Крест с полумесяцем: истоки символа

Модератор: Лемурий

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение El_mariachi » 10 ноя 2014, 04:35

Лемурий писал(а):А что тогда, Serg, крест означал между рогами быка ДО Христианства?



Почему до христианства, там ведь написано 3 век.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Serg » 10 ноя 2014, 07:15

Лемурий писал(а):А что тогда, Serg, крест означал между рогами быка ДО Христианства?


То же, что и лабрис там же. У христиан могут быть свои толкования. Нельзя всё валить в одну кучу.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 16 ноя 2014, 16:28

Лемурий писал(а):
    "Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь..." (Послание Климента Смолятича)

Лемурий писал(а):Как уже писал выше, КРЕСТ символ Христианства и Иисуса в первую очередь.

Крест - солярный знак, поэтому и соответствует солнцу - Христу.

Жизнь православного христианина немыслима без Псалтири. «Давид у нас первый и последний», — говорит святитель Василий Великий. И нам необходимо задуматься о смыслах этой книги, погрузиться в необычайный мир ее поэзии, прообразов, пророчеств.
...
Ясно, что многие псалмы имеют достаточно позднее происхождение, в особенности те, в которых говорится о разрушении храма, о плене и возвращении из него (в частности — песнь степеней). Вместе с тем многие из псалмов поражают своей древностью и наличием параллелей с древнейшими частями Священного Писания.
...
Еще более удивительные параллели мы находим между 103-м псалмом (Благослови, душа моя, Господа!) и… гимном Атону (божеству солнечного диска) египетского фараона реформатора Эхнатона, жившего в XIV веке до Р. Х. и сделавшего попытку привести языческий Египет к Богу Единому: «Заходишь ты на горизонте и земля во мраке, как мертвая. Львы выходят из своих логовищ. Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак. Вся земля принимается за свою работу… Как многочисленны творения твои. Как дивны предначертания твои, владыка веков». Здесь трудно не вспомнить 103-й псалом: Положил еси тьму и бысть нощь. В ней же пройдут вси звери дубравнии, скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Перед нами одна и та же картина, почти одни и те же выражения, одни и те же смыслы.
http://www.pravoslavie.ru/smi/print63010.htm
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение edvins » 16 ноя 2014, 17:29

