Пиво

Модератор: Лемурий

Пиво

Сообщение tmt » 12 апр 2007, 21:12

Пиво в древних цивилизациях
Специализированное собирательство злаков диких растений стало предисторией для рождения пивоварения. Прогрессом явилось переход к земледелию, выращиванию пшеницы, ячменя, проса, бобовых. Народы Передней Азии и дельты Нила начали собирать злаки не позднее VIII тысячелетия до нашей эры. Средиземноморья и Балканского полуострова - VI тыс. до н. Э., Закавказья - IV-V тыс. до н. э., Южной Туркмении (предгорья Копетдага) - VI-III тыс. до н. э., на территории современных Украины и Молдавии (трипольская культура) - с III тыс. до н. э., Центральной и Южной Америки -V-III тыс. до н. э. Кроме того, в Америке выращивали маис (кукурузу) и другие растения, введя их в культуру. Вероятно, к этому времени относятся и истоки пивоварения из злаков.



Египет

Изображение
По мнению древних египтян, всеми правами на изобретение хмельного напитка владеет бог Осирис. Он же по жреческим каналам передал им технологию приготовления ячменного солода. До нас дошли остатки пивоварни, владелицей которой была несравненная Нефертити. Фрески на стенах заведения изображали саму царицу, разливающую пиво через ситечко - один из способов очистки ячменного напитка от примесей.
Такое ситечко имеется в Британском музее. Интересно, что его узор "в елочку" идентичен плетеному ситечку зулусов. В одной из лабораторий Эдинбурга началась работа по восстановлению рецептов древнеегипетского пива, финансируемая консорциумом пивоваренных заводов Шотландии. Известен один из рецептов, дошедший до нашего времени, в соответствии с которым следовало несколько раз намочить хороший ячмень до образования "хлопьев", высушить, приготовить из него хлеб, добавив закваску, поверхностно поджарить и снова настоять на воде. Полученную жидкость процеживали сквозь цедилку или тонкое решето.
В одном из писем на папирусе около 3 тысяч лет тому назад отец упрекал сына, что тот слишком часто посещает заведение, где пьют "гаг" - один из сортов пива. О приготовлении напитка из ячменя в долине Нила писали Гекатей и Геродот. Другой автор - Диодор - отмечал, что поклонники Осириса приготовляют напиток из ячменя в тех местах, где не растет виноградная лоза. Теофраст называл ячменный напиток "Zythos", что некоторые авторы пытались связать с древнеславянской "сытой" - медовым напитком от слова "сытить", то есть насыщать воду медом.
Пиво приготовляли также из пшеничного солода. Пиво, наряду с луком и хлебом, входило в основной набор продуктов древних египтян. Дневная норма строителей пирамид состояла из трех хлебов, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука.
Во времена Страбона пиво было популярно в Александрии. Согласно одной приписке на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом. Центром пивоварения в Египте был г.Пелузий в устье Нила, поэтому пиво называлось также "пелузийским напитком". В эллинизированном Египте при династии Птолемеев (305-30 гг. до н.э.) на пиво был введен специальный налог.
Пиво было известно и в Карфагене. Традиции пивоварения в Северной Африке практически не прерывались. Ячмень для домашнего пивоварения используется и современными египетскими феллахами.

----------------------------------------------------------------------

Ворота Иштар

В другой древнейшей цивилизации Востока - Шумере (в Месопотамии, точнее, южной части Междуречья Тигра и Евфрата) также издавна культивировался ячмень, урожайность которого достигала сам-36, а иногда сам-104, в то время как дикий ячмень давал урожайность сам-4 или сам-5. Как свидетельствуют клиновидные письмена на глиняных табличках III тыс. до н.э., в царской пивоварне г.Лагаш только за два месяца было переработано 300 тонн ячменя.
Неизвестный поэт, живший в городе-государстве Ур 2100 лет до н.э., восклицал, быть может, в самых первых стихах о пиве: "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем".
Технология приготовление пива детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись III тысячелетия до н.э. с рецептами не менее 15-ти сортов пива, которые ему удалось изготовить.
У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Спорная поговорка говорит о минимальных видах радостей в жизни простых шумерских семей. Тем не менее, население Месопотамии шумеры, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Таким образом, они искусственно увеличили количество разновидностей познаваемых радостей.

Как правило, пивные радости подразделялись на сладкие, темные и светлые. Самым распространенным считалось густое с осадком темное пиво с небольшим содержанием алкоголя. В некоторых марках его сдабривали пряностями, и оно становилось более или менее горьким, в зависимости от сортов использованных трав. Пиво считалось демократичным напитком - его пили, и простой народ и знать, оно подносилось даже богам, служило предметом торговли и иногда выступало в качестве уплаты натурой. Самое интересное, что шумеры освобождали пивоваров от несения военной службы.
Изображение
Стандартизацию правил изготовления и продажи пива ввел царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Они были изданы в известном своде законов. Пиво в Вавилоне варили женщины, после этого в ситории пивоварения им это не доверяли. А Вавилон, как известно был разрушен, но не из-за этого, конечно. Спекуляция и фальсификация строго карались. Нарушение нормы назначения цен, штрафовалось или женщину просто бросали в воду. Производитель поддельного пива должен был быть утоплен или наказан питием такого "пива" до самой смерти.

Ассирийцы переняли изготовление пива от вавилонян, что подтверждает изображение во дворце Саргона II в Дур-Шуракин (Хорсабад), относящееся к VIII в. до н.э. Ассирийские пивовары поклонялись богу Ану. На территории Месопотамии (современный Ирак) и ныне находят глиняные кружки с носиками...

Безусловно, народы Древнего Шумера и Египта определенно не были единственными, кто умел варить пиво. Но наличие у этих народов письменности сохранило для потомков свидетельства технологии пивоварения.


--------------------------------------------------------------------------------

Эллины

В древней Греции, богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (ок. 460-377г.г. до н.э.) посвятил пиву специальную книгу.
Веселый бог Вакх-Дионис древних греков и римлян был, прежде всего, богом виноделия. Но пиво привилось как напиток бедняков. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пишет о странном действии пива, которое, якобы, заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражение "он пьет неразбавленное вино" или, "он пьет как скиф", было синонимом пьяницы.



--------------------------------------------------------------------------------

Вечный город
Уважающие себя жители Древнего Рима практически не употребляли пива, что во многом характерно и для современных романских народов, занимающихся выращиванием винограда. Известно, однако, свидетельство Плиния Старшего (23-79 гг. уже нашей эры), который в "Естественной истории в 37 книгах" пишет о приготовлении пшеничного пива в Кампании (Южная Италия) под названием "tragum".
Близкий к плебсу древнеримский комедиограф Тит Маций Плавт (254-184 гг. до н.э.) подтверждает, что пиво употреблялось, в частности, на празднествах в честь богини земледелия Цереры, отчего оно стало называться "ceres". Отсюда современное название пива в итальянском (cervisia) и испанском (cerveza). По словам известного историка экономики Ф. Броделя, пиво в Европе к IV в. оставалось "напитком бедняков и варваров".



--------------------------------------------------------------------------------

Индия
В Древней Индии пиво также было известно, и, если процесс его приготовления и был тождественен приготовлению пива у народов Африки, как отмечал А. Брайант, то это свидетельствует не столько о заимствованиях, сколько об общих истоках земледельческих культур. В древней Индии так же, как в Африке, пиво приготовляли из сорго, которое называлось "джовара" и дагуссы, известной как "мурва".
Охмеляющий напиток на санскрите назывался "сура". Рис, культивируемый в Восточной и Юго-Восточной Азии с IV тысячелетия до н.э., вероятно, сначала использовался как пищевой продукт (подобно сорго в Африке). Но еще венецианец Марко Поло, совершивший путешествие в Китай в конце XIII в., отмечал, что жители области Каражан (современная провинция Юньнань) "из рису же с пряностями выделывают питье, чистое; пьянеешь от него, как от вина". По его же словам, монахи в г. Чанду едят одни отруби, намоченные в воде. Хотя, как известно из позднейших источников буддийские монахи по потреблению пива не отставали от своих европейских собратьев.
У современных дравидских народов Индии вместо проса традиционным напитком стало рисовое пиво. У народа мунда пиво ("или") готовит каждая семья, разливая его в кувшины. Оно же является излюбленным напитком у нага, проживающих в штате Ассам. У народов Тибета и Непала пиво чаще приготовляют из ячменя, но используют также рис и просо.



--------------------------------------------------------------------------------

Золотой напиток Инков

Также пиво было хорошо известно в доколумбовой Америке, где издавна выращивали маис (кукурузу). Основными компонентами для приготовления пива в древности были зерно и солод. Обычно их смешивали в равных пропорциях, заливали на сутки водой, потом дважды растирали до образования теста. Тесто заливали кипятком с добавлением холодной воды - это получалась закваска. Через сутки, полученную таким образом жидкость кипятили и остужали с добавлением закваски - получалось сусло. В остывшее сусло добавляли сухой размолотый солод и оставляли бродить. После брожения, когда сусло покрывалось массой больших пузырьков, проводилась его очистка через травяные сита. Полученное таким образом пиво из сорго могло храниться 24 часа, из кукурузы - 15 часов.
Хотя были известны и другие напитки, как, например, у ацтеков крепкий напиток из агавы (современная водка из кактусов называется "пулька") и тонизирующий напиток "чоколатль" (шоколад). Пиво из кукурузы с добавлением перца, приготовленное традиционным способом называется "чича". В Бразилии из жареных зерен издавна варили черное пиво, и ныне сохранившееся в отдельных районах Верхней Амазонки.
Напитки изготовляли также из сока некоторых видов пальм (слабое вино "тодди" у сингалов Шри-Ланки, получаемое из соцветий кокосовой пальмы), или пальма растущая на Юге Африки Huphaenecrinita, ее сок собирали в тыквенные бутылки. Использовались и плоды некоторых деревьев, как, например, в Африке Scherocarya Caffa , напоминающие сливу, финики, из которых получали вино на Ормузском побережье Персии, сахарный тростник. у северо-восточных банту, например, в Уганде - бананы (с добавлением просяной муки)...
Тасманийцам был известен опьяняющий настой из сока так называемого "сидрового дерева", получаемый посредством брожения. Жители Полинезии приготовляли особый напиток, трудно поддающийся идентификации, под названием "каву" - перебродивший сок разжеванных корней одного из видов стручкового перца, смешанный с водой. Из меда диких пчел, доступного даже кочевым собирателям (например, бушменам Южной Африки) многие народы готовили крепкие напитки. Разве что только аборигены Австралии не были знакомы с хмельными напитками...
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 12 апр 2007, 21:18

Старушка Европа

Изображение

Пиво в Европе было известно задолго до ИЕ расселения, в частности, на Иберийском полуострове. О жителях Лузитании (современная Португалия) Страбон писал: "Они пьют ячменное пиво; вина же у них не хватает; приготовленное вино быстро выпивают, устраивая угощение вместе с родственниками..." Упоминает он о пиве и в разделе о таинственной стране Фуле где-то к северу за пределами Ойкумены: "Люди, живущие там, питаются просом и другими злаками, плодами и кореньями, а где есть хлеб и мед, там из них приготовляется напиток". Иберийцы называли пиво "caelia" или "cerea". Наслаждались пивом также лигурийцы, населявшие северо-западную Италию и юго-восточную Галлию.
Среди самых старых поклонников пива среди ИЕ народов известны фригийцы, заселившие во II тысячелетии до н.э. Малую Азию, и фракийцы, проживавшие в основном на Балканах и в низовьях Дуная, в частности, даки. По свидетельству Гекатея Милетского (конец VI -начало V вв. до н.э.), у одного из фракийских племен - пэонов употреблялось два сорта пива, одно из ячменя, другое из пшена, причем в пиво для вкуса клали какие-то травы.
Пиво было традиционным напитком и у кельтов, проживавших тогда на значительной территории Галлии. Посидоний в I в. до н.э. упоминает о приготовлении ими пива из пшеницы и меда. Он же оставил следующее описание пивной: "Из одной бочки старательно наливают кружку за кружкой, которая затем разносится слугами направо и налево". В Галлии в I в. н.э. пиво было народным напитком и называлось "согma". Это кельтское пиво сохранялось в Северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до недавнего времени.
Национальным напитком пиво было и у древних германцев. Римский историк Тацит в 98 г. н.э. в сочинении "О происхождении германцев" писал: "Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина; живущие близ реки (Рейна -Л.В.) покупают и вино". В римских частях, набранных из германцев, пиво было ежедневным напитком.
Характерны документы в виде деревянных табличек, обнаруженные археологами в районе вала Адриана, построенного по приказу императора в 123 г. и до 407 г. разделявшего Британию на две части. В рапорте одного из командиров, охранявшего римскую часть Британии, своему префекту Флавию Сералиусу, судя по всему, племенному вождю, говорилось: "У легионеров закончилось пиво. Прошу Вас дать приказ о срочной доставке". В старогерманском языке пиво (ныне Bier) называлось Реаг (bior, рiего). Это название, по мнению одних исследователей, восходит к старогерманскому названию ячменя bere, других - к среднелатинскому biber или biberis, то есть "пить".
Близко название и в современном румынском языке - bere. Другое старогерманское название пива Alu (ale, ealo) удержалось в английском языке (Ale). Солод у древних германцев назывался Bratse, отсюда выводят французское слово Braser ("варить пиво"). Пиво, употреблявшееся германскими и галльскими народами, отличалось кисловатым вкусом.



--------------------------------------------------------------------------------

Закавказский фактор

Сохранились письменные свидетельства об употреблении пива и на другой периферии античного мира, зоне древнего земледелия - Закавказье. В 401 г. до н.э. отряд греческих наемников отправился для участия в междоусобной борьбе за персидский престол в державе Ахеменидов. Участник похода, писатель Ксенофонт, в своем известном произведении "Анабасис" рассказал об отступлении затем греков через территорию, где проживали племена арменов (Армению): "Дома здесь были подземные, там же хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник, больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть из него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был приятный напиток".
Таким образом, к Великому переселению народов на территории Римской империи в IV-VII вв. н.э. было известно три способа приготовления пива:
1. с использованием закисшего теста;
2. из солода хлебных злаков;
3. из смеси солода с непророщенными зернами ( в начале XX в. такая разновидность пива еще сохранялась в Голландии).
Пиво варили, приправляя его дубовой корой, листьями деревьев, горькими кореньями, луговыми травами для ароматизации. Использовались, в частности, розмарин, шалфей, лаванда, багульник, цветы вереска, полынь, ягоды лавра и плюща. Но среди растений, применяемых в пивоварении, как ни странно, не было хмеля.



--------------------------------------------------------------------------------

Все дело в хмеле

По мнению выдающегося шведского естествоиспытателя Карла Линнея, высказанному в 1776 г., хмель был занесен на территорию Римской империи готами или другими племенами во время Великого переселения народов из Восточной Европы, где в это время происходил этногенез славян.
Хмель - вьющееся многолетнее растение, достигающее 5-8 метров в длину, относящееся к семейству коноплевых. Для пивоварения культивируются только растения с женскими цветками - хмелевыми шишками. Из хмелевых шишек получают лупулин - ароматическое вещество, придающее пиву своеобразную горечь, благодаря эфирному хмелевому маслу. Вопреки распространенному мнению, хмель не усиливает "хмельные" качества пива, а придает ему приятный горький вкус и способствует сохранности пива, т.е. увеличении его стойкости.

Культура хмеля требует тщательного ухода с использованием деревянных шестов или проволоки. Люди старшего поколения, вероятно, помнят чешский фильм-мюзикл "Старики на уборке хмеля", где была показана по ходу сюжета технология его уборки. Известна, также, картина американской художницы Томкине Маттисон "Уборка хмеля" (1863 г.). Основные районы культивирования хмеля в настоящее время - Чехия, Польша, Германия, Англия, США, Украина (районы Волыни и Подолии), в России - Поволжье, в частности, Чувашия, Кострома, Казань.
Из хмелевых шишек получают лупулин - ароматическое вещество, придающее пиву своеобразную горечь, благодаря эфирному хмелевому маслу. Вопреки распространенному мнению, хмель не усиливает "хмельные" качества пива, а придает ему приятный горький вкус, аромат, а также способствует сохранности пива, что до открытия пастеризации вина и пива увеличивало его "прочность". Традиционно лучшими сортами хмеля считались заакский (жатецкий), он же богемский, который был выведен в Чехии в XV в., баварский из окрестностей Шпальта, известный с XIV в., а также высший сорт кентского хмеля из Англии, появившийся сравнительно поздно.
Вопрос о том, когда и где впервые стали применять хмель для пивоварения (возможно, сначала дикий) вряд ли будет когда-нибудь разрешен. Этимологически славянское и латинское названия хмеля очень близки (humulus - хмель) и, вероятно, являются видоизменениями одного и того же слова. По мнению некоторых ученых, таких как Виктор Ген и Богуслав Шулек, хмель впервые стал культивироваться славянами. Он был известен среди культурных растений Киевской Руси, хотя продолжали собирать и дикий хмель. Хмель упоминается в летописи о договоре князя Владимира с болгарами в 985 г., когда, давая клятву верности договору, болгары, якобы, заявили: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть".
В одном из византийских источников 1120 г. (Зонара) говорится: "Сикера же есть то, что опьяняет без вина, как это приготовляется людьми (славянами), таков, например, так называемый хмель (хоумеле) и тому подобное". Хмель использовался для приготовления домашнего пива, иначе хмельной браги, в отличие от браги, изготовляемой без хмеля. Использовался хмель и в хлебопечении. В ХIII- ХIV вв. хмель был одним из главных экспортных товаров новгородцев. Поставщиком хмеля на Запад долго была Русь.
В западных источниках хмель впервые упоминается епископом Исидором Севильским в VII в. и в дарственной грамоте франкского короля Пипина Короткого в 768 г. Считается общепризнанным, что хмель впервые стал употребляться в пивоварнях монастырей бенедиктинцев, францисканцев, августинцев, прежде всего, в Южной Германии. Произошло это около Х-ХI вв., а, возможно, и с IX в. Святая Гильгергарда, настоятельница Рупертсбергского монастыря, в 1079 г. упоминает о добавлявшемся в пиво хмеле.
Пиво вообще широко использовалось в монастырях как ежедневный напиток, так как не противоречило требованиям поста, а квас был известен только народам Восточной Европы. Светлый эль варили в монастыре Святого Бенедикта в Сент-Модвине (Англия), заложенном в 1002 г., а после переезда в Бертон местная артезианская вода с гипсом способствовала славе пива Бертонского аббатства вплоть до перехода в начале XVII в. этой пивоварни в руки личного секретаря Генриха VII. В ходе Реформации и секуляризации имущества католических монастырей они лишились большей части своих пивоварен. Старейшая из сохранявшихся находится при монастыре бенедиктинцев Бай Тенбург в Баварии, хотя она и оснащена современным оборудованием. В ХV-ХIII вв. монастырское пивоварение развилось и во Франции.
С расширением масштаба пивоварения в ряде районов ячмень превратился в техническую культуру, что было характерно для Баварии уже в XIII в., для Чехии - с XIV в. Хмель также оказался выгодной сельскохозяйственной культурой, тем более, что он рос на неудобных землях, склонах гор и оврагов.
Применение хмеля способствовало "прочности" пива. Уже к XIII в. появилось "мартовское" пиво, способное сохраняться несколько месяцев. В первом известии о разведении хмеля в Силезии 1224 г. говорилось: "От примеси этой пряности пиво стало прочнее, стало меньше бояться перевозок и мало-помалу сделалось предметом оживленной торговли". Традиционно для пивоварен закупались обычно два сорта хмеля - более ценный, для так называемых "лагерных" сортов пива, сохранявшихся до лета, и более посредственный - для быстрого потребления (распивочного пива).
Постепенно более значимой становится роль городов. Не случайно уже при Генрихе I Гарделегену был пожалован герб с изображением ветки хмеля. Различные привилегии, связанные с пивоварением, получают такие Ганзейские города, как Бремен, Росток, Любек, Данциг (Гданьск). Центром европейской торговли хмелем с XIV в. становится Нюрнберг. Сюда на протяжении многих сотен лет стекался хмель из русских, чешских и других регионов хмелеводства.
Долго продолжали варить пиво и без хмеля. В Нидерландах его стали применять в некоторых районах с XIV в., в Швеции - с XVI в., во Франции -с XVIII в. Но именно французскому ученому Луи Пастеру принадлежит научная разработка способа консервации продуктов нагреванием до температуры, при которой погибает большинство бактерий (пастеризация). Впервые он применил этот способ для приготовления вина в 1864-1865 гг. Впрочем, французские виноделы Орлеана использовали этот метод, известный как "закаливание", по крайней мере, с 1860 г., не разглашая его содержания. После открытия Пастера, французский технолог Нардон и вслед за ним пивовар Вельтен в Марселе применили тот же способ для изготовления. В настоящее время бутылки с пивом выдерживают при температуре 70 Сњ в течение 15 минут.
Для сохранения пива впрок ("лагерное пиво") требовалось большое количество льда. В 1910 г. газеты сообщали о курьезном судебном процессе в Германии. В Балленштедте (Германия) содержатель и врач санатория для больных доктор Макс Р. подал в суд на местный пивоваренный завод "Вальдшлесхен" за то, что последний устроил новый пруд для заготовки льда зимой. Весной же и летом пруд облюбовали лягушки, чьи "концерты" распугивали пациентов доктора. Владелец завода оправдывался, что кваканье - естественное свойство лягушек. Вероятно, судьи были почитателями пива, но так или иначе, иск доктора был отклонен.
Вообще, заготовка льда в теплые зимы представляла сложную проблему. В больших количествах лед для пивоваренных заводов завозился в Германию через Штеттин (Щецин) из Норвегии, Швеции, Финляндии. Развитие холодильной промышленности в США, центром которой стал Чикаго, способствовало американскому экспорту льда с 50-60-х гг. XIX в.
С применением хмеля увеличилась стойкость пива, его срок хранения. Пиво стало возможным перевозить, и оно постепенно стало предметом оживленной торговли.
Несколько позднее в пивоварении стали применяться дрожжи (дрожжи относятся к классу сумчатых грибов). Они используются в процессе брожения, вызывают брожение. Таким образом, в результате исторического развития в современном пивоварении используются следующие компоненты: вода, солод, хмель и дрожжи. И не случайно вода в этом перечне стоит на первом месте. Строительство пивоварен всегда начиналось с поиска источников воды безупречного состава, наиболее пригодной для пивоварения. Вода для пива должна быть мягкой. Это означает, что содержание солей Са, Мg и солей тяжелых элементов не должно превышать определенного показателя (рН - 5,5 или 5,6).

В книге Е. Н. Водовозовой "Жизнь европейских народов", вышедшей более ста лет тому назад и запечатлевшей быт народов Европы 70-х гг. XIX в., о фламандцах, составляющих основную часть населения Бельгии, говорилось: "Фламандец не может жить без пивной: окончив дело или серьезное совещание, он непременно отправляется с товарищами в пивную, где он в компании курит трубку, пьет пиво и весело болтает". В 60-х гг. XIX в. в Брюсселе было 943 estaminet (пивных), по одной на каждые 200 жителей. По производству и потреблению пива Бельгия заняла первое место в мире (18 ведер на душу населения к 1913 г.). Это объяснялось как сравнительно высоким уровнем жизни, так и историческими традициями страны. Сюжеты, связанные с пивом, нашли отражение в произведениях художника эпохи Возрождения Рубенса (1577-1640 гг.) и основоположника фламандского и голландского реалистического искусства Питера Берейгеля старшего (вторая треть XVI в.).

Именно здесь и в настоящее время производится пиво без дрожжей - "лямбик", получившее название по одному из городов к востоку от столицы. Это пиво янтарного цвета с ярко выраженной кислотностью и фруктовым запахом. В бутылках оно называется "гез" (guenzo). Это пиво, в котором брожение начинается самопроизвольно в результате контакта с воздухом и все, что там может находиться, - насекомыми, микроорганизмами, пылью, которые, попав в пиво, и вызывают брожение. К местным сортам пива относятся также "фаро" - легкое пиво янтарного цвета, получаемое при купажировании (смешении).
Лувенский сорт пива, получивший название от г. Лувен (фламанд. - Левен) относится к "белым" сортам пива. Это пиво мутного молочного цвета, что объясняется использованием сырого овса и ячменного солода при его изготовлении. Можно назвать также Wit (Blanche) - светлое пшеничное пиво на севере Бельгии и различные бельнийские эли. Славится Бельгия и пивом с различными фруктовыми добавками, особенно, "вишневым пивом" (Kricc).
В историческом романе собирателя фламандского фольклора и основоположника современной бельгийской литературы Шарля де Костера "Легенда об Уленшпигеле", посвященном эпохе Нидерландской революции XVI в., упоминаются различные фламандские сорта пива: крепкое брюгское kuyte, dobbel- kuyte, bruin bier, simpel. Пиво сопровождает героев книги от рождения до смерти. Упоминается и легендарный Гамбривиус (Гамбринус): "Этот король фландрский и король пивной жил за девятьсот лет до Рождества Христова и на случай попойки, чтобы не оказаться безоружным, всегда носил на голове кружку..."


Уже в XIV в. образовавшиеся цехи пивоваров избрали своим покровителем Гамбринуса. Происхождение этого имени не совсем ясно, но несомненно, что в формировании этого образа значительную роль сыграл герцог Брабанта Иоанн I (1261 - 1294 гг.), в другом произношении Жан или Янус Примус, то есть, Первый, убитый позднее в рыцарском бою. Он принял почетное председательство в гильдии брюссельских пивоваров, а в зале заседаний гильдии был помещен его портрет с кружкой пенящегося пива в руке.
В конце XIV в. самая крупная пивоварня в Германии находилась в г. Циттау, однако больше всего славилось пиво из небольшого нижнесаксонского городка Айнбека, откуда пиво отправлялось в Ганзейские города и в столицу Баварии Мюнхен, где в 1589 г. был основан известный завод "Хофбройхауз". После приглашения опытного пивовара из Айнбека продукция завода не уступала айнбекскому пиву. Среди любителей айнбекского пива был знаменитый деятель Реформации Мартин Лютер. Во время сейма в Вармсе в 1521 г. герцог Брауншвейгский послал ему ковш айнбекского пива, на что Лютер ответил стихами: "Напитка лучше нет, о диво, чем ковшик айнбекского пива!".
В ХV-ХVI вв. во многих городах Европы возникают цехи пивоваров, доходной и уважаемой профессии. В Таллине, входящем в Ганзу, в 1456 г. был основан цех разносчиков пива, а в 1498 г. - утвержден устав цеха пивоваров. Во Львове аналогичный цех существовал уже в 1425 г. В эпоху цехового пивоварения делаются попытки регламентировать производство качественного пива (и под этим предлогом оградить себя от пива конкурентов). Специальным актом 1290 г. в Нюрнберге было предписано употреблять только ячмень, а пшеница, рожь и овес были запрещены.
В Баварии в 1516 г. был принят "закон о чистоте", не допускавший к употреблению в пивоварении всего, кроме ячменя, хмеля, дрожжей и воды. Это была также эпоха пива верхнего брожения, при котором применялись верховые дрожжи, относящиеся (как и дрожжи низового брожения) к классу сумчатых грибов ( Saccromyas cerevisae ). При верховом брожении дрожжи поднимаются на поверхность бродящего при температуре 14-20 С сусла и находятся в пене. Все старинные сорта пива относятся к ниву верхового брожения.
Для осветления пива так же, как и вина, традиционно применяли клей, получаемый из плавательного пузыря осетра. Осетровый клей "карлук" был одним из "заповедных" товаров Московской Руси ХVI- ХVII вв. Правом на его экспорт, так же, как на соболиные меха, поташ, ревень, обладала только казна. Позднее карлук стали заменять клеем из кожи скатов.
Наряду с приготовлением пива верхового брожения довольно рано появляются известия о пиве низового брожения, когда несколько другая разновидность дрожжей при несколько меньшей температуре брожения в 5-10њС скапливается на дне бродильного чана. Пиво низового брожения более сложно в приготовлении, но отличается большей прочностью.
В Мюнхене низовое брожение было известно еще в 1420 г. при приготовлении ячменного пива. Попытка совета г.Наббурга в 1487 г. обязать пивоваров варить пиво только низового брожения не удалась. Только в середине XIX в. баварское пиво этого типа, оказав влияние на австрийское пивоварение, способствовало утверждению нового способа. Удельный вес пива верхового брожения снизился в 1873 г. до 40%, в 1900 г. - до 17%, в 1936 г. - до 5,8%. В настоящее время только в Англии и Северной Германии преобладает пиво верхового брожения.



--------------------------------------------------------------------------------

История Российского пивоварения.

Само слово "ПИВО" в славянских языках созввучно со словом "пить" и обозначает напиток вообще. Как и во многих других вопросах, именно славянам выпала достойная участь быть посредниками, передававшими практику и тайный смысл использования хмеля далее европейским народам.

Берестяные грамоты - оригинальная библиотека древнего Новгорода - в них уже упоминались перевары - хмельные напитки из меда и пива, отличающиеся большой крепостью. Не подлежит сомнению, что напитки с большой крепостью высоко ценились и ценятся на Руси. Перевары стали эквивалентны даже дани, а солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование землей.

В сборнике древнерусского права "Русской правде", один из первых сводов регламентирующих правовые отношения, говорится, что сборщику платежей и штрафов, или налоговому инспектору по нашему, в день полагалось ведро солода, а мастерам, занимавшимся ремонтом городских укреплений, помимо денег выдавался солод, чтобы они могли варить себе пиво, самообслуживание всегда было нормой жизни в государстве Российском. Основной набор продуктов питания на Руси состоял, или потребительская корзина, в то время состояла из пива, лука и хлеба. Пиво и меды были ритуальными напитками, употреблявшимися на совместных пирах. Впрочем, ритуальность употребления крепких напитков сохранилась до наших дней. Что символично, центрами пивоварения выступали монастыри.

Царствования Великих князей обозначилось законотворческой активностью по отношению к пиву. Великий князь Иван III в годы своего царствования (1462-1505гг.) запретил кому бы то ни было варить пиво и употреблять хмель, присвоив это право казне. И как это всегда бывает у нас, указ через некоторое был отменен. Именно в его царствование, наряду с хлебным вином, пиво начали подавать в кабаках.

Не безызвестный государственник Борис Годунов (1598-1605 гг.) запретил варить пиво "средним и молодшим" людям. С солода, хмеля и меда бралась "брашная" пошлина.

Интереснейшая грамота, датированная началом XVII века, вышла из-под пера Михаила Федоровича с запрещением покупать хмель в Прибалтике, мотивируя это дошедшим до него сообщением, "что есть на Литве баба ведунья, и наговаривает на хмель, с целью навести на Русь моровое поветрие". Тонкий политик преследовал цель ограничить импорт хмеля из Литвы и расширить производство своего.

Либерал Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) дозволял варить пиво крестьянам для домашнего питья несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масляницу, на Рождество Христово. Право варить пиво давалось только лучшим, самым работящим крестьянам.

Как и в других областях, прорыв к западным технологиям и специалистам был совершен во времена Петра I. В Петербург были выписаны солодовники и пивовары, английские пивовары, Петр учитывал опыт любимой им Голландии. Создание Петром регулярной армии и флота предъявило и новые требования к пивоварению, особенно важного для флота. Пиво в то время использовалось как важное противоцинготное средство. Пиво вошло в обязательный ассортимент угощений на празднествах, устраиваемых по случаю памятных дат и военных триумфов.

В Великий век Екатерины в 1765г. пивоварение в уездах для собственных нужд было разрешено беспошлинно, но продажа пива по-прежнему была разрешена только в питейных домах. При Александре I, в 1805г. пивная продажа была отделена от винной и разрешена также в трактирах. Пиво высшего сорта и портер продавались на вынос в особых портерных лавках, учрежденных в городах.

Правила пивоварения и пивоторговли затем неоднократно менялись, в зависимости от настроения самодержавца, состояния казны и самодурства чиновников, но все это в частностях. На рубеже ХVIII - в начале XIX вв. известность получило пиво московских пивоварен, общее число которых было уже 236. Но особенно славилось тогда калужское пиво, получаемое верховым брожением.



--------------------------------------------------------------------------------

Пивоварение Северной столицы

В 1795г. с Высочайшего одобрения Екатерины II Абрахамом Фридрихом Кроном в Петербурге был основан патриарх российского пивоварения - пивзавод, который носил имя Александра Невского. В конце XVIII в. Петром Казалетом было основано производство пива близ Калинкина моста. Калинкинский пивзавод специализировался на выпуске лучших, элитных сортов пива.

В 1848 г. Крон и Казалет объединили свои заводы, в дальнейшем пивоварение велось на Калинкинском пивзаводе, который уже в 1848 г. выпускал 33 тыс.гл. (В 1923г. этому заводу Петросовет присвоил имя Степана Разина). В 1811г. возник Калашниковский завод, названный так по месту расположения (Калашниковская наб., 44). В 1839г. у Ново-Калинкина моста (Обводный канал, 175) возник пивомедоваренный завод Ивана Дурдина.

В 1863 г. на Петровском острове, № 9 был учрежден пивзавод "Бавария" российско-баварского пивоваренного общества, ставший поставщиком двора Его Императорского Величества. В 1872г. основан завод "Вена" российско-австрийского акционерного общества. Наконец, в 1876г. на высоком берегу Невы, напротив Смольного, на месте бывшего имения графа Кушелева-Безбородко был основан завод "Славянский", переименованный в 1886г. новыми владельцами акций в "Новую Баварию".
После коренной реконструкции 1894г. завод, раскинувшийся на 12 га, преобразился. Было "заведено" электричество, ледники на 200 тыс. ведер, производство увеличилось с 500 тыс. ведер до миллиона ведер в 1909г. Продукция отправлялась в Москву, Новгород, Нижний Новгород и другие города. На заводе работало около 350 рабочих и 50 служащих. Заработная плата рабочих составляла от 12 до 30 руб., служащих - от 25 до 300 руб. в месяц. Администрация уделяла большое внимание быту и культурно-просветительской сфере. Были построены казармы на 200 