Краски в древности

Модератор: Лемурий

Сообщение Гиви Чрелашвили » 03 фев 2007, 21:05

"Во-вторых - слово "поллитровка" пишется слитно. А какая разница между "поллитровкой" и "поллитрой", если второе слово употребляется также в качестве существительного?"

"Поллитровка" действительно пишется вместе.
А "пол-литра" через черточку (проверьте в словаре).
Какая разница ?
Сейчас объясню.
Правило это распространяется на слова, означающие "половину чего-то" в явном виде. Если бы было слово "поллимоновка", оно тоже писалось бы слитно.
А слова типа пол-леса, пол-лета, пол-линии, пол-листа, пол-лица, пол-ложки все пишутся через черточку. Ну, и пол-литра и пол-лимона, естественно, тоже.
Вы извините, конечно, меня.
У меня есть такое пристрастие к грамотности русского языка.
Другое дело, что в форуме человек может допустить массу опечаток.
Тогда меня это не волнует. Кроме того, если я вижу, что человек просто грамоту знает не ахти как, я тоже, обычно, не вмешиваюсь, потому что
тут уже не очень поможешь. Но если я вижу, что человек грамотой владеет неплохо, а делает досадные ошибки (а не опечатки) в силу незнания, мне становится обидно. Очень вас прошу, если вы заметите такое же у меня, смело можете мне вмазать тем же макаром.
Только если будете уверены, что это не опечатка, а действительно ошибка (например, если я повторяю неправильное написание одного и того же слова или сочетания) несколько раз в разных постингах.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение tmt » 03 фев 2007, 21:10

А как вам этот коллорр?


:lol:
тема про краски.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение pan » 04 фев 2007, 06:12

Уважаемый Гиви Чрелашвили!
Я очень огорчен, что Вы не услышали того, что я говорил выше.
Насчет изложения правил, право же, не стоило так горячиться. Вы допустили мысль, что я продолжу упрямство не перепроверившись? Зря.
Но я "нэ испитивяю к Вам сылной лычной нэпрыязны! Вай!" :)
:) :)
А тема ведь, действительно, о красках, как совершенно справедливо заметила tmt. Признаю, что по моей вине мы слишком отклонились.
И посему приношу свои извинения tmt и всем, кого это огорчило.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение tmt » 04 фев 2007, 12:05

Но я "нэ испитивяю к Вам сылной лычной нэпрыязны! Вай!"


pan - вы грузин(ок) совсэм не уважаете? :lol: [/code]
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение pan » 04 фев 2007, 12:40

Уважаемая tmt, грузинок я уважаю. Так же, как женщин и иных национальностей. Странно, что у Вас возник такой вопрос.
Наверное, Вас смутила часть моей фразы, взятая в скобки. Хочу успокоить Вас - она является цитатой из любимого мною фильма "Мимино", в пересказе свидетеля товарища Хачикяна, отвечавшего на вопрос судьи. Я думал, что это достаточно популярный фильм, и цитаты оттуда в комментариях не нуждаются. Мне очень жаль, если вызвал смятение у Вас. Обещаю исправиться.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение tmt » 04 фев 2007, 15:00

Странно, что у Вас возник такой вопрос.


Я прикалываюсь... :lol:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение pan » 06 фев 2007, 21:31

ЕГИПЕТСКАЯ ЛАЗУРЬ

Дороговизна таких натуральных синих пигментов, как ляпис-лазурь и азурит, о чем говорилось выше, вынуждала уже древних египтян обеспокоиться получением более дешевых заменителей. И такие заменители египтянами были найдены. Анализ некоторых фресок показал, что уже примерно 4000 лет назад египтяне использовали искусственную синюю краску. Возможно, это была первая краска, полученная искусственным путем.
Изображение

Для ее получения они сплавляли известь, песок и различные руды, содержащие соли меди и кобальта. В итоге получалась твердая стеклообразная масса - смальта различных синих оттенков, в зависимости от концентрации тех или иных руд.
Изображение


Для получения краски смальту измельчали в порошок. Краска получалась необыкновенно прочная, выдерживавшая действие огня, щелочей и кислот.
Изображение

Скорее всего, при сходном производстве в Египте впервые также была получена прозрачная разновидность синего стекла - так называемое "кобальтовое стекло".
Изображение
Изображение

Оно обнаружено и в Египте, и в римских памятниках, а применение его для витражей описано уже Теофилом и Гераклием.
Около 100 гг. до н.э. Александрия была центром производства изделий из стекла. А всемирно известна Портлендская ваза (из двухслойного непрозрачного стекла) - возможно, самый известный шедевр александрийских мастеров.
Изображение

В это время краска, производившаяся из синей смальты, имела следующие названия: александрийский сплав, александрийская фрита, александрийская лазурь, египетская синяя, египетская лазурь, фритовая лазурь, весторианская синь, путеоланская синь, лазоревая синь.
Но уже в эпоху упадка Римской империи секрет изготовления этой краски, по-видимому, был утрачен.

