Сейчас всё на свои места встанет...
Итак, Порфирий пишет:
Под 1175 годом встречаем мы в летописях первое упоминание о [Марии Шварновне] супруге Всеволода Георгиевича. В этому году .... Черниговский князь Святослав Всеволодович послал в умиротворенную Суздальскую область супруг Михаила и Всеволода с сыном своим Олегом, который провожал княгинь до Москвы. Из этого известия летописи ясно, что Всеволод Георгиевич женился до своего переезда в Суздальскую область из южной Руси..
-------
Архимандрит Порфирий ДРЕВНИЕ ГРОБНИЦЫ во Владимирском кафедральном Успенском соборе ..., Владимир, 1903, С.99-100
Так что же случилось в событиях под 1175 год, что Всеволод Юрьевич вместе со своей женой из ясов мог вернуться в "умиротворенную" Суздальскую область?
В лѣто 6683 [1175]. Убьенъ бысть великий князь Андрѣи Суждальскии, сына Дюрдева, внукъ Володимеря Мономаха месяца июня вь 28-й день на канунъ святыхъ апостолъ. День бѣ тогда субота...
Началникъ же убиицамъ бысть Петръ, Кучьковъ зять,
Анбалъ, ясинъ ключникъ, Якимъ, Кучьковичи, а всихъ невѣрныхь убииць 20 числомъ, иже ся бяху спали на оканьныи съвѣтъ томь дни у Петра у Кучкова зятя, постигъши бо ночи суботнии на память святую апостолу Петра и Павла.
-------
Ипат. 1175: "Повесть об убиении Андрея Боголюбского"
Миниатюра М. 543 на л. 215 (в.) Радзивиловская летопись Хотя в летописи сказано "
Петр же ему отътя руку десную [правую]..." , но летописец изображает зятя Кучки, отрубающего левую (ошуюю) руку Андрея.
Антропологическое исследование скелета Андрея Юрьевича подтвердило правильность рисунка. Отрублена была именно ЛЕВАЯ рука.
Участие в убийстве Андреевой княгини (держащей руку).
Когда Михалко Юрьевич (по Татищеву) судил бояр-убийц среди обвиняемых была и
Улита Кучковна, однако на страницы летописей она не попала за исключением Тверской летописи (ПСРЛ. Т. XV. Стб. 250-251.) :
«отъ своихъ бояръ, от Кучковичевъ, по научению своеа ему княгини. Бе бо Болгарка родомъ, и дрьжаше къ нему злую мысль, не про едино зло, но и просто, иже князь великий много воева с нимь Болгарскую землю, и сына посыла, и много зла учини Болгаромъ; и жаловашеся на нь втайне Петру, Кучкову зятю, предъ симъ же днемъ поима князь великий Андрей и казни его».Итак, ДО 1175 года Всеволод Юрьевич был женат на ясской княжне Марии Шварновне. После убийства своего сводного брата Всеволод Большое Гнездо возвращается в Суздальское княжество. Будучи у власти он высылает за пределы княжества родного сына Андрея Боголюбского Георгия (Юрия), того самого, которого по настоянию нашей "героини" Русудан женят на царице Тамар.
"
...Tогда выступило одно из главных влиятельных лиц Тбилиси, взысканный царями эмир Картлийский и Тбилисский, по имени Абуласан, который сказал: “[i]Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея [Боголюбского]; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядею своим Савалатом [Всеволодом Большое Гнездо], удалился в чужую страну, теперь находится в городе Кипчакского царя Севенджа”...[/i]" (
ИВВ).
"
...Когда собор подходил к концу, вошли вместе спасалары и эриставы царства и доложили отцам о необходимости общими усилиями добиться введения в царский дом жениха для Тамар. Это и было сделано. Собрались перед царицей Русудан и, по единогласному решению, отправили какого-то человека в русское царство, ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию. А это они нехорошо сделали, потому что и человека не послали достойного такого поручения, и того они не ведали, кого он должен был привезти...
Собрались перед царицей Русудан патриарх и дидебулы, спаспеты и эриставы, дали знать Тамар, предлагали ей соединиться брачными узами, торопя ее в этом. А она отвечала: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродного человека, ни об его делах, ни об его воинской доблести, ни об его природе и ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но они оказывали ей сопротивление, говорили о бездетности, сокрушались по поводу бесплодия ее дома, требовали себе предводителя войск и всячески стесняли ей душу...
[И после 2,5 лет победоносных походов ]
А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть, причем он был несчастен не столько в виду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар.
Снова стали все сокрушаться, потому что видели Тамар, бездетной и одинокой обитательницей своего дома.
А был сын осетинского царя, воспитанный царицей Русудан, юноша прекрасный по наружности, как подобает царскому сыну, прекрасен и в других отношениях; в смысле воспитания, хорошо воспитанный, мужественный, воин могущественный, рыцарь, не имеющий равного, стрелок отважный, телом мощный, совершенный во всех добродетелях.
Все возымели желание соединить его с Тамар и дело доверили богу...." (
ЖЦЦТ).
Так вот по-грузински "осетины", а по-древнерусски "ясы" (ясинъ) - это ОДИН и тот же народ.