20. Присовокупляя к сему и собственные видения Данииловы, тому и другому сделаем одно объяснение, показывая, как они между собою согласны и истинны. Он говорит так: аз Даниил видех, и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое, и четыре звери велицыи исхождаху из моря, различны между собою. Первый аки львица, и криле его аки орли: зрях, дондеже исторжена была крыла его, и воздвижеся от земли и на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему. И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его. Видех, и се зверь, аки рысь, тому же крила четыре птичия над ним, и четыре главы зверю. Созади сего видех, и се зверь четвертый страшен и ужасен и крепок излиха; зубы же его железни и ногти его медяны, ядый и истончевая, останки же ногами своими попираше, той же различаяся излиха паче всех зверей прежних: и рогов десять ему. Разсмотрех в розех его, и се рог другий мал взыде среде их, и трие розе преднии его исторгнушася от лица его: и се очи аки человечи в розе том и уста глаголюща великая (Дан. 7, 2-8)...
22. Поелику же некоторым это таинство сказанное кажется неудобопонятным, то ничего мы не скроем нужного к уразумению для имеющих здравый ум. Сказавши о львице, выходящей из моря, пророк означил вавилонское царство в мире, равно как и тем, что у онаго тела глава была златая. Тем что криле у львицы аки орли, означается, что возвысился царь вавилонский и вознесся против Бога. А что криле ея были исторжены, значит, что слава у него была отнята: ибо он был изгнан из царства своего. А словами: и сердце человека дадеся ему и на ногу человечу ста, показывается, что он раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу.
23. После львицы видел второго зверя, подобного медведице: это были персы, ибо после вавилонян владычествовали персы. Словами: три ребра во устех его - показывает трех народов: персов, мидян и вавилонян; то же показывает в (виденном) теле после золота упоминаемое серебро. Потом третий зверь - рысь: это были эллины. Ибо после персов принял власть Александр Македонский, победивший Дария: он в теле означается медью. Замечая, что у него четыре крила птичия (и четыре главы), очевидно указывает, как разделится царство Александрове: ибо в четырех главах разумеет четырех царей, восставших из него, так как Александр, умирая, разделил свое царство на четыре части.
25. Потом говорит: зверь четвертый страшен и ужасен: зубы его железны и ногти его медяны.
Кто это как не римляне? Это есть железо - стоящее ныне царство (Римское): ибо голени его железны. После сего остается (объяснить) нам ступни ног в теле, в коих часть некая железна и часть глиняна, смешанные между собою. Чрез пальцы ног его пророк таинственно показал царей, имеющих возстать из него, о чем говорит Даниил: разсмотрех зверь того, и се десять рогов позади его, в них же взыде другий малый рог, как отрасль, и три рози преднии его исторгнет. Сим показывается
не кто другой, как антихрист, который также восстановит царство Иудейское. Три рога, говорит, будут исторгнуты им: это три царя: египетский, ливийский и эфиопский, которых он убьет на войне в сражении (слич. Дан 11,43). И сильно завладев всем, он, будучи жестокий тиран, воздвигнет скорбь и гонение на людей, над коими вознесется. Ибо Даниил говорит: зрях в розе том, и се рог твой творяше брань со святыми, и укрепися на них дондеже убися зверь и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное (Дан. 7,21, 11).
------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе