Вот автопортрет Леонардо как он сам себя видел. Здесь больше похож на Фаддея.
Модератор: Лемурий
Лемурий писал(а):
Именно Фаддей изображен с лицом Леонардо да Винчи.
pan писал(а):«Общим недостатком всех итальянских живописцев является то, что узнаешь выражение и фигуру художника во многих фигурах, им написанных. Поэтому, чтобы избежать такой ошибки, никогда не следует делать или повторять ни целых фигур, ни их частей, если какое-либо лицо уже встречалось у другого в [этом] историческом сюжете.» (Т. Р. 186)
-------
Можно заметить, что у Фаддея несколько сужен лоб, нос также чуть длиннее, с горбинкой, и переносица более утоплена, в то время как у Леонардо переносица ровная и линия носа со лбом составляет почти прямую линию. Также расстояние от основания носа до верхней губы у Фаддея больше, чем у Леонардо, а губы довольно толстые, в то время как у Леонардо губы значительно тоньше, особенно верхняя. Носогубная складка у Фаддея другой формы и несколько ниже расположена.
Лемурий писал(а): Фреска - символична (глаза и тонкие черты Фаддея не прорисованы).
Лемурий писал(а):Художник применил тот же прием, какой и в "Поклонении волхвов" (крайний справа) изобразил себя единственной фигурой, которая безучастно отворачивается в сторону.
Лемурий писал(а):Тот же приём находим и у Сандро Боттичелли и у Рафаэля Санти.
Вообще-то, молодой художник указывает на "древо", вокруг которого собрались молодые люди и Иоанн Креститель...pan писал(а):Почему же безучастно? Фигуру, с вытянутыми в направлении Младенца покрытыми (знак почитания и поклонения) руками и смотрящую через плечо, можно понимать, как призывающую многочисленных свидетелей приобщиться общему поклонению. Именно такая поза фигуры гениально раздвигает рамки картины и эта находка была замечена современниками, вводившими аналогичные фигуры, буквально копировавшие леонардовскую.
А что касается "автопортрета", то опять поинтересуюсь источником?
pan писал(а):Упрекать я конечно не буду, тем более, что это сделал ещё сам Леонардо (см. отрывки из его записок, приведённые выше), в отличие от Боттичелли и Рафаэля, не включавший в свои произведения портреты современников. "...Короче говоря, Леонардо никогда не включал портрет конкретного человека в какую-либо из своих композиций; его персонажи либо целиком вымышленные, либо сильно идеализированы." (Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель и ученый. – М., 2006, т.1, стр. 78.)
Лемурий писал(а): Вообще-то, молодой художник указывает на "древо", вокруг которого собрались молодые люди и Иоанн Креститель...
А насчет похож или не похож на 29 летнего художника - взгяните на работу его учителя (с 1470 г.) восемью годами раньше "Поклонения волхвов"...
Лемурий писал(а):Похоже, "перехвалил" Мюнца. Очень НЕ объективное мнение. Леонардо специально ходил по улицам и выискивал типажи для своих картин. Руку Иисуса, например, он копировал с некого Алессандро из Пармы. В Кодексе Форстера целая галерея персонажей: Иуда, Петр, Филипп (причем Яков и Филипп явно написаны с одного натурщика, но наделены разными чертами).
И заметки самого Леонардо... Например: "Кристофано да Кастильоне, который живет в Пьета, хорошая голова". Далее запись "cristo" под которой "Джованни Конте, из дома кардинала Мортаро".
Луиджи Арагонский, видевший роспись в 1517 году, написал, что некоторые из апостолов представляли собой "настоящие портреты миланских придворных и знатных горожан".
Всед за Мюнцем Вы неправильно трактуете фразу:
«Общим недостатком всех итальянских живописцев является то, что узнаешь выражение и фигуру художника во многих фигурах, им написанных. Поэтому, чтобы избежать такой ошибки, никогда не следует делать или повторять ни целых фигур, ни их частей, если какое-либо лицо уже встречалось у другого в [этом] историческом сюжете.» (Т. Р. 186)
Леонардо писал о том, что из каждого реального персонажа надо выбирать только характерные черты, а не копировать персонаж целиком.
Лемурий писал(а):А насчет похож или не похож на 29 летнего художника - взгяните на работу его учителя (с 1470 г.) восемью годами раньше "Поклонения волхвов"...
Andrea del VERROCCHIO The Young David 1473-75 Bronze, Museo Nazionale del Bargello, Florence
Секундочку, речь уже идет о том, куда "отвернувшийся" руками показывает... Если гиперболы не рисовать - аккурат на "древо" и указывает.pan писал(а):Насчет того, куда смотрят персонажи, мы уже обсуждали несколько месяцев назад. Думаю, не стоит начинать всё снова...
Вот уже ближе...pan писал(а):Вот именно, что для образа Христа Леонардо использовал, как минимум, элементы фигур двух человек, о чём говорят его записки... Вероятно, и для других персонажей этой фрески Леонардо использовал не одного натурщика на каждую фигуру...
Сходите на выставку и посмотрите на любую реалистическую картину двадцатилетней давности и обнаружите, что какие-то лица похожи на кого-то из ныне живущих знакомых. Просто потому, что каждая хорошая картина дает типические собирательные образы.
Речь, уважаемый Pan, идет не только о схожих чертах, но и о характерных волосах молодого Леонардо (кучерявых с краев)... Вечером найду источник - процитирую.pan писал(а):Что касается фигуры юноши в правом углу «Поклонения волхвов», то не исключено, конечно, что она обладает некоторыми чертами Леонардо ...Однако, ещё более схожими чертами юноша из «Поклонения волхвов» имеет с «Давидом» Донателло...
Лемурий писал(а):Секундочку, речь уже идет о том, куда "отвернувшийся" руками показывает... Если гиперболы не рисовать - аккурат на "древо" и указывает.pan писал(а):Насчет того, куда смотрят персонажи, мы уже обсуждали несколько месяцев назад. Думаю, не стоит начинать всё снова...
Извольте:pan писал(а):Но Вы всё же не сочтите за труд и попробуйте показать, как он на дерево "указывает".
Лемурий писал(а):Вот уже ближе...pan писал(а):Вот именно, что для образа Христа Леонардо использовал, как минимум, элементы фигур двух человек, о чём говорят его записки... Вероятно, и для других персонажей этой фрески Леонардо использовал не одного натурщика на каждую фигуру...
Сходите на выставку и посмотрите на любую реалистическую картину двадцатилетней давности и обнаружите, что какие-то лица похожи на кого-то из ныне живущих знакомых. Просто потому, что каждая хорошая картина дает типические собирательные образы.
Только, уважаемый Pan, Вы вначале определитесь какого мнения лично ВЫ САМИ придерживаетесь:
- " Упрекать я конечно не буду, тем более, что это сделал ещё сам Леонардо (см. отрывки из его записок, приведённые выше), в отличие от Боттичелли и Рафаэля, не включавший в свои произведения портреты современников..."Короче говоря, Леонардо никогда не включал портрет конкретного человека в какую-либо из своих композиций; его персонажи либо целиком вымышленные, либо сильно идеализированы." (Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель и ученый. – М., 2006, т.1, стр. 78.)
или
- "и для других персонажей этой фрески Леонардо использовал не одного натурщика на каждую фигуру... "
А уж потом и других "критикуйте"...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50