Строители христіанства, ломая въ куски старыя языческія вѣрованія, имѣли, однако, огромное политическое благоразуміе -- не давать новообращеннымъ массамъ возможности заскучать по старому культу и оставляли въ большей или меньшей неприкосновенности народный праздничный календарь, лишь истолковывая его сообразно требованіямъ новой религіи, примѣняя древніе торжественные дни къ преданіямъ, легендамъ и святынямъ христіанскимъ. Благоразуміе это было проявлено и по отношенню къ празднику 25 декабря.
День этотъ -- восьмое число январскихъ календъ -- торжественно справлялся въ римской имперіи гораздо раньше христіанской реформы Константина Великаго. Около 273 года императоръ Авреліанъ установилъ на 25 декабря празднество въ честь зимняго солнцестоянія, подъ названіемъ:
Dies Natalis Solis Invicti -- Рождество Непобѣдимаго Солнца. Слово "установилъ", лучше замѣнить словомъ "узаконилъ", т.-е. ввелъ въ оффиціальный культъ имперіи народный праздникъ, даннымъ давно уже торжествуемый, по обычаямъ, признаннымъ, если не всѣмъ Римомъ, то весьма значительною его частью. Третій вѣкъ христіанской эры въ Римѣ -- эпоха торжества солнечныхъ культовъ. Геліогабалъ верховный жрецъ храма Солнца въ сирійскомъ Эмесѣ на Оронтѣ -- сидитъ на императорскомъ престолѣ и предписываетъ Риму обожать вывезенный съ Востока коническій аэролитъ: символъ производительности благого солнца Проводится идея, что всѣ боги, національные и чужеземные, -- ничто иное, какъ олицетвореніе одного бога -- солнца. Идея эта получаетъ не только религіозное, но и политическое значеніе.
Римскимъ императорамъ льститъ мысль видѣть то же единовластіе на небѣ, что Римъ создалъ на землѣ. Подобно монархамъ Азіи и Египта, они начинаютъ считать себя представителями и роднею солнца. Восточная прививка воздѣйствовала въ Римѣ быстро и энергично, попавъ на хорошо подготовленную почву расшатаннаго эклектическаго политеизма. Царствованіе Авреліана характеризуется религіозно-политическимъ торжествомъ солнечной идеи, а при Діоклетіанѣ наступаетъ ея золотой вѣкъ. При этихъ императорахъ, на римскихъ медаляхъ стала появляться надпись "Sol dominus imperii romani" -- символъ оффиціальнаго культа, слившаго для римлянъ Солнце и Митру въ тожество. Выражаясь словами Лукіана, "мидіецъ Миѳра, въ персидскомъ одѣяніи, съ тіарой на головѣ, не знающій по-гречески даже настолько, чтобы можно было съ нимъ поздороваться", воцаряется въ пещерѣ на самомъ Капитоліи. Уже одно множество миѳраитическихъ памятниковъ, находимыхъ повсемѣстно, гдѣ только летали нѣкогда орлы римскихъ легіоновъ, свидѣтельствуетъ о широкомъ, всенародномъ господствѣ солнечнаго культа въ эпоху, предшествовавшую государственной побѣдѣ христіанства. Одинъ городъ Римъ, въ концѣ IV вѣка, насчитывалъ, въ предѣлахъ своихъ, тридцать семь миѳреумовъ. Большая часть миѳраитическихъ барельефовъ относится къ III и IV вѣку; лишь немногіе принадлежать къ эпохѣ Антониновъ. Культъ Миѳры проникъ въ Римъ во время войны Помпея съ морскими разбойниками, -- слѣдовательно, всего однимъ вѣкомъ ранѣе апостольской проповѣди; такимъ образомъ, ростъ его совершился почти параллельно росту христіанскаго культа. Многіе историки справедливо находятъ, что культъ Миѳры, -- это, по остроумному сравненію Ренана, франмасонство древняго міpa -- какъ рѣзкая и въ высшей степени популярная монотеистическая поправка къ обветшалому язычеству, тормозилъ побѣдоносное развитіе христіанства не въ меньшей мѣрѣ, чѣмъ гоненія Деція, Діоклетіана и другихъ убѣжденныхъ политическихъ преслѣдователей религіи Іисуса. По справедливому замѣчанію одного изслѣдователя, "міръ былъ бы миѳраитическимъ, если бы не распространилось христіанство". Вѣдь даже Константинъ Великій, котораго церковь зоветъ Равноапостольнымъ, былъ ревностнымъ миѳраитомъ.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Serg » 16 ноя 2014, 22:23

Karl писал(а):Крест - солярный знак, поэтому и соответствует солнцу - Христу.


Свастика тоже солярный символ. Но у фашистов она не является символом солнца. Не надо путать кислое с горячим.
Последний раз редактировалось Serg 04 июн 2016, 00:47, всего редактировалось 1 раз.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 17 ноя 2014, 00:29

Хорошо, Serg.
Давайте встанем на Вашу точку зрения. Крест - не есть солярный знак.
Вы хотите сказать, что крест появился только вместе с утверждением христианства официальной религией?
Является ли крест изобретением Константина? Или каково происхождение этого знака, на Ваш взгляд?
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2014, 09:29

Думаю, изначально, крест означал колесо Солнца (перекладины внутри колеса), ведь распятие Иисуса было "Т" образным.

Изображение
Голова быка с крестом между рогами (эпоха Римской Империи)

Солнце над быком - Митра в сцене тавроболии.

Позже его связали с последними днями пребывания Мессии:

Изображение
Ворота аббатства Св. Климента, Казаурия /Abbazia di San Clemente a Casauria/ (Италия), ок. 1190

Вифлеемская звезда в полумесяце -Рождение; Крест в полумесяце - Распятие. Но и там и там речь об Иисусе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Serg » 17 ноя 2014, 23:18

Karl писал(а):Хорошо, Serg.
Давайте встанем на Вашу точку зрения. Крест - не есть солярный знак.
Вы хотите сказать, что крест появился только вместе с утверждением христианства официальной религией?
Является ли крест изобретением Константина? Или каково происхождение этого знака, на Ваш взгляд?


