Причины научно-технического прогресса

Модератор: Лемурий

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Scaevola » 08 мар 2011, 02:01

Евгений Беляков писал(а):А можете Вы уточнить: открытие возможности плыть против ветра КОГДА ИМЕННО в XV веке произошло? И связано ли это с общим интеллектуальным подъемом в Европе, который можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ ввиду миграции византийских мыслителей?

К моему удивлению, с ходу удалось найти маловато информации:
Одним из первых в Европе, примерно в 1440 г., строить каракки начал бретонский корабельный мастер Жюльен. В Голландии обшивка корпуса вгладь получила название кравеель, так каракка стала каравеллой. Благодаря своим прекрасным мореходным качествам вскоре каравелла становится самым популярным торговым судном в Северной Европе. Особых различий в те далёкие времена между военными и торговыми судами не было. Например, ганзейские купцы считали, что если на судне в экипаже число арбалетчиков меньше 20 - судно торговое; если больше, до 40, - судно военное. О размерах каравеллы известно достаточно много. Для примера возьмём флагманское судно Христофора Колумба. "Санта-Мария", отплывшая из порта Палоса 3 августа 1492 г., имела длину 23 м, ширину 6,7 м и осадку 2,8 м. Отсюда легко рассчитать её водоизмещение, которое составляло около 312 т.

http://engine.aviaport.ru/issues/54/page56.html
Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами. Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).

Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море» (1964 г., с.173) он пишет:

«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобыт­ного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачто­вым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техни­ческая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»

Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем» в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев. Правда, имелись предположения, что рейковый (люгерный) парус мог быть занесен в западную часть Индийского океана греческими купцами, ведущими торговлю с Индией в эпоху господства Рима. И все же , несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века. Приводимые Дж.Хурани в подтверждение гипотезы о том, что арабы использовали латинский парус, свидетельства из арабской поэзии IX-X вв. не выдерживают никакой критики. Поэтические образы сравнивают корабельный парус вдалеке с плавником кита или выпускаемым им фонтаном. На этом основании Дж.Хурани делает вывод, что имеется в виду скорее латинский, чем прямой парус. Но у кита нет спинного плавника, а фонтан, выпускаемый китом, похож скорее на облако пара, чем на какую-то определенную форму. Это скорее чисто романтический образ, не дающий ключа к форме паруса. Не проясняют вопрос и сохранившиеся характеристики паруса арабских судов, которые приводит Ибн-Маджид (XV в.). Он указывает, что отношение длины наветренной шкаторины к длине подветренной равно 10:13,5, т.е парус почти прямой, и это скорее люгерный, чем латинский парус (Arab Navigation in the Indian Ocean before the Coming of the Portuguese (London, 1971), p. 52. )

http://community.livejournal.com/grand_ ... 02577.html
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Василий » 08 мар 2011, 04:09

Евгений Беляков писал(а):Насчет Архимеда. Тут интересно именно то, что все изобретения Архимеда были основаны на геометрии (например, его знаменитый винтовой насос). Такого рода находки не требовали ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ науки и обходились исключительно аксиоматическим методом.

Нет, это не совсем так. Все-таки Архимед был не только геометр, но и механик, причем и теоретик и прикладник. Понастроил баллист дальнего и ближнего действия, механизировал сиракузский порт...
Кроме того, Архимед был, как мне кажется, одиночкой-изобретателем (не было такой составляющей науки, как научное сообщество). Значит, не было 1) эксперимента, 2) научного сообщества.

И сообщество какое-никакое было. Он ведь не был самоучкой. Образование получил в Алексадрии. Там познакомился с Эратосфеном и Кононом Самосским и вел с ними оживленную переписку втечение всей жизни.
Конечно, феномен Архимеда - это нечто, весьма похожее на науку, но не то, что мы понимаем под наукой в современном смысле слова.

Но, в целом, Вы, конечно, правы - деятельность Архимеда - скорее эпизод, нежели тенденция, выколотая точка. Его начинания не были подхвачены широкой общественностью, народ продолжал жить по принципу: "Чё тут думать-то! Трясти надо!"
А вот в конце средневековья научная деятельность достигла, видимо, если можно так сказать, критической массы. Или ее посев стал падать на благодатную почву.
Вот интересно было бы найти какие-то количественные критерии, чтобы увидеть тенденцию глазами.
Как, например, росло количество университетов в Европе с XI по XVII век?
XI век - 1.5 университета - Болонья и (в самом конце) Оксфорд.
В XIV веке тоже, вроде, можно по пальцам пересчитать.
Помнится в теме о Петре I я пытался подсчитать количество университетов во второй половине XVII века, получилось уже около 80.
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Analogopotom » 08 мар 2011, 21:21

Евгений Беляков писал(а):А можете Вы уточнить: открытие возможности плыть против ветра КОГДА ИМЕННО в XV веке произошло? И связано ли это с общим интеллектуальным подъемом в Европе, который можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ ввиду миграции византийских мыслителей?

Полагаю, что латинский парус начал использоваться в Средиземноморье ранее 15 века. Надо проконсультироваться у Дедала.
Первыми судами с треугольным парусом были разные галеры (существовало много видов) и шебеки. Галеры появились предположительно в 7-8 веке, в Венеции, но с латинским парусом или нет – не знаю. Прототипом галер послужили римские либурны и византийские дромоны.

Изображение

Другой тип парусно-весельных судов - шебеки. Прототипом этих служили «арабские» парусники. Шебеки в отличие от галер, в виду несколько иной архитектуры, были по большей части парусными, нежели весельными.

Евгений, по теме - настоятельно рекомендую Ле Гоффа. Процитирую небольшой фрагмент, но Вы прочтите книгу полностью. Очень интерено.

Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада
Глава VII. Материальная жизнь (X—XIII вв.)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... off/07.php

Средневековый Запад—бедно оснащенный мир. Хочется сказать «технически отсталый». Следует, однако, повторить, что вряд ли допустимо говорить в данном случае об отсталости и тем более о неразвитости. Ибо если Византия, мусульманский мир и Китай явно превосходили тогда Запад по степени развития денежного хозяйства, городской цивилизации и производству предметов роскоши, то и там технический уровень был весьма невысок. Конечно, Раннее Средневековье знало даже определенный регресс в этой области по сравнению с Римской" империей. Лишь с XI в. появляются и распространяются важные технологические достижения. Однако в период между V и XIV вв. изобретательство проявлялось слабо. Но как бы то ни было, прогресс—в основном скорее количественный, нежели качественный,—не может не приниматься во внимание. Распространение орудий труда, механизмов, технических приспособлений, известных с античности, но остававшихся в большей или меньшей мере редкими исключениями, случайными находками, а не общими нововведениями,— таков позитивный аспект эволюции на средневековом Западе.
Из числа собственно «средневековых изобретений» два самых впечатляющих и революционных восходят в действительности к античности. Но для историка датой их рождения (то есть временем распространения, а не самого открытия) являются средние века. Так, водяная мельница была известна в Иллирии со II в. до н. э., а в Малой Азии с I в. до н. э. Она существовала в римском мире, ее описывает Витрувий, и его описание показывает, что римляне внесли в устройство водяных мельниц существенное усовершенствование, заменив горизонтальные колеса на вертикальные с зубчатой передачей, которая соединяла горизонтальную ось колеса с вертикальной осью жерновов. И все же правилом оставался ручной жернов, который вращали рабы или животные. В IX в. мельница уже распространена на Западе: 59 мельниц упомянуты в полиптихе богатого аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Но еще в ? в. «Сен-Бертинские анналы» описывали сооружение аббатом водяной мельницы близ Сент-Омера как «дивное зрелище нашего времени». Интенсивное распространение водяных мельниц приходится на XI—XIV вв. Так, в ? в. в одном из кварталов Руана существовали две мельницы, в XII в. появляются пять новых, в XIIIеще десять, в XIV в- уже четырнадцать.

Средневековый плуг также почти несомненно происходит от колесного плуга, описанного еще в I в. Плинием Старшим. Он распространялся и медленно совершенствовался в Раннее Средневековье. Филологические исследования позволяют считать весьма правдоподобным распространение плуга в славянских землях — в Моравии перед вторжением венгров в начале ? в. и, может быть, во всех землях славян до аварского вторжения 568 г., поскольку относящаяся к нему совокупность терминов является общей для различных славянских ветвей и, следовательно, предшествующей их разделению, которое последовало за продвижением аваров. Но еще для IX в. трудно сказать, какому виду орудия соответствовали carrucae, упоминаемые каролингскими картуляриями и полиптихами. Равным образом среди мелких орудий труда рубанок, например, изобретение которого часто приписывают средним векам, был известен с I в.

С другой стороны, правдоподобно, что изрядное число «средневековых изобретений», которые не являются греко-римским наследием, было заимствовано на Востоке. Это, вероятно, касается (хотя и не доказано) ветряной мельницы: она была известна еще в Китае, затем в Персии в VII в., ее знали в арабской Испании ? в., и лишь в конце XII в. она появляется на христианском Западе. Однако локализация первых ветряных мельниц, былое существование которых прослеживается ныне в ограниченной зоне вокруг Ла-Манша (Нормандия, Понтье, Англия), а также типовые различия между восточной мельницей, не имеющей крыльев, но оборудованной сквозными проемами в стене, которые направляли ветер на большие вертикальные колеса, западной мельницей с четырьмя длинными крыльями и мельницей средиземноморского типа с многими треугольными полотнищами, натянутыми с помощью тросов (как это можно видеть еще и поныне в Микенах и Португалии),—все это допускает возможность независимого появления ветряной мельницы в трех названных географических зонах.

Но какова бы ни была значимость распространения этих технологических достижений, то, что характеризует, несмотря ни на что, технический универсум средневекового Запада в большей мере, нежели недостаток изобретательского гения, так это его рудиментарный характер. Совокупность технических недостатков, трудностей, узких мест — вот что прежде всего держало средневековый Запад в примитивном состоянии. Совершенно очевидно, что в широком плане ответственность за эту бедность и технический застой нужно возложить на социальные структуры и ментальные установки.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4556
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Scaevola » 09 мар 2011, 02:02

Analogopotom писал(а):Полагаю, что латинский парус начал использоваться в Средиземноморье ранее 15 века. Надо проконсультироваться у Дедала.
Первыми судами с треугольным парусом были разные галеры (существовало много видов) и шебеки. Галеры появились предположительно в 7-8 веке, в Венеции, но с латинским парусом или нет – не знаю. Прототипом галер послужили римские либурны и византийские дромоны.

Изображение

Другой тип парусно-весельных судов - шебеки. Прототипом этих служили «арабские» парусники. Шебеки в отличие от галер, в виду несколько иной архитектуры, были по большей части парусными, нежели весельными.

Вы совершенно правы - латинский парус стал использоваться значительно раньше 15 в. Но только в качестве вспомогательного движителя на гребных судах. Которые непригодны для океанских морских походов.
Могу ошибаться, но косые паруса в качестве главного и единственного движителя первыми применили арабы для плаваний в Индию. С той разницей, что на этом маршруте дуют муссоны (т.е. имеет место чёткое сезонное чередование направлений ветра) и необходимость маневрирования против ветра отсутствует. Я лично склоняюсь к тому, что искусство хождения против ветра имеет чисто европейское происхождение :D
Необходимость в нём возникла после того, как турки взяли под полный контроль средиземноморскую торговлю индийскими, восточноафриканскими и южноаравийскими товарами - надо было искать свой путь в Индию. Тем более, что без работы осталось множество венецианских и генуэзских мореходов и кораблестроителей высшей квалификации. Португальский король Энрике Мореплаватель создал в 30-40 гг. 15 в. выражаясь современым языком кластер, который включал в себя все сферы морского дела - судостроение, картографию, астрономию, морскую академию для будущих капитанов и т.п. Учёных и специалистов привлекали со всей Европы, но в первую очередь, конечно, из Венеции и Генуи.

ЗЫ А Дедала хорошо бы позвать...
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Евгений Беляков » 23 мар 2011, 09:50

LeGioner писал(а):
Вы определитесь с вопросом, что считать научно-техническим прогрессом. К примеру, изобретение печатания книг - откровенный научно-технический прогресс. Или изобретение телескопа и открытие "галилеевских" спутников у Юпитера.


Ну, пожалуйста. Я бы считал научно-техническим прогрессом процесс, когда НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ КЛАДУТСЯ В ОСНОВУ ТЕХНИЧЕСКИХ.
И я предлагаю поэму разделить ТЕХНИКИ и ТЕХНОЛОГИИ. Первые возникают БЕЗ научных открытий, вторые - на их основе. И вот тогда:
--- КОСОЙ И ПОДВИЖНЫЙ ПАРУС - это техника,
--- КНИГОПЕЧАТАНИЕ - это техника,
--- ПАРОВАЯ ТУРБИНА - это техника...
Хотя эти изобретения, безусловно, ПОРОДИЛИ НТП.
--- ЭЛЕКТРОТОК - технология,
--- ЭЛЕКТРОМОТОР - технология,
--- ТЕЛЕСКОП - технология.

НТП - это грань от ТЕХНИК к ТЕХНОЛОГИЯМ.
Можно не соглашаться с таким словоупотреблением (это всего лишь предложение), но что считать НТП - см. первое предложение этого поста - тут, по-моему, возразить нечего.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Scaevola » 24 мар 2011, 10:20

Моё скромное ИМХО - научно-технический прогресс есть процесс перехода научных изобретений из "лабораторного" состояния в сферу практического применения, если угодно - приобретения практической выгоды.
Совсем недавно попалась на глаза фраза Г. Дерлугьяна - "Джеймс Уатт не изобретал паровую машину - на уровне лабораторных образцов она существовала и раньше - но он был первым, кто показал практическую пользу этого изобретения и продал первые 100 машин" (цитирую по памяти).
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Dedal » 07 апр 2011, 23:27

Евгений Беляков писал(а):А можете Вы уточнить: открытие возможности плыть против ветра КОГДА ИМЕННО в XV веке произошло? И связано ли это с общим интеллектуальным подъемом в Европе, который можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ ввиду миграции византийских мыслителей?


Галсами к ветру умели ходить ещё в античности. Прямой парус можно было подбирать с одной стороны превращая его в треугольный.

Треугольные паруса первыми стали применять византийцы, после контактов с арабами.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1655
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Dedal » 07 апр 2011, 23:32

Евгений Беляков писал(а):А нельзя ли прояснить подробнее роль церкви в СВЕТСКИХ учебных заведениях, в т.ч. университетах. Потому что я читал о возникновении университетов в ключе: вот, развивались города, ремесло, цеха, и тут-то и возникли университемы. В этом есть многое непонятное... Зачем церкви были думающие люди? (Это НЕ риторический вопрос, - вполне серьезный: какова роль МЫСЛИ в существе христианства? И почему?).


Коллеги, давайте не путать наши университеты и средневековые.
Средневековые университеты наукой не занимались, они учили дворянских отроков светским манерам.
Зачем дворянину наука?
Он должен был уметь фехтовать, танцевать, знать основы богословия.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1655
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Scaevola » 08 апр 2011, 00:11

Dedal писал(а):Галсами к ветру умели ходить ещё в античности. Прямой парус можно было подбирать с одной стороны превращая его в треугольный.

Прошу прощения, имели техническую возможность ходить или активно ходили?
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Василий » 08 апр 2011, 14:32

Dedal писал(а):Коллеги, давайте не путать наши университеты и средневековые.
Средневековые университеты наукой не занимались, они учили дворянских отроков светским манерам.
Зачем дворянину наука?
Он должен был уметь фехтовать, танцевать, знать основы богословия.

Ну, здесь Вы не совсем правы. Конечно есть огромная разница между нынешним университетом и средневековым. Однако и тогода уже в университетах наряду с правом и богословием преподавали медицину и "вольные искусства", среди коих - арифметику, геометрию и астрономию. В дальнейшем объем этих "вольных искусств" увеличивался.
И причем здесь "дворянские отроки". В Оксфорде готовили священников, в Болонье - лоеров, в Сорбонне и тех и других понемногу.
А "отрокам" никакого высшего образования кроме фехтования датским топором и не полагалось.
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Atius_Kul » 08 апр 2011, 14:41

По поводу университетов. Насколько я помню, только веке эдак в XI католическая церковь прибрала университеты к к рукам, сделав образование чуть ли не бесплатным, а профессоров посадив на зарплату. Говорят, что с этого начался упадок университетов.
Дураки повторяют чужие глупости, умные выдумывают свои...
Аватара пользователя
Atius_Kul
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 13 окт 2004, 17:15
Откуда: Москва

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Dedal » 08 апр 2011, 15:57

Scaevola писал(а):Прошу прощения, имели техническую возможность ходить или активно ходили?


За древних греков не скажу, живопись этого периода довольно схематична.
А римские фрески показывают парус в разных положениях, значит, ходили.
Но устройство греческого и римского паруса аналогично, можно предположить, что греки делали также.

Самый ранний пример хождения под углом к ветру:
Изображение
Стоя на нижнем рее, матросы откренивают корабль идущий галсом.

Если быть точным, византийцы лишь внедрили новые паруса для хождения под углом к ветру, хотя само хождение галсами было известно давно.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1655
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Bis » 08 июн 2012, 23:06

Также хочу пять копеек вставить. Раньше пытался составить себе хоть какое-то мнение об этом. Не думаю, что сильно преуспел, но хоть какое-то, составил. Я тоже полностью согласен с тем, что это одна из интереснейших и важнейших проблем истории. Мне кажется Legioner прав – дело в первую очередь, в количестве грамотных людей. Число университетов в Италии, (и не только в ней) и число студентов, с 11 по рассматриваемый здесь 15в, выросло значительно, соразмерно росту городов и их богатств. Они собирали ищущих знаний (не важно каких) со всего христианского мира. Именно эти люди, кем бы они потом не становились, будучи носителями присущих их времени знаний и идей, формировали интеллектуальный климат европы. Тут тоже не важно, какой круг проблем более всего занимал головы мыслящих людей в тот или иной период средневековья. Важно, что этот круг, благодаря единству христианской цивилизации расширялся. Да, до 15в. это были, носители книжной культуры, по преимуществу, не имевшие отношения к тем подвижкам в развитии ремесел и технологий, которые мало по малу распространялись по европе, но это сообщество за несколько столетий наладило связи между своими центрами. То чего молодой исламский мир, замкнувшийся в себе, расколотый борьбой религиозных течений и пострадавший от вторжений кочевников, фанатизма и нетерпимости, которые там распространялись, так и не достиг. То чего не знала римская империя, в которой в диалоге различных философских школ, победил в конечном результате мистицизм и слепая вера, и у которой, не было в запасе стольких столетий. К тому же оно говорило одним языком – языком латыни. Без многовекового существования такого, мощного института как церковь это было бы невозможно.
Другой момент, который стоило бы учесть,- осознание с 11ст., с возвышения папства, в среде интеллектуалов утверждающегося христианского мира, церкви, того факта, что собственное их вероучение, пришедшее извне, по многим вопросам (а они у мыслящих людей, рано или поздно возникают) довольно противоречиво и невнятно, а возможно и искажено. Эта неудовлетворенность, тяга знать, тяга к рефлексии, видимо, и обусловили интеллектуальную революцию в то время, когда за знаниями и древними книгами стали ездить из монастыря в монастырь, в Испанию( отвоеванный недавно у мусульман Толедо), причем - даже из Англии. Но она стала возможна, только благодаря преодолению замкнутости к которой тяготеют цивилизации. Что заставило христианский мир открыться настолько, что под угрозой оказались сами устои церкви, которой пришлось сражаться с наступлением арабской науки ее же оружием - аристотелевизмом, никомаховой логикой и попытками отдельных интеллектуалов мыслить рационально там, где раньше место было только для веры, я не очень понимаю, сколько чего ни читал. Сталкивался с мыслью, что христианскому миру эта операция казалась приемлемой потому, что в отличие от др. цивилизаций, его истоки, корни, находились вне его самого. И чтобы вернуться к корням, необходимо было ознакомиться с греческим, древнееврейским. Таким образом, речь шла не о заимствовании чужого, чужих мыслительных практик, а о возвращении своего. (Европа, римский путь. Реми Браг). Но при этом, в 12ст. в среду европейских интеллектуалов проникали новые идеи, теории, ереси, рационалистическая методология арабской науки, ее комментарии на труды древних, алгебра, алхимия и т. д. Все это многообразие знаний и идей, в конечном итоге, и разогрело интерес и подготовило НТП. Уже не думали о том проповедовать ли собакоголовым или моноподам. Уже знали, что божественное можно не только созерцать, а и исследовать, как древние, и хотя, на словах, церковь говорила, что никаких законов природы нету, на деле, ведь, именно в ее среде отдельные самородки, не клея афиш, изучением их, в том числе, и занялись, в тихую, впервые представив мир, как тайну, открытую книгу Бога, которую только нужно было научиться читать. Научиться у арабов и древних. Наверное для большинства Аристотель еще несколько столетий представлялся тем, кто сказал обо всем - все, что можно было сказать, но корни того процесса который привел к общему интеллектуальному подъему в европе, насколько я понял из того, что когда-либо читал, лежат именно в том времени (конец11-12ст.), в постепенном введении в оборот огромного, по сравнению с предшествующим периодом, массива информации , в программы обучения- новых предметов, в общем,- в преодолении замкнутости христианским миром. Ему как-бы передали эстафету. А дальше уже, как вы тут и пишите, видимо, количество стало переходить в качество. В конце концов, сообщенный импульс привел к взрыву творческой энергии.
Но, насколько я понял, касательно эпохи возрождения, 15ст., помимо переоткрытия еще большего числа древних рукописей, помимо появления книгопечатания, эстетизации античности, переезда в италию ученых-эрудитов греков и др. граней данного культурного феномена, был там некий фактор, который сыграл роль катализатора в этом процессе. Без участия которого никакого НТП не было бы. Который, воспрепятствовал омертвению науки, как-бы застыванию сложившейся ее формы. Без понимания которого, нельзя адекватно понять того, что произошло впоследствии. Этим фактором, явилась та витавшая в воздухе со 2 пол. 15 в. сенсационная, скандальная идея, что древние были не совершенны,- не важно, о ком речь, об отцах ли церкви, или об эллинах, важно, что впервые до сообществ ученых людей так очевидно доносилась мысль о том, что они могли ошибаться. К этому приложила руку бурно развивавшаяся в италии, как раз в то время, по известным причинам, филология. Когда гуманисты нашли неточности в переводе Библии, и подвергли сомнению церковную традицию, этот факт стал известен в среде ученых. Тем самым, впервые, поставлен был под удар, до того незыблемый, авторитет древних. Такого не знал ни Китай, ни частично исламизированная Индия. То есть, наверняка там находились люди, которые роя в какой-то дисциплине, находили ошибки у предшественников, но такие случаи не вызывали никакого резонанса, или не были услышаны, из-за своей единичности, из-за отсутствия развитых ученых сообществ, или по каким-то другим причинам, не знаю, но вопросов веры они не касались.
Именно эта идея, видимо, и выступила катализатором, подвигнув самых любознательных, внимательней присмотреться к догмам других наук. Был и другой источник воодушевления сквозящего в манифестах гуманистов –открытие «нового мира». Пытаясь осмыслить то, что происходило в 1 четверти 16ст. мыслящие люди с полным правом могли сказать, что древних уже кое в чем превзошли. Было ощущение, что творится нечто новое, чего никогда не было, нарушалась связь времен. Т.е. повторять словами экклесиаста что-нибудь вроде «что было, то и будет», в думающей европе, в отличии от, скажем, китая, или индии, где продолжали бытовать представления о цикличности времени, казалось уже неуместным. Таким вот образом, начиная с 16ст., при содействии книгопечатания и начал формироваться новый подход к изучению наук, с верой в современность, упором на опыты (на слово уже мало кто доверял), с оттачиванием техники этих самых опытов, с трактатами против «заблуждений древних», с развитием, которое скоро стало приносить реальные плоды, побуждая других к тому же, несмотря ни на какое противодействие церкви. В общем, примерно такое составил себе мнение из разного прочитанного. Но у меня голова, не дом советов, серьезно я этим не занимался. Насколько знаю, на зарождение наук у греков сейчас смотрят примерно также, только импульсом являлся кризис веры в богов. Там вроде много черт общих.
Bis
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 02:37

