Церковное искусство. Серафимы

Модератор: Лемурий

Церковное искусство. Серафимы

Сообщение Сабина » 29 сен 2010, 15:13

Эти снимок сделан в Троицкой церкви в Бологое:
Изображение
Такой орнамент из красных крыльев, укладывющийся в кадуцей-восьмёрку и вызывающее соответствующие ассоциации, прости господи, в православном храме я вижу впервые. Располагается сииметрично в крайних верхних углах алтарной части храма.
Меня интересует, что данное изображение означает для православного верующего?
Встречались ли издревле подобные изображения в русском православном искусстве, христианском искусстве Византии или это целиком навеяно западной эзотерикой?
Последний раз редактировалось Сабина 27 июл 2012, 12:14, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Церковное искусство

Сообщение Лемурий » 29 сен 2010, 15:27

Сабина писал(а):Меня интересует, что данное изображение означает для православного верующего?
Встречались ли издревле подобные изображения в русском православном искусстве, христианском искусстве Византии или это целиком навеяно западной эзотерикой?

Почему в восьмёрку? Обычный Шестикрыл (Серафим)

Изображение
Фасадная скульптура Георгиевского Собора (Юрьев-Польский). Южный фасад.
из книги Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, табл. V.


Изображение
"Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал".
(Ис. 6.2)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19118
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Церковное искусство

Сообщение Analogopotom » 29 сен 2010, 17:19

Сабина писал(а):Меня интересует, что данное изображение означает для православного верующего?
Встречались ли издревле подобные изображения в русском православном искусстве, христианском искусстве Византии или это целиком навеяно западной эзотерикой?


Серафимы относятся к общехристианской символике.
Наряду с ангелами и херувимами, они состоят в свите Бога.
На миниатюре выше, огненные серафимы (с красными крыльями) могут символизировать огненную колесницу.

Иерархия ангелов
viewtopic.php?f=66&t=2422&start=15

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4537
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Церковное искусство

Сообщение Сабина » 30 сен 2010, 10:17

Большое спасибо! Просто меня смутило, что у бологовских серафимов лиц совершенно не видно, поэтому взгляд сразу цепляется за геометрию.
А тему переместить, конечно, стоит.

Себе на заметку:
В Библии серафимы упоминаются в частности в Книге Пророка Исайи:
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!(Ис.6:2-3)
Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений:
пылающий, огненный
змей, летающий змей, змееподобная молния
летающий дракон или грифон
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис.21:6)
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис.21:8)
«не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис.14:29)
Это же слово применил пророк Исайя к явившимся ему существам: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис.6:6)
Псевдо-Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии» сообщает о серафимах следующее:
…что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, — также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, — всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%BC%D1%8B

Серафимы - ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" - Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.
У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.
Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".
Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на "огненных змеев". Согласно "Второй книге Еноха" (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

http://www.ofiel.ru/serafim.php

Происхождение слова «серафим» и самого этого понятия не вполне ясно; некоторые считают, что оно означало змееподобную молнию, поскольку тем же словом в Числ 21:6, 8 и Ис 14:29 описываются огненные змеи в пустыне. Другие ученые связывают его с египетским словом seref, или «грифон», позаимствованным израильтянами.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_o ... AFIMI.html

Изображения серафимов мы чаще встретим в искусстве стран, где исповедовалось православие, чем в католических землях. В иконостасе русского православного храма центральное место занимает икона, на которой Божественный престол, в полном соответствии с пророчеством Исаии, окружают серафимы - ангельские головки, обрамленные шестью крылами. Замечательно выразительных серафимов мы видим на фресках новгородской церкви Спаса Преображения, которую расписывал легендарный византийский живописец 14 столетия Феофан Грек. Удлиненные скрещивающиеся крылья серафимов подобны человеческим конечностям, одновременно они напоминают языки пламени. Если серафимы Феофана Грека похожи на изысканно-сложный иероглиф, то немецкий художник Матис Нитхардт, автор «Изенгеймского алтаря» (1512-15 гг.), изобразил серафима c реалистической убедительностью.
В композиции «Прославление Богоматери» мы видим сказочное существо, человека-птицу. Руки и крылья серафима покрыты мерцающими перьями, на голове – павлиний гребень.

http://www.maranat.de/agr_01_09.html

The early Christian Church, particularly the Byzantine Church between 400 AD and 600 AD, was responsible for adapting and transmuting the Greek and Roman goddess imagery into the lexicon of Christian iconographies in angel art. It is my personal opinion that the development of Byzantine Angel Iconography was one of the most creative periods within the history of angel art bringing many new visual interpretations of angels to the forefront. For example the Iconographic development of the six winged angel image of the seraphim can be dated to the Byzantine period as well as many other imaginative adaptations.
This image of multiple winged human figures was not without precedent the idea was illustrated in Egypt as early as the 15th century BC and in Mesopotamia in the 9the century BC.

http://www.artsales.com/ARTistory/angel ... index.html
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1