Второе рождение синей смальты произошло гораздо позже - в XV в. Окрашенное в синий цвет кобальтовое стекло начали изготовлять в Венеции в 1443 году. Венецианское стекло пользовалось огромным спросом, и торговля им приносила хорошую прибыль. Производство венецианского стекла, позже прославившегося на весь мир, ведет свое начало от тайных операций венецианских купцов-шпионов (или шпионов-купцов - кому как нравится - в то время обе профессии переплетались настолько, что разделять их не имеет никакого смысла. Можно только добавить, что венецианцы были лучшими), вывезшими в начале XIII в. некоторые ценные образцы стекла из Византии, а заодно прихватившими и секреты их производства. В конце XIII в. в Венеции насчитывалось уже более тысячи стекловаренных печей. Однако, способ его производства долгое время хранился в тайне и являлся государственным секретом, за разглашение которого грозила смертная казнь. С 1291 г. стекольное производство было даже сосредоточено в одном месте - на острове Мурано. Что доставляло удобства не только остальным жителям Венеции, избавившимся от частых пожаров, грязи и неприятных запахов, но и соглядатаям, следившим за всеми перемещениями вокруг острова.
Но художников и торговцев красками эта тайна мало беспокоила - ведь у них были такие великолепные синие пигменты, как ляпис-лазурь и азурит. И только когда эти пигменты стали труднодоступны, европейские живописцы стали применять порошок смальты, которая к тому времени - середине XVII в. - стала довольно обычной в Европе. Как ни старались венецианцы сохранить свои секреты, скорее всего нескольким мастерам удалось тайно покинуть Венецию. В XVI веке кобальтовое стекло уже изготовляли в Германии и в Нидерландах, причем эти изделия практически неотличимы от подлинно венецианских (может быть, несколько грубее). В 1605 года смальту уже производят в Англии и особенно широко в Германии, где в 1660-х годах четыре фабрики, расположенные в Саксонии, объединились в одну компанию по производству синих смальтовых красок. Вместе с богемскими фабриками эта компания выпустила множество сортов этих красок, заполнивших европейские рынки
В начале XVII в. смальта была довольно дешевой краской - в Англии, например, она стоила в среднем 10 пенсов за фунт.
Однако, ни сравнительная простота получения и независимость от зарубежных поставок, ни дешевизна не спасли синюю смальту от быстрого забвения. Ею пользовались, скорее по необходимости, чем из-за любви. И, как только появилась такая возможность, от нее быстро избавились.
Большим ее недостатком была очень слабая кроющая способность, которая осложнялась еще и тем, что при большом измельчении терялся цвет.
Большинство картин, в которых в качестве синей краски использовались смальты, относится ко второй половине XVI и к XVII столетиям. Анализы красочного слоя показали, что смальта входит в состав красок, которыми исполнены второстепенные детали на полотнах таких мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Веласкес. С XVIII века, особенно после открытия бер-линской лазури, смальту практически не использовали.

На этом я, пожалуй, закончу свои заметки о синих минеральных пигментах. Если вы не устали читать, возможно, я продолжу рассказ о синих красках, но уже биологического происхождения.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Kukuny » 14 май 2007, 22:31

Меня очень интересует такой вопрос, почему при смешение жёлтой и зелёной краски получается синия,жёлтой и синей- зелёная и т.д.
Kukuny
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2007, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение LeGioner » 15 май 2007, 00:00

Kukuny писал(а):Меня очень интересует такой вопрос, почему при смешение жёлтой и зелёной краски получается синия,жёлтой и синей- зелёная и т.д.


Элементарная физика. Спектр знаете? Так вот, цвет получается тот, который находится в спектре между смешиваемыми.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Analogopotom » 15 май 2007, 00:08

Kukuny писал(а):Меня очень интересует такой вопрос, почему при смешение жёлтой и зелёной краски получается синия,жёлтой и синей- зелёная и т.д.


Чего-то не получается у меня синий цвет в результате смешивания желтой с зеленой.
Кстати, если смешивать лимонную краску с изумрудной - голубой цвет тоже не получится.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Kukuny » 17 май 2007, 19:43

LeGioner, Спасибо Вам большое!!!!!
Вы даже не представляете, как Вы мне помогли!!!! :D
Kukuny
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 фев 2007, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tmt » 17 май 2007, 22:17

Pan,
что известно об эмали?
То что вырассказали о египетской лазури - это и есть эмаль?

У нас изделия из эмали были широко распространены в средние века -

вот небольшая информация -

Эмаль – твёрдое стекловидное покрытие, которым покрывают поверхность изделия. Компонентами почти всех видов эмали являются: двуокись силициума SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2. Эмаль бывает грунтовой и покрывательной. Грунтовую эмаль, в которую входят закрепляющие вещества, применяют для прослойки между металлом и покрытием, а покрывательную эмаль укладывают непосредственно на покрываемую поверхность.


Технология покрытия металла эмалью издавна было известна в древнем Египте (использовалась в золотых изделиях), на Востоке (Китай). Существуют также более поздние образцы римских изделий из бронзы.

Украшение изделий из золота, серебра, меди эмалью (иконы, церковная утварь, посуда, ювелирные изделия и др). Технология производства эмали древнейшая отрасль, она многогранна; иногда эмалью заполняют углубления в медных изделиях. Такого рода эмаль называют – углублённой. Она издревне известна на Востоке (Китай), встречается также на более поздних древнеримских бронзовых изделиях. Технология такого вида эмали распространилась в 12-ом веке в Западной Европе. В основном, известны 3 школы: - школа Маас, в Лотарингии (мастера: Годфруа де Клер и Николай Верденель), школа Райнис – центр г. Кёльн (мастера: монахи Айльбертус и Фридерикус), и школа Лимож – центр г. Лимож, Франция (просуществовала до XV-го века). Иногда эмалью заполняют перегородки изображений, которые выполнены тонкими металлическими нитями и прикреплены к тонкой металлической пластинке. Такого вида эмаль называют перегородчатой. Подобная техника использована в золотых изделиях др. Египта. Перегородчатой эмалью выполнена миланская икона придела церкви сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, XIX в). Перегородчатая эмаль (на золоте) достигла расцвета в X-XII вв. в Византии, откуда она распространилась по Европе. Сохранились созданные в Киевской Руси образцы перегородчатой эмали (золотые диадемы и др.) Известна также русская перегородочная эмаль XII-XIII вв (в основном, на серебре). В Китае технику перегородчатой эмали использовали ещё во времена династии Тан (618-907 г), особенно широко распространилась во время правления династии Мин (1368-1444гг).



существуют ещё следующие технологии: резная, художественная, витражная и перегородчатая.
В грузинском искусстве, в основном, известна перегородчатая эмаль. Единственный образец восточной эмали, который хранился в Джуматской церкви, в настоящее время утерян. Эмаль занимает видное место в средневековом искусстве. Она стояля на такой же высокой ступени развития, как архитектура, настенная живопись и рельефная пластика. Для доказательства этого достаточно только уровень исполнения и количество эмали на иконе Хахули. Колорит грузинской перегородчатой эмали отличается от перегородчатой эмали других стран (пр. Византийская). Среди цветов грузинской эмали своеобразны так называемые винный и прозрачно зелёный.
Что касается резной или гравированной эмали, в этой технологии металл покрыт такой прозрачной эмалью, что в её глубине хорошо видны гравированная поверхность металла. Эта техника эмали возникла в Италии в XIVв.
Художественная эмаль, когда изделие из металла покрыто эмалевым фоном, на котором эмалевыми красками рисуется изображение (с XVIIв. – огнеупорными красками на белом эмалевом фоне, золоте, серебре, меди). В XV-XVIIвв. художественная эмаль готовилась в основном, в металле (главный мастер Нардон Пенико, умер в 1542 или 1543г.). В XVIв. роспись осуществляли методом Гризайля (однотонная роспись – светлый тон на тёмном фоне, который создаёт впечатление рельефа). Главными мастерами были Леонар Лимозен (умер приб. в 1575г.), Пьер Реймон (умер в 1584г.). В России художественная эмаль получила развитие с конца XVIIв., особенно в Солвичегорске (изделия из строгановской мастерской). В XVIII-XIX вв. техника художественной эмали расцвела в Ростове, где изготовлялись иконы. С XVIIв. известна киевская художественная эмаль. В XVII- XVIII вв. широкое распространение получила покрытая эмалью портретная миниатюра, известными мастерами которой были Жаи Петито (1607-1691гг), Шарль Буати (1663-1727гг), в России Г. Мусикииский (умер приб. в 1737г), А. Овсов (род. в 1678) и др.

http://www.enamelworld.com/index.php?la ... arch_text=


http://www.enamelworld.com/index.php?news=9&sid=

Изображение
10th century.
Martvili
The Descent into Limbo
Gold, cloisonné enamels, pearls.
8 x 5.5 cm
Art Museum of Georgia, Tbilisi



Изображение
Mounting of the icon of the Virgin.
Details: roundels with St. John the Evangelist and the Apostle Peter.
9th or 10th century. roundels with John the Baptist and the Apostle Paul.
9th or 10th century. Vardzia
Gold, cloisonné enamels.
Diameter 3 cm
Art Museum of Georgia, Tbilisi
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение pan » 02 май 2008, 00:57

Приветствую уважаемых коллег и читателей!
Давненько я не заглядывал сюда... Но, ознакомившись вышеприведенным постом уважаемой tmt, захотелось сделать некоторые добавления.
Так, ныне известный термин "эмаль" в русском языке существует относительно недавно - со второй половины XIX в. и происходит от французского "email". До этого в русском языке цветное стекловидное покрытие на металле называлось "финифть". Это слово пришло к нам из греческого языка в X в., когда установились тесные взаимоотношения с Византией, и было, в свою очередь исковерканным латинским fingitis, что означало "твердый, блестящий камень". Русские летописцы X - XII вв. употребляли термин как «финифтъ», так и «финиш». Иногда в древнерусских описях XII в. эмалевые изделия названы "мусия", также производное от греческого — "μουσεϊον" - обиталище, храм муз. По латински звучит, возможно, даже более ближе - opus musivum, от котрого произошло итальянское — "musaico"и французское — mosaïque. Мусия или мозаика - в широком значении слова - рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, чаще всего из смальты - цветного стекла, как прозрачного, так и непрозрачного. Очевидно, монахи в XII в. особой разницы между мусией и финифтью не видели, так как по составу и технологии производства эта стекловидная масса и в том, и в другом случае была одним и тем же веществом.
Да и позже, мы видим, что и другие народы не делали различий между эмалью и смальтой. Сейчас эмальеры, в подавляющем большинстве, уже не варят эмаль, а покупают пластины или столбики смальты в художественных салонах, измельчают их в тонкий порошок, заполняют им углубления в изделиях и запекают, как пирожки в муфельной печи. Так, как уже говорили, Эмаль по фрацузски - émail, но по итальянски - smalto, по немецки - Schmelz, на средневековой латыни - smaltum, , происходящее, в свою очередь, от верхненемецкого франкского глагола "smeltan", "smelzan" — плавить. Это, скорее всего, свидетельствует, что римляне впервые узнали об эмали от кельтов, населявших Францию, у которых выемчатая эмаль появилась уже в 5 в. до н. э. Нельзя исключить, что толчком к развитию кельтами собственного стеклодельного искусства послужили торговые контакты с финикийцами.

В русском (как впрочем, и в английском языке - enamel) не делается особого различия для различных видов эмали - этот термин означает любое твердое блестящее стекловидное покрытие на чём угодно - и на сверкающем Ламборджини, и кухонной кастрюльке, на дамских пальчиках, чьи коготки украшены маникюром, и на фарфоровой чашке с чаем, которую эти пальчики время от времени подносят к зубкам, также покрытым эмалью.