Re: Причины научно-технического прогресса

Сообщение Сабина » 12 июн 2012, 11:25

Евгений Беляков писал(а):Ну и кто именно нашелся бы?
Это должен был бы быть властитель честолюбивый, но с широкой душой. Враг папы, и, к тому же, покровитель искусств и наук. А для этого ведь нужно быть образованным, чтобы понимать искусство и науку.
Похоже, что Европа стала носительницей научно-технического прогрессу СЛУЧАЙНО. Просто совпали в какой-то момент пазлы.
Произошло бы это в другое время и в другой стране - то это произошло бы в Китае или в Индии, на Ближнем Востоке или в Сев. Африке...
СЛУЧАЙ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
Вот в чем состоит мой вопрос.


Закономерность.
Открытие Америки экспедицией Колумба способствовало либерализации Европы. Силы инквизиции, до этого фактически являвшейся инструментом по уничтожению обществом лишних людей и отъёмом у них материльных благ, были брошены на обращение в "истинную веру" заокеанских язычников. Соответственно в перенаселённых государствах Европы социальная зависть, ранее разжигавшая войны и костры инквизиции, теперь направляла потоки переселенцев в колонии. Средневековая наука начала выходить из подполья. Так что если бы византийские учёные не доехали во Флоренцию или их древние книги сгорели - были бы написаны новые.
В случае, если бы на земле не нашлось обширных земель с отсталым в смысле НТП населением по сравнению с тогдашним европейским, НТП просто сильно замедлился бы, и мы бы жили по уровню где-то в 18 веке.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