Как в древности называлось орудие распятия? Крест. Независимо от его формы. О солнце при этом вообще не думали. Отсюда и появились такие откровенные формы креста, как несимметричный католический (проекция распятого человека) и восьмиконечный православный (то же, но дополнено ещё двумя перекладинами: табличкой сверху и подставкой для ног снизу). А такие кресты, как симметричный или лапчатый, действительно имеют аналоги с солярными символами. Но христианство резко обрубило эти корни, просто заимствовав форму, но не значение.
Последний раз редактировалось Serg 18 ноя 2014, 18:54, всего редактировалось 1 раз.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 18 ноя 2014, 08:41

Serg писал(а):Но христианство резко обрубило эти корни, просто заимствовав форму, но не значение.

Значит все же заимствовало.
Текущая тема разговора, тем не менее, про истоки - Крест с полумесяцем: истоки символа
Заимствование формы - и есть истоки, а значение конечно новое.
Лемурий писал(а):Вифлеемская звезда в полумесяце -Рождение; Крест в полумесяце - Распятие. Но и там и там речь об Иисусе.

Вифлеемская звезда -Рождение; Крест - Распятие. Но почему оба в полумесяце?
Опять новое значение, но форма заимствованная - Син родил Иштар (Венеру) и Син родил Шамаша (Солнце).
Наверно как то так с истоками..

Кстати, воскресенье - день, названный в честь Воскресения Иисуса - почему то День Солнца по-латински, английски и немецки
Dies Solis, Sunday, Sonntag
Соответственно - Domingo (исп.) , Dimanche (фр.) , Domenica (итал. ) в переводе означает "День Господень"
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 18 ноя 2014, 12:05

Опять же, о заимствовании формы -

Из таблетки, подаренной нам библиотекой Ассура, мы узнаем, что в праздник Загмук изображались страсти Бела-Мардука и его конечное торжество. Согласно этому тексту, Бела задерживают у судилища горы, т. е. подземного царства. Его допрашивают, потом бьют и наконец вводят в гору. Вместе с ним уводится и убивается преступник. После исчезновения Бела в горе, начинается в городе смута и разгорается бой. Уносят одежды Бела и какая-то богиня вытирает кровь его сердца. В горе Бел томится вдали от солнца и света, и охраняется, подобно пленнику, стражами. Жена Бела-Мардука спускается за ним в подземное царство и ищет его у ворот погребения. Бел выводится из горы к новой жизни. - Этот любопытнейший текст Ассурской библиотеки доказывает нам, что миф о Беле-Мардуке соответствовал мифу о Таммузе, и что праздник нового года имел характер мистерий. Интересно отметить и некоторую близость рассказа о страстях Бела-Мардука со страстями Христа.
Тураев Б.А. 'История Древнего Востока
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t011.shtml

Хотя это и отрицается, и Мардук, и Набу, видимо, представляли (помимо прочего) аспекты бога Солнца: Мардук представлял солнце в дневное летнее время, а Набу – в ночное зимнее.
Генри Саггс. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура.
http://admw.ru/books/Vavilon-i-Assiriya ... kultura-/9

Мардук [аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «телёнок Уту»] - «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующие поколения богов.
Не вполне Митра, конечно, но похож вроде..
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2014, 13:10

Karl писал(а):Вифлеемская звезда -Рождение; Крест - Распятие. Но почему оба в полумесяце?

Хороший вопрос. Традиционно считается, что это символ Богородицы. Опять таки с Рождением всё на месте, а вот с Распятием такое толкование неуместно, а посему уместней:

    Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда. (Ин. 1:18, церковнославянский)

Karl писал(а):Опять новое значение, но форма заимствованная - Син родил Иштар (Венеру) и Син родил Шамаша (Солнце).
Наверно как то так с истоками...

Это всё-таки далеко, связь с тавроболией митраизма много ближе.

Karl писал(а):Кстати, воскресенье - день, названный в честь Воскресения Иисуса - почему то День Солнца по-латински, английски и немецки
Dies Solis, Sunday, Sonntag
Соответственно - Domingo (исп.) , Dimanche (фр.) , Domenica (итал. ) в переводе означает "День Господень"

Конечно, Вам это традиционно объяснят заменой символов митраизма, начиная с дня его рождения 25 декабря:

:arrow: National Geographic: Секреты Библии. Соперники Иисуса (см. с 25 мин.)

