Homo Sapiens писал(а):Хорошо, как быть тогда с тем случаем (о котором я писал Вам ранее, и приводил ссылку), когда горилла (дикая, наблюдаемая в заповеднике, т.е. совсем не дрессированная), переправляясь через болото, и, неожиданно для себя, провалившись по пояс, выбралась на берег, нашла палку, и продолжила свою переправу, промеряя палкой глубину?
Как быть с этим случаем? Наверное, стОит порадоваться за эту смышленую гориллу, очень вовремя проявившую способность к ИНСАЙТУ ("insight" - "озарение", позволяющее когнитивное охватывание ситуации во всей её целостности, связывание между собой разрозненных, казалось бы, элементов и нахождение нестандартного решения). Это термин из так называемой "гештальтпсихологии". С удовольствием привожу эксперимент со столь же смекалистым шимпанзе:
(начало цитаты)Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его действительно ввел один из представителей гештальтпсихологии - Вольфганг Кёлер. В его классической работе "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дун-кером данное понятие было применено также к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям. Следует также отметить, что Кёлер и вслед за ним его коллеги оперировали немецким термином Einsicht, которому в английском языке имеется созвучный аналог, утвердившийся в международном психологическом лексиконе. В весьма приблизительном переводе это слово в обоих языках означает постижение, проникновение в суть ситуации.
В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей "хорошей формы". Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситуации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия - палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу - палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать - дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.(конец цитаты)
http://wiki.myword.ru/index.php/%D0%98% ... 0%B9%D1%82
Эта способность к инсайту высокоорганизованным животным свойственна (об опыте Кёлера я с университетских времён знаю; и, кажется, наблюдали однажды ворону, разбившую о камень консервную банку. - умная птица...)), и я НЕ указывал её в перечне "эксклюзивно человеческого" (см. мой пост от 14.08.09, 4-ая стр. темы "Иудаизм, христианство и атеизм - 2"). Дело, однако, в том, что деятельность человека находится на принципиально ином уровне. Мы живём в режиме непрерывной готовности к инсайту, и много раз на дню демонстрируем способность к нему: и взбираясь на табуретку, чтобы ввинтить лампочку, и используя салфетку вместо тарелки для бутерброда, когда спешишь на работу и некогда посуду мыть... и несть числа примерам... Сравнивать эти обезьяньи достижения с нашей повседневностью - это сопоставление "дискретного с непрерывным".
Возвращаясь к выбравшейся из болота горилле: нечто похожее на человеческое функционирование здесь можно было бы усмотреть, если бы под влиянием этого случая "альфа" (по Вашей терминологии), т. е. вожак распорядился отныне, готовясь идти по болотистой местности, брать палки. Для такого уже нужно было бы довольно серьезное абстрагирование.
Homo Sapiens писал(а):... Да и вообще использование и изготовление орудий труда приматами и прочими животными, включая птиц?...
Недавно, кстати, археологи нашли в Африке каменные орудия изготовленные обезьянами: человека в тех краях следов не обнаружено, сами орудия отличаются от человечьих. Т.е. есть предположение, что обезьяны пробовали войти в "каменный век", но вернулись к органическим продуктам, в силу победы гринписовцев на выборах альфа-самца стаи.
Но и способность изготавливать орудия труда и использовать их я тоже не включил в свой указанный ранее перечень. Вполне могу представить себе обезьяну с палкой или камнем... но это, честное слово, ещё не человек.