О вкладе мусульманского мира в общий НТП

Сообщение Сабина » 12 июн 2012, 11:54

Ложь Запада: ислам не внёс вклада в научно-технический прогресс

В последние два столетия человечество добилось беспрецедентных успехов в науке и технике: появились железные дороги, самолеты, атомные технологии, интернет, эко- и генетически модифицированные продукты. Этот прогресс осуществлялся в основном странами Запада. Монополизация Западом большей части научно-технических изобретений породила мысль о том, что либеральные ценности способствуют развитию.
Большинство мыслителей, ученых и философов говорят о том, что исламу нет места в современном мире. Это мнение возникло из-за того, что в исламском мире не было сделано ни одного технического изобретения или научного открытия. Запад утверждает, что добился таких успехов после того, как избавился от диктатуры церкви и отделил религию от жизни. У них церковь не позволяла людям размышлять и подавляла развитие науки, поскольку религия была основана на слепом суеверии и предрассудках. Только после удаления религии из общественной жизни Запад начал промышленную революцию и пришел к процветанию. Либералы убеждены, что это они придумали науку. Они думают, что заложили ее основы и сформировали различные ветви.
Однако такая интерпретация упускает ряд исторических достижений, которые не относятся к Западу. Это говорит о том, что Запад рассматривает свою историю как историю всего человечества. В этой версии истории нет ни слова о том, что Запад заимствовал из предыдущих цивилизаций, в частности из исламской. Все цивилизации характеризуются определенной формой технологического и научного развития.
На Западе были собраны труды римских ученых, а мусульмане в 8 – 10 веках перевели работы древнегреческих авторов. По своей сути, наука – это исследования и эксперименты в обозримой части вселенной.
Автомобили появились только благодаря изобретению двигателя внутреннего сгорания, где сгорание топлива действует на поршни, которые приводят в движение неподвижные детали и заставляют ехать автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания был создан в Британской империи. Первоначально в качестве топлива для него использовался уголь, пар приводил в движение поршни, которые запускали машину. Создание двигателя внутреннего сгорания стало возможным благодаря изобретениям аль-Джазари в 12 веке. Именно он придумал коленчатый вал и запустил вращение при помощи стержней и цилиндров. И он был первым, кто встроил это в машину.
Парашют – это приспособление, которое замедляет движение объекта в атмосфере, являясь тормозом для него. Современные парашюты были созданы на основе разработок прошлого. В 9 веке Ибн Фирнас изобрел простейшую модель парашюта. Он спрыгнул с минарета мечети Мезкита в Кордове в плаще, напоминающем крыло, который замедлил его падение, и приземлился с минимальными травмами. Последующие парашюты стали более компактными, они делались из льна, натянутого на деревянную раму. Потом лён сменился шелком, после чего была создана специальная ткань для парашютов, которая была легче и прочнее шелка.
Эти примеры показывают, что наука не принадлежит какой-то одной цивилизации, но каждая цивилизация внесла свой вклад в мировую науку. Тот факт, что атомы и молекулы взаимодействуют по законам природы, которые могут быть использованы на благо человека, не зависит от того, будем мы мусульманами, христианами или же либералами. Законы природы универсальны, и убеждения людей не влияют на них. Настоящий спор разгорелся о том, какая цивилизация внесла значительный вклад в науку, и что заставило людей стремиться к успеху.
Золотой век ислама – это период с 8 по 13 век по григорианскому календарю. В это время инженеры, ученые и торговцы из исламского мира вносили свой вклад в развитие искусства, сельского хозяйства, экономики, промышленности, законодательства, литературы, мореплавания, философии, науки и техники. Они сохраняли достижения прошлого и совершенствовали их. Ховард Тёрнер, специалист по истории средних веков, пишет в книге «Наука в средневековом исламе»: «Мусульманские художники и ученые, принцы и рабочие создали уникальную культуру, которая прямо или косвенно повлияла на общества на всех континентах».
Движущей силой, которая заставила мусульман преуспеть в разных отраслях знания, была сама религия Аллаха. Вера во Всевышнего подвигла людей совершить множество открытий. Например, чтобы рассчитать время пяти обязательных молитв, начала и завершения Рамадана, и определить направление Киблы им было необходимо правильно оценивать положение звезд и луны. Для этой цели мусульмане создали различные измерительные и навигационные инструменты. Поэтому большинство звезд, по которым ориентируются моряки, носят арабские названия: Акамар, Бахам, Батен Каитос, Каф, Дабих, Фуруд, Изар, Мирак, Нашира, Тарф и Вега.
Мусульмане внесли огромный вклад в астрономию и придумали астрономические часы. В 10 веке Абу Рейхан аль-Беруни изобрел лунно-солнечный календарь и часы с зубчатыми колесами. На основе его чертежей Такиюддин в 15 веке создал механические часы. Мы определяем киблу с помощью компаса, создание которого стало возможным благодаря открытиям мусульманских астрономов. Мусульмане придумали компасную розу, которая показывала направления на Север, Юг, Восток и Запад на карте.
Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «Он - тот, который устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (6:97).
Это подтолкнуло мусульман к созданию более совершенных инструментов навигации и наблюдения. Эти инструменты в свою очередь помогали мусульманам исследовать мир. Мусульманские географы оставили после себя много справочников. В своей работе они руководствовались аятом Корана:
«И Мы устроили на земле прочно стоящие (горы), чтобы она не колебалась с ними. И устроили там расщелины дорогами, - может быть, они пойдут правым путем!» (21:31)
Ранние мусульмане понимали, что ислам рассматривает все вопросы, связанные с материей, в т.ч. науку, технологии и промышленность, всего лишь как исследование реальности, изучение того, как можно использовать ту ли иную вещь, чтобы улучшить качество жизни человечества. По мере присоединения новых земель к Исламскому государству, происходила урбанизация, что способствовало новым открытиям. В аравийской пустыне очень мало водных источников, что делает большую ее часть непригодной для жизни. Это исправили мусульманские инженеры, которые провели оросительные каналы от рек Тигр и Евфрат. Они осушили болота вокруг Багдада, избавив его жителей от малярии. Кроме того, мусульманские инженеры усовершенствовали водное колесо и создали подземные каналы, которые назывались канаты. Благодаря этому был построен городской водопровод с канализацией, общественными банями, фонтанами, поилками, общественными и частными туалетами и ванными комнатами.
Мусульманские мыслители, ученые, инженеры и другие специалисты способствовали развитию всех областей знаний. Именно на основе их исследований стала развиваться наука на Западе. По своей сути наука является универсальным предметом, поэтому ни одна цивилизация не может претендовать на обладание ей. Более ранние цивилизации оставляли после себя научные знания, которые совершенствовались и дополнялись последующими цивилизациями. До прихода ислама, жители Ближнего Востока не внесли никакого вклада в науку. Но приняв религию Аллаха те же самые люди создали такие изобретения, многие из которых мы используем по сей день. Ислам не был препятствием к развитию науки, наоборот, он подталкивал людей заниматься ей.

