени.(10) Нельзя исключить, что эти наброски также могли возникнуть и при подготовке к работе над фигурой Христа в «Тайной вечере», к которой Леонардо приступил в конце 1494 г. - начале 1495 г. В этот период Леонардо выполнил множество этюдов фигур в разных позах и с разными жестами, зарисовывая своих современников, в том числе учеников.(11)
Картину «Salvator Mundi» мог никто не заказывать, это могла быть ученическая работа по проработанному эскизу Леонардо и, возможно, подправленная им. И разошедшаяся впоследствии в копиях, что весьма обычно среди учеников и является их инициативой, а нередко – желанием заработать. Что также весьма обычно во все времена, как напр. обращение Салаи к маркизе (см. выше). Вместе с тем, этот период, 1500 - 1506 гг, проведенный Леонардо во Флоренции - один из самых плодотворных в его творчестве. Но, похоже, это был период, когда Леонардо сам решал, что ему интересно делать, а что - нет.
Последний вопрос, полагаю - риторический?
----------------------------------------------
1- Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. – СПб., 2009, стр. 162
2 - Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. – СПб., 2009, стр. 162-163
3 - Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. – СПб., 2009, стр. 161
4 - Уоллейс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М., 1997, стр. 148
5 - Текст письма по: Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. – М., 2006, стр. 433-434
6 - Текст письма по: Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. – М., 2006, стр. 434
7 - Текст письма по: Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. – М., 2006, стр. 439
8 - Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. – СПб., 2009, стр. 133
9 - Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. 1452-1519. Полное собрание живописи и графики. – Tashen – АРТ-родник, 2009. стр. 250
10 - там же
11 - Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. 1452-1519. Полное собрание живописи и графики. – Tashen – АРТ-родник, 2009. стр. 230-231