Но позже этот символ переосмысливался и принимает вот такое значение:

    Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова»
    ---
    Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2014, 14:01

Karl писал(а):Опять новое значение, но форма заимствованная - Син родил Иштар (Венеру) и Син родил Шамаша (Солнце).
Наверно как то так с истоками...

Если уж хотите связать Христианство с Сином, которому поклонялся отец Авраама Фарра:

    "И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам..." (Нав. 24:2)

Семья Авраама вышла из Ура Халдейского тот же город, что и Ур шумеров, где поклонялись Сину (Наннару) и отправилась в Ханнан, где ТОЖЕ поклонялись именно этому богу:

Син — вавилонский бог луны, по-сумерийски Агу; носил часто семитическое прозвание Наннар — «светоносный» и сумерийское Эн-Зу — «владыка решений». С последним именем он выступает в Сирпурле (см.). Центром его культа в глубокой древности были Ур и Харран. Считался богом света по преимуществу, первородным сыном верховного Бела, главой второй триады, отцом бога солнца Шамаша и богини Истар. Изображался с лунным серпом над головой и с длинной бородой, которая в гимнах ему называлась «из ляпис-лазури». Как божество ночи, С. призывался часто в заклинаниях, особенно в направленных против затмений луны. Сохранилась легенда, в которой затмение луны выставляется результатом нападения семи злых духов на лучезарного С. Считался богом астрономии и мудрости. Из месяцев ему был посвящен четвертый — сиван. Имел храмы и в Вавилоне, и в Эзиде. Кроме древних царей, особенно ревностным в его культе был Набонид (см.), заботившийся о реставрации его храмов в наиболее опасное для государства время. В Ассирии С. пользовался меньшим почитанием; здесь богом света по преимуществу считался Шамаш, может быть, потому, что ассирияне начинали день не с вечера, а с восхода солнца. Вместо характера бога мудрости С. приобрел здесь скорее некоторые признаки бога войны. Ассурназирпал выстроил ему в Калахе небольшой храм. В связи с С. стоит главное божество нерабских арамеев (унын. Алеипо) — Сахр или Сихр, упоминаемое в их надписях перед другими, заимствованными из ассиро-вавилонского пантеона. Возможно, что Сахр и в Харране был древнее С., а также, что оба божества тождественны и мифологически, и филологически. См. П. К. Коковцов, «Древнеарамейские надписи из Нираба» («Зап. Вост. отд. Арх. общ.», XII); Craig, «An assyrian incantation to the god Sin. Hebraica» (XI); Jensen, «Hymnen auf das Wiedererscheinen der 3 Lichtgötter» («Zeitschrift für Assyriologie», (XI).
---
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


    15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
    16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
    17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
    18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил...
    (Ин.1:15-18.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 18 ноя 2014, 14:18

Аббатство Сан-Клементе-а-Казаурия. Дата основания - 871 год
Изображение

Таким образом, Лемурий, слева полумесяц олицетворяет Богородицу, а справа - в лоне Отчи /in sinu Patris ?
Одинаковый символ не может олицетворять такие разные понятия одновременно и в одном месте.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2014, 14:26

Karl писал(а):Таким образом, Лемурий, слева полумесяц олицетворяет Богородицу, а справа - в лоне Отчи /in sinu Patris ?
Одинаковый символ не может олицетворять такие разные понятия одновременно и в одном месте.

И там и там:

    Единородный Сын, сущий в лоне Отчем (Ин. 1:18.)

Справа, можно трактовать In sinu Patris как символ Благодати Христианства вышедшей из Ветхого Закона.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Крест с полумесяцем: истоки символа

Сообщение Karl » 18 ноя 2014, 14:33

Лемурий писал(а):И там и там:
    Единородный Сын, сущий в лоне Отчем (Ин. 1:18.)

Спасибо, теперь ясно, что Вы имели ввиду.

Далее, насчет этого -
Лемурий писал(а):Это всё-таки далеко, связь с тавроболией митраизма много ближе.

Выходит, что истоки рассматриваемого сочетания символов - в тавроболии?
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 88

cron