http://www.islamnews.ru/news-26418.html

Что же способствовало бурному развитию науки и культуры в исламском мире?
Ответ здесь очевиден, именно огромные размеры Халифата и способствовали его культурному развитию. Мусульмане первыми создали азиатско-европейскую глобализацию такого масштаба. Прежние империи не имели таких размеров – держава Александра Македонского занимала меньшую территорию и распалась сразу же после смерти своего создателя, даже Римская империя уступала размерами Халифату. Никто до арабов не смог объединить Европу с Западной Индией и Средней Азией.
Общность веры, языка и торговли способствовали молниеносному распространению информации в исламском мире – если изобретение появлялось на границе с Китаем, оно через короткий промежуток времени становилось достоянием всех правоверных. Идеи и открытия постоянно кочевали от Магриба до Индии.
Второй важный фактор – рост городов и соответственно городского населения. Появились огромные новые города Багдад, Самарра, Фустат-Каир, города Северной Африки – Кайруан, Фес, Тлемсен, Кордова в Испании стала самым большим городом в Европе.
Ислам, изначально, это религия торговцев, т.е. религия городская в отличии от того же христианства
<Религия торговцев? То есть - религия, ориентированная на запросы среднего класса?> , а основными потребителями и производителями научных достижений являются именно горожане. Эти горожане и создали великую исламскую науку. Европа никак не могла тягаться с арабским миром в этом вопросе, так как в те времена почти не имела городского населения.<Хочется поправить автора - грамотного городского населения!>
Третий фактор, способствующий развитию культуры, тоже кроется в исламской религиозности. Это феноменальная, по тем временам, религиозная терпимость, сравнимая разве только с античным миром. В отличии от христианства, которое стремилось подавлять любое религиозное инакомыслие, ислам изначально имел встроенную систему регуляции совместного существования разных конфессий, именно поэтому персидская, христианская и буддийская культура могли длительное время обогащать Халифат своими достижениями.
Поэтому утверждение, что именно ислам создал условия для развития культуры и науки в Халифате можно считать верным.

http://maximus101.livejournal.com/32590 ... ad=1324366

Основываясь на примере исламского мира, можно с уверенностью утверждать, что именно единобожие в качестве государственной религии являлось основой, подготовившей взрывной характер современного НТП. И лишь религиозная нетерпимость, проявившаяся в полную силу в западной ветви христианства явилялась до поры до времени фактором сдерживающим.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1