Лемурий писал(а): Короче, так понимаю, символы связать в том понимании в каком Вы их видите - не хотите, либо не можете в силу очевидного абсурда. Так?
Не совсем так, уважаемый Лемурий. Своё понимание картины я уже излагал, (хотя и не в одном посте) и полагал, что мои сообщения дают об этом представление. И не хотелось вновь повторять и излагать значения символов очевидных. Но, раз уж Вы требуете «связать символы», что ж, придётся повторяться.
На этой картине мы видим образы Девы Марии и Младенца Иисуса, соответствующие традиционной (к тому времени, уже давно) иконографии их изображения. Дева Мария облачена в красное с синим/голубым платье и синий с желтой/золотистой подкладкой плащ/накидку, волосы её полуприкрыты традиционной вуалью/накидкой. На груди платье скреплено большой брошью с прозрачным камнем (возможно, горным хрусталём), окруженном бордюром из жемчужин. Мария держит в руке красную гвоздику, к которой протягивает руки Младенец. Рядом с Марией на плоском диске – натюрморт: друг на друге стоит группа предметов – сосудов – шкатулка, закрытая чаша, ваза с разнообразными цветами.
Цвета одежда Девы Марии традиционны: красный цвет – символ мученических страданий и крови Христа; синий – символ трансцендентного горнего мира, цвет неба, напоминание о том значении, которое Мария имеет как Царица Небесная. Чаще всего применяется как символический цвет Девы Марии.
Плащ – символ защиты. Его цвета символизируют небесное покровительство и защиту (синий) и небесный свет, божественное откровение и присутствие Бога (золотой).
Вуаль/накидка – символ скромности и целомудрия.
Брошь – символ защиты, амулет. Горный хрусталь – символ высшей добродетели, камень Девы Марии, который, не имея собственного цвета и блеска, светится только в присутствии Солнца (Иисуса Христа: «Взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах его» (Мал. 4:5), «узрим Христа - Солнце правды, всех жизнью просвещающего» (Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон, Песни 4-5)). Жемчуг (символ чистоты и совершенства, ценнейшего сокровища – спасения («Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который нашёл одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф. 13:45), и слова Божия («Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями…» (Мф. 7:6)), опоясывающий горный хрусталь – символ врат небесного Иерусалима (Отк. 21:21).
Красная гвоздика в руке Марии символ Страстей Господних, из-за формы цветков и бутонов, а также плодов, напоминающих гвозди, которыми Христос был пригвождён к Кресту. Согласно народным христианским поверьям, впервые гвоздика расцвела в тот день, когда родился Христос, предзнаменуя этим будущие Страсти Господни.
Шкатулка и закрытая чаша - эти предметы могут быть дарами волхвов: в золотой шкатулке может скрываться ладан, а в закрытой чаше – смирна.
Ларец или шкатулка – символ обладания благами. Само слово шкатулка (pyxis на латинском) в раннехристианское время применялось ко всем сосудам, использовавшимся для хранения Святых Даров. Материал, из которого она изготовлена – золото - символ небесного света и совершенства. Само по себе присутствие золотого предмета – намёк на скрытое сокровище и присутствие Бога. В данном случае оно атрибут Христа (дар волхвов) и символ духовного сокровища, даруемого им.
В материальном плане шкатулка может скрывать ладан, ещё один дар волхвов – символ жертвы и средство общения земного мира с Небесным. Ладан рассматривался также как апотропейное средство, изгоняющее нечисть.
Чаша, неоднократно встречается в Евангелиях и христианских легендах. Это может быть и «чаша бессмертия», которой обладал Адам в Раю; или чаша Тайной Вечери: «И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя за многих изливаемая». (Мк. 14: 23-24); или чаша Евхаристии в которую собрал Кровь Христа Иосиф Аримафейский, и которая позже стала ассоциироваться со Святым Граалем. Это может быть и олицетворение страданий Христа в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.» (Мф. 26:42). По сути, чаша в христианстве – символ жертвенного Сердца Христова, дарующего Божье милосердие.
Материал чаши – стекло (или хрусталь) символизируют чистоту и духовное совершенство, а также означает изменение внутреннего состояния и переход из одного плана к другому.
Чаша, возможно, содержит смирну, ещё один дар волхвов – смолу употреблявшуюся при бальзамировании, а потому символ страдания и печали, но, вместе с тем и Божьей милости. В данном случае чаша является символом грядущих Страстей Христовых.
Стеклянная прозрачная ваза с цветами, в данном случае – символ непорочного зачатия.
