http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url ... try=Russia
1 августа.
Последнее ограбление Эрмитажа - самое беспрецедентное
За последние 15 лет из российских музеев и частных коллекций было похищено более 50 тысяч произведений искусства: 3,4 тысячи картин, 37 тысяч икон, 1,5 тысячи редких книг, а также ювелирные украшения. Стоимость украденного оценивается более чем в 1 млрд. долларов.
Крупных краж за этот период было совершено около 20. В 1992 году были украдены 14 картин русских художников из экспозиции Художественного музея в Сочи. В 1994 году из Российской национальной библиотеки в Петербурге пропало 92 экспоната - древние уникальные рукописи и ритуальные предметы, оцениваемые почти в 140 млн. долларов, а на следующий год оттуда же исчез изданный в начале ХIХ века 4-томный атлас Джона Одабона "Птицы Америки" стоимостью около 3 млн. долларов.
В 1999 году в питерских музеях произошло сразу два крупных ЧП. Из Русского музея были выкрадены две картины Василия Перова, а из Музея Российской академии художеств - 16 полотен русских художников: Ильи Репина, Ивана Шишкина и Василия Тропинина.
Самая же громкая кража из Эрмитажа была совершена в марте 2001 года, когда преступники вырезали из подрамника картину французского художника Жана Жерома "Бассейн в гареме", оценивающуюся более чем в 1 млн. долларов.
Однако "детективная" история, которая связана с Эрмитажем, стала самым массовым и вопиющим прецедентом. Российское музейное сообщество не помнит такого уже много лет. Напомним, что из хранилищ музея исчез 221 драгоценный экспонат общей стоимостью более 5 млн. долларов. Пропажа обнаружилась в ходе последней плановой внутренней проверки.
Расхищение экспонатов в Эрмитаже могло происходить в течение 30 лет
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 августа. Расхищения в Эрмитаже экспонатов, пропажа которых была установлена в ходе недавней проверки, могли происходить в период длительностью до 30 лет, сообщили «Интерфаксу» во вторник в ГУВД Петербурга и Ленинградской области.
«В настоящее время в связи с тем, что в Эрмитаже десятилетиями не проводилась полная ревизия фондов, а только выборочные проверки, трудно определить период времени, когда пропавшие экспонаты были утрачены. По предварительным данным, этот период может исчисляться 30 годами. При этом только 19 из 221 пропавшего экспоната числятся на живом хранителе, остальные 202 экспоната числятся за хранителями, которые уже умерли», — сообщили в ГУВД.
Скандал в Эрмитаже: подлинники или копии?
http://www.pravda.ru/culture/cultural-h ... /192500-0/
...Знатоки антикварного рынка убеждены, что столь грамотная и масштабная кража вряд ли могла произойти по заказу частного коллекционера руками одного сотрудника. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированной акции по хищению и вывозу за границу уникальной коллекции русской эмали, что вряд ли могло быть возможным без кураторства коррумпированной прослойки федеральных культурных ведомств.
...Что интересно, перед скандалом в Эрмитаже абсолютно все руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии дружно отправилось в отпуска и длительные командировки. Михаил Швыдкой улетел аж в Бразилию, блистать своим присутствием на
фестивале чеховских пьес. И тут обнаружилась еще одна скандальная вещь – в ФАККе нет человека, который отвечал бы за руководство музеями. Вакансия начальника отдела музеев, претендентам на которую обещают базовый оклад в 2833 рубля, никем не занята. Зато, скажем, в управлениях кинематографии и современного искусства, при таких же базовых окладах, свободных мест почему-то нет.
Экспонаты Эрмитажа похитили студенты-практиканты?
В ГУВД Санкт-Петербурга считают, что организатором кражи ювелирных изделий из Эрмитажа, о которой стало известно накануне, является российский или зарубежный частный коллекционер.
Кроме того, подозрения пали на студентов одного из институтов Северной столицы, которые около месяца назад проходили практику в двух запасниках Русского отдела музея.
Напомним, вчера в Эрмитаже была обнаружена пропажа драгоценных экспонатов. Ужасное открытие сотрудники музея сделали по время ревизии в хранилище образцов русского ювелирного искусства. По предварительным данным, исчез 221 экспонат.
Дирекция Эрмитажа признала, что происшедшее «свидетельствует о серьезных моральных проблемах, о пренебрежении обязанностями и ответственностью, о глубоком несовершенстве системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков. К сожалению, явление “оборотней” существует и в нашей среде».
Позже появились сообщения, что хранительница пропавших экспонатов скоропостижно скончалась на рабочем месте в самом начале проверки.
Правоохранительные органы пока не могут квалифицировать это исчезновение, отмечает "Российская газета". До окончания проверки обстоятельств происшедшего они не решаются назвать случившееся хищением. В ходе плановой проверки одна из хранителей - пожилая женщина - скончалась от сердечного приступа. Связано это как-то с пропажей экспонатов или нет, пока сказать трудно, подчеркивает газета. Но не вызывает сомнений то, что кто-то из сотрудников Эрмитажа причастен к исчезновению эмалей.
Возможности вынести ценные предметы есть не только у хранителей - у подсобных рабочих, уборщиц, смотрителей. Проверки персонала при входе и выходе из музея достаточно поверхностные. И если крупный предмет вроде картины пронести очень трудно, то ювелирные изделия легко спрятать в одежде, а в определенной обертке они могут быть не замечены даже металлоискателями.
Большая часть пропавших экспонатов - эмали XV-XIX вв. из хранения Русского отдела Эрмитажа. "Русская эмаль - уникальное явление искусства. На Западе перегородчатая эмаль появилась не более 200 лет назад, а на Руси ее изготавливали с XV века. В Эрмитаже была собрана богатейшая коллекция эмали - оклады икон, ковши и братины", - рассказал "Коммерсанту" известный петербургский коллекционер Андрей Ананов.
Общая стоимость пропажи оценивается в 130 миллионов рублей. Однако аукционная стоимость коллекции, как отмечают эксперты, может быть в несколько раз выше: украденные экспонаты ни разу не вывозились за рубеж и их страховочная стоимость не определялась.
ГУВД: хищения в Эрмитаже могли длиться до 30 лет
Расхищения в Эрмитаже экспонатов, пропажа которых была установлена в ходе недавней проверки, могли происходить в период длительностью до 30 лет, сообщили во вторник в ГУВД Петербурга и Ленинградской области. «В настоящее время в связи с тем, что в Эрмитаже десятилетиями не проводилась полная ревизия фондов, а только выборочные проверки, трудно определить период времени, когда пропавшие экспонаты были утрачены. По предварительным данным, этот период может исчисляться 30 годами. При этом только 19 из 221 пропавшего экспоната числятся на живом хранителе, остальные 202 экспоната числятся за хранителями, которые уже умерли», – сообщили в ГУВД.
По данным правоохранительных органов, проверка фондов «Русская культура» была начата в середине августа прошлого года. Среди похищенных вещей, большинство из которых составляют ювелирные изделия и эмали, есть предметы, инкрустированные драгоценными камнями, а также ценные храмовые иконы.
В то же время накануне пресс-служба Эрмитажа сообщила, что проверки в Эрмитаже ведутся непрерывно на основании графика, утвержденного Министерством культуры и массовых коммуникаций России, а результаты регулярно представляются на утверждение в Федеральное агентство по культуре и кинематографии.