А теперь некоторые уточнения. Та "углублённая" эмаль, о которой упоминала уважаемая tmt, более известна под названием "выемчатая".
Что касается перегородчатой эмали, то, действительно, она получила очень широкое распространение в Византии, и это искусство достигло там своего расцвета. В Грузию и в домонгольскую Русь эти эмали, действительно, попали из Византии, однако нельзя утверждать, что из Византии это искусство распространилось и в другие европейские страны. По крайней мере, развитие западной средневековой эмали нельзя объяснять единственно византийским влиянием: в его основе лежали собственные традиции предшествовавшего производства - у северо-западных варваров — галлов, кельтов, вендов и др. племен, пользовавшихся эмалью для украшения фибул, блях, браслетов и прочих принадлежностей костюма, а также для отделки оружия и конской сбруи. Например, как эти ножны, найденные в могиле франкского короля Хильдерика, умершего в 481 г.
Изображение
Бесспорно восточное влияние, пришедшее возможно, через финикийцев , а возможно, и через греков, но в довизантийский период. Если судить по ниже перредставленным образцам, задолго византийцев перегородчатая эмаль была известна в Восточном Средиземноморье.
Изображение
Изображение

Наверное, можно говорить о прямой связи между знакомством того или иного народа со стеклом и применением его в эмалировании. А знакомство со стеклом происходило обычно в глубокой древности и, скорее всего, случайно. Дело в том, что для этого достаточно было разводить какое-то время костры на песке - все необходимые вещества для создания примитивного легкоплавкого стекла, так называемой "стеклянной пасты", содержатся в песке на котором развели костёр, золе этого костра из обычных деревьев - осине, березе, клене , дубе и даже ржаной соломе, и известковых камней, которыми обычно обкладывают кострище. Нередко вместо камней источником углекислого кальция служили моллюски, которых изжарили на этом же костре, а раковины побросали в костёр. После таких нескольких костров на одном месте можно обнаружить мелкие стекловидные шарики.
И уже в IV тыс. до н.э. люди научились варить стекло в чистом виде и делать из него полностью стеклянные изделия. В Месопотамии археологи нашли бусы из непрозрачного стекла, относящиеся к 2450 г. до н. э. В древнем письменном источнике, "Средневавилонском тексте", датируемом XVII в. до н.э., содержится упоминание о рецептах стекла и глазурей.
В Египте же первые стеклянные сосуды появились не позднее XV в. до н.э., скорее всего, благодаря финикийцам. Фараону Тутмосу III, в качестве подати и в знак особого расположения, вассалы и правители других стран присылали "плавленный камень", "искусственный лазурит", мелкие сосуды.
Примерно к тому же времени относится обнаруженная археологами древнеегипетская стеклоделательная мастерская в Тель-Эль-Амарне, где были найдены остатки стеклоплавильных тиглей. В XIII в. до н.э. египтяне уже производили великолепные изделия украшенные выемчатой эмалью.
Изображение
Изображение

Косвенным доказательством самостоятельного развития средневекового европейского эмальерного искусства может служить то обстоятельство, что в Византии эмаль употреблялась почти исключительно для украшения золотых вещей, а на Рейне и в Лиможе она наводилась, главным образом, на медные или бронзовые изделия.
Что касается русских земель, то там эмали изготовлялись уже в 3 — 5 вв., о чём свидетельствуют находки в Приднепровье, Приокских районах, бассейне Десны. Археологи там обнаружили образцы выемчатой эмали по меди - браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой эмалью.
Последний раз редактировалось pan 04 май 2008, 13:02, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение tmt » 02 май 2008, 10:02

Приветствую Пана!
Соскучились без вас!
:D

Вы написали что в Грузию эмаль попала из Византии,
возможно и так, но дело в том, что в Грузии найдены виды эмали, аналогии которого нет в византииской культуре -

В грузинском искусстве, в основном, известна перегородчатая эмаль. Единственный образец восточной эмали, который хранился в Джуматской церкви, в настоящее время утерян. Эмаль занимает видное место в средневековом искусстве. Она стояля на такой же высокой ступени развития, как архитектура, настенная живопись и рельефная пластика. Для доказательства этого достаточно только уровень исполнения и количество эмали на иконе Хахули. Колорит грузинской перегородчатой эмали отличается от перегородчатой эмали других стран (пр. Византийская).

вообще то интересный вопрос.
надо пересмотреть литературу.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение pan » 02 май 2008, 16:06

Здравствуйте, уважаемая tmt! Я тоже рад общению с Вами.
Действительно, на территорию, где ныне располагается Грузия, в древности, задолго до возникновения Византии, могли попадать (и попадали) изделия с эмалью из региона Месопотамии и Египта.
Я всего лишь коментировал Ваш пост:
В грузинском искусстве, в основном, известна перегородчатая эмаль. Единственный образец восточной эмали, который хранился в Джуматской церкви, в настоящее время утерян.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22