Цветы в вазе – букет – символ плодородия и расцвета новой жизни с появлением Младенца Иисуса.
Теперь о цветах букета. Надеюсь, на этой картинке изображение немного получше, и никому не придётся ни портить своё зрение, ни напрягать фантазию, чтобы узнать цветы.
Насчёт бузины – повторюсь, я вовсе не уверен, что корзинка мелких белых цветов в центре букета является бузиной. Это может быть и каким-либо другим, внешне схожим растением, например, тысячелистником. Но, будем считать, что это бузина, однако, даже в этом случае, это растение в народных представлениях также косвенно связано с персонажами Евангелий. Так его неприятный запах объяснялся тем, что на нём повесился Иуда. В то же время бузину широко использовали в качестве универсального оберега (не только в Вальпургиеву ночь, но и в дни больших христианских праздников – Пасхи, Вербного воскресенья, дня Божьего Тела и т.д.), для защиты дома, хозяйственных построек, и т.д., в том числе и для защиты рожениц и младенцев.
Адонис (горицвет) – цветок, посвящённый сирийско-финикийскому вечно юному полубогу Адонису (от еврейского «адонай» – «господь мой», или финикийского «адон» - «господь», «владыка»), довольно рано, вероятно, не позднее второй половины II тыс. до н.э., вошедшему в пантеон греческих божеств, принятых впоследствии римлянами. По различным вариантам мифа растение анемон (ветреница) выросло из крови смертельно раненного Адониса или из слёз оплакивающей его смерть Афродиты. В народных представлениях контаминация могла произойти из-за существования двух растений, связанных с мифом об Адонисе и некоторой внешней схожести самих цветков, а также того, что в эпоху эллинизма «адонии» широко праздновались дважды в год – поздней весной и ранней осенью, когда в природе зацветали схожие растения (хоть и различные, в ботаническом отношении). Адонис олицетворял идею цикличности возрождения и смерти. Согласно христианским народным поверьям, анемоны впервые появились на Голгофе в момент Распятия Господня, и на них попала Его Кровь. Красные пятна на лепестках служат напоминанием об этом и символизируют Кровь Христа. Тройственные же листья у первых христиан символизировали Троицу.
Ирис – цветок духовности, символ согласия Бога и человека. Как религиозный символ, ирис впервые появляется в произведениях ранних фламандских мастеров, и на изображениях Девы Марии присутствует как вместе с лилией, так и вместо лилии. Такая ботаническая путаница происходила оттого, что «ирис» означает «лилия с мечом», что символизирует скорбь Девы Марии. Французский король Хлодвиг сделал эту «лилию» своим символом очищения через крещение. Как атрибут царственности «лилия», а точнее ирис, присутствует на головных уборах и скипетрах святых царственного происхождения, а также Царицы Небесной – Девы Марии. Вместе с тем, ирис - эмблема Флоренции, которая, согласно легенде, обязана этому цветку своим именем – некогда римляне назвали город, окруженный полями цветущих ирисов «цветущим» (от flos – «цветок»). С 1252 г. по 1533 г. во Флоренции выпускали монету «флорин» из высокопробного золота, а также серебряную монету «гроссо» на аверсе которых была изображена «флорентийская лилия», а на реверсе – Иоанн Креститель – небесный покровитель города.
Водосбор – символ Святого Духа, из-за ассоциации – из-за формы цветка, называемого по-итальянски columbine, по латыни columba (голубь) с летящим голубем.
Барвинок – символ девичества и молодости, широко использовавшийся в различных обрядах, в том числе свадебном и крестильном. В качестве апотропейного средства он также широко применялся для защиты жилищ, людей и домашних животных от сглаза, порчи и нечистой силы.
В то же время, если рассматривать натюрморт этой картины в виде схемы, то вероятно, можно выделить три плана: 1) земное служение Христа, изгонявшего нечисть и несшего духовный свет народу, который оказывал ему царские почести – (золотая шкатулка и ладан); 2) Горькая чаша страданий, Распятие и Преображение ( Чаша со смирной); 3) Воскресение Христа (среди цветов – анемон/адонис и барвинок. Характерно, что барвинок, помещенный в высшей точке натюрморта, словно венчающий композицию, по народным этиологическим представлениям, вырос из тела мёртвого юноши ). В таком случае, странное построение композиции натюрморта и нелепое, на первый взгляд, нагромождение предметов друг на друга, предстаёт как точное отражение судьбы Младенца.
P.S. Я извиняюсь за долгое отсутствие - увы, приходится заниматься и иными делами.