Homo Sapiens писал(а):Вера может восприниматься либо как не рациональное (т.е. "абсурд", как его понимали экзистенциалисты) , либо как нечто рациональное.
Я пишу : Либо признать абсурдность веры, либо неверие, потому как иначе - самообман, который есть слабость или ошибка.
... я рассматриваю возможные варианты:
нерациональная вера
рациональная вера = ошибка в рассуждениях
рациональная вера = слабость (не цельная картина мира, отказ от рефлексии на эту тему)
неверие.
Из этих вариантов полезными считаю только "Неверие", не опасными (для науки) "Не рациональную веру" и "Веру как слабость", "Веру как ошибку", свойственную ученым, считаю рассадником обскурантизма.
... Т.к. для меня, как для материалиста, религия предшествует идеи Бога, то и теизм основан на вере. Вы эти понятия разделяете, а я их сознательно путаю. религия=теизм=вера...
Возможно ли что-то одно из этого триединства без чего-то другого? Сама концепция "разумного абсолюта" не для чего, кроме как для религии не нужна (наука, как Вы помните, в Боге не нуждается). Т.е. если это не обоснование религии, то просто не экономичное и лишнее рассуждение. Возможна ли вера без религии? То же вряд ли. Человек ищет в вере простых ответов на сложные вопросы...
... Есть ли основания для "аксиоматического посыла", если нет веры? Нету...
Вот я все это сознательно и путаю...
На мой взгляд, самая серьезная Ваша ошибка именно в этом "сознательном путании" и заключается. Постараюсь показать Вам неконструктивность такого подхода.
Основой веры является очень сложное сочетание чувств и устремлений человека. В это сочетание действительно входят и страх перед идеей конечности бытия (и, соответственно, жажда бессмертия, которое трудно представить без сверхъестественного), и упование на надежную защиту, на покровительство со стороны доброй и мудрой силы. То есть те моменты, которые Вы квалифицируете как проявление слабости, и в самом деле присутствуют - не без этого... Но кроме них, в ряде случаев (мне приходилось беседовать с верующими людьми, так что я знаю, о чём пишу) - и восторг перед самим фактом жизни и тех радостей, которые она даёт, и желание возблагодарить за это, и, кроме того, ощущение, скажем так, возможности совершенства - и убежденность в том, что, если совершенство существует, а мы, не обладая им, взыскуем его, то оно свойственно некоей живой сверхсущности, побуждающей нас тосковать по нему (а значит, космически связанной с нами)...
Насчет "простых ответов на сложные вопросы" - не думаю, что это существенный фактор, поскольку люди, зависимые в своих убеждениях от степени "простоты" мировоззренческих моделей, сложными вопросами обычно и не задаются...
Вера - это личное, эмоционально очень значимое, переживание/состояние. Вы ставите вопрос о том, возможна ли вера без религии, и Ваш ответ отрицателен. Не могу сказать, что согласен полностью, поскольку точный ответ можно было бы дать только сверившись с личным опытом всех людей, утверждающих, что "веруют без религии", а таких не мало. Но я считаю, что вера, совсем лишенная оттенка причастности к той или иной религии, всё же слишком абстрактна и аморфна: религия - это оболочка веры, тот сосуд, без которого она, условно говоря, "растечется". Религия способствует конкретизации представлений о живом объекте веры, ибо даёт образы, сюжеты и идеи. И это действенно даже в тех случаях, когда человек, допустим, мало соблюдает ритуальные аспекты, но, тем не менее, осознает своё принципиальное "подданство" определенной системе.
Но о "триединстве", на мой взгляд, не может быть и речи, поскольку теизм - это уже другая опера. Я обратил внимание, что в том посте, на который я сейчас отвечаю, Вы почти не упоминаете философию - лишь вскользь. А жаль, потому что философия - самостоятельная область ментальной деятельности человека, и теизм - чисто философская категория. Концепция Разумного Абсолюта является не религиозной, а философской, и нужна не для религии, а для осмысления основ бытия. И опирается она на логику, а не на веру. И, в свою очередь, веру очень мало подпитывает.
Правда, насчет того, что не подпитывает СОВСЕМ - не поручусь. Действительно, теистическая философия верующему более "удобна", чем отрицающая необходимость Разумного Абсолюта, ибо, если Он есть, то есть и НАДЕЖДА на то, что Он нас любит и о нас заботится. Эта связь, однако, неизбежна и неустранима: в мыслях и чувствах людей всё настолько переплетено, что отделить "рациональное" от "эмоционального", думается мне, не легче, чем отделить воду моря от воды впадающих в него рек, по той самой эзоповой идее...
Но логически из теизма отнюдь не вытекает ни бессмертие, ни существование доброй покровительствующей силы. Если стоять на позиции чистой логики, то Абсолют с таким же успехом мог создать нас для того, чтобы поиграться, и думает о душе умершего человека не больше, чем шахматист о сбитой пешке.
И наоборот, из веры никоим образом не вытекает креационистская концепция происхождения Вселенной в целом и человека в частности. Верующие люди могут признавать правильность показаний радиоуглеродного анализа, скажем, костей динозавров, но утверждать, что мир, подобно Адаму и Еве, сотворен "взрослым" и содержит псевдоследы псевдоразвития. И ни в коем случае не станут обосновывать, что это "именно так": они верят, и всё. Далее, можно думать, что человек происходит от обезьяны, и при этом верить в бессмертие души. Примеры - Александр Мень:
http://ml.konvent.ru/lib/ELIB/men/Tom1/1_pril06.html
или, ещё в 19-ом веке - А. К. Толстой, который адресовал очень ехидное стихотворное "Послание о дарвинисме" некоему М. Н. Лонгинову, председателю Комитета о печати (а между тем - исповедовал православие). Да и сам Дарвин, кажется, верил в Бога...
Так вот, я всё-таки предлагаю не смешивать веру/религию либо науку с философией. Теистическая же философская концепция, сколь бы она ни была, допустим, "приятна" человеку, желающему верить, существует сама по себе и зиждется на логике. О "верифицируемости и фальсифицируемости": на сегодняшний день ни квантовая модель происхождения Вселенной, ни эволюционная теория ни тем, ни другим не располагают, поскольку настоящий эксперимент, который опроверг либо подтвердил бы ту или иную из них, пока поставить нельзя. И основывать суждения на этот счет приходится пока только на философии.
И вот три (ПОКА только три) совершенно "рациональных" и, по-моему, "проблемных" вопроса:
1. Можно ли обойтись без причинности? Это, так или иначе, остается, по меньшей мере, дискуссионным.
2. Если, скажем, был когда-то "квантовый" - назовем его так, - мир, в котором действовали иные законы, то как же из него получился наш теперешний мир? Вы спросили, уверен ли я, что он "естественный"? Конечно, уверен! В этом нашем мире имеет место закон причинности, яблоко падает на землю, а не улетает в пространство, можно "конвенционально", "метрически" измерять время, и т. д., и т. п. Это мир, законы (т. е. естество=природа=натура) которого согласуются с нашим повседневным опытом. Ну, и как же из "того" мира получился "этот"? Если поезд ехал по рельсам определенной ширины, а дальше рельсы другие, то он ведь не поедет. Или в другой поезд пересесть, или рельсы поменять. Так вот, где, образно говоря, "смычка"?
3. Я думаю, Вы всё же зря забраковали мою метафору "мячика, взлетающего до высоты небоскреба". Я ведь признавал, что ЕСТЬ сила толкающая этот мячик вверх (его же об асфальт стукнули), направление-то налицо; но вот на какую высоту он сможет взлететь? Аналогично - антиэтропийные процеесы. Тенденция - есть, но насколько далеко они зайдут, до какой степени сложности дойдёт развитие (жизнь и разум - максимальная степень, "небоскрёб")?
Вы вместо "небоскрёба" предлагаете "яму" О-кей, пусть будет яма, но не совершенно сквозная и полая (это искажает аналогию, ибо тогда "проглатывается" вопрос о том, на какую глубину упадёт мячик, - тогда глубина детерминирована, а так ли это на деле?), - нет, давайте вообразим яму, заполненную множеством нисходящих уступов "нормальной" площади (не таких, как ступени в средневековом зАмке) и не абсолютно гладких, а несколько шероховатых: нельзя же совсем без противодействующих факторов, нечестно будет.... Так вот, уверены ли Вы, что брошенный мячик доскачет до самого низа (т. е. до "жизни и разума") и не остановится ни на одном из промежуточных уступов?
Пока остановлюсь на этих трёх вопросах. Впрочем, вот и четвертый, только иного характера: можете ли Вы указать хоть что-то "нерациональное" в моих рассуждениях?
Продолжение следует. Сейчас я сумел неожиданно сам для себя написать очень большой пост, но в течение этой недели вообще-то не смогу писать регулярно: буду очень занят. Потом отвечу ещё на некоторые соображения.