Но с гностицизмом дела очень непросто обстояли: раннехристианская письменность изобилует ссылками на "истинный гнозис".
А что будет если смотреть на "гносис" не с той позиции, как это слово вопринималось гностиками, а просто переводить как "знание", как это делает синодальный перевод. Ведь "логос" можно понимать как просто "речь", или по-платоновски как "способ, которым запечетлевают сущее души". Таким образом, поди пойми, что такое "логограф". Или, например, многие христиане написали труды под названием "Апология", где защищали христианство от обвинений противников. Но по-платоновски это слово означает "философский метод, который позволяет делать некоторые выводы относительно того предмета, к рассуждению о котором неприменима формальная логика". Ну и как понимать названия трудов христиан-апологетов? Или ещё: что такое архонт? Почитатели Платона понимают это слово как "имя, дававшееся богам, которым соответствовал предикат подобия и неподобия". И много ещё таких примеров... Для сравнения понимания слова гносис приведу переводы одних и тех же цитат из Нового завета по атеисту-исследователю Е.В. Афонасину, склонному трактовать "гносис" с позиции гностицизма, и по синодальному переводу.
"Первое послание к Коринфянам"
Афонасин, стр. 56: "Оппонентами Павла... были "гностики" (именно так и названные в 1 Кор, 8, 1-3).
1 Кор, 8, 1-3: "Об идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него".
С Павлом, кстати, вполне согласен Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю".
Афонасин, стр. 56: "Они (гностики) считают, что им "всё позволено" (1 Кор. 10, 23) и они уже спасены (1 Кор. 15, 29-32).
1 Кор, 10, 23: "Всё мне позволено, но не всё полезно; всё мне позволено, но не всё назидает".
Павел это говорит о себе, и желает, чтобы другие следовали его примеру.
1 Кор, 15, 29-32: "Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не вокресают, то для чего и креститься для мёртвых? Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельсвуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем."
С чего взято, что те, что не крестятся для мёртвых - гностики? По-моему, иудеи тоже не крестяться. И атеисты не крестятся.
Афонасин, стр. 57: " "Тимофей, бойся того, что лживо называется Гносисом, поскольку увлёкшись им, некоторые утратили веру" (Тим., 6, 20).
1 Тим., 6, 20-21: "О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры."
Это либо параллельное место для 1 Кор, 8, 1-3 и говорящее о том, что вера превыше рациональности, либо Павел презывает, Тимофея не поддаваться ереси. Но, в любом случае, с чего "гносис" и с чего с большой буквы?
Далее Афонасин упоминает странное "Послание Иуде) (может, быть "Послание Иуды"?), Евангелие от Иоанна и Послания Иоанна, но конкретных мест не называет.
Так что не вижу я никаких убедительных доказательств существования понятия "гносис" в трудах апостолов.
P.S.
Определения понятий "логос", "апология" и "архонт" приведены по словарю, прилагающемуся к переводу "Платоновской теологии" Прокла, опубликованному изд-вом "Летний сад" в 2001 г.
Афонасин цитируется по книге "Школа Валентина", опубликованной изд-вом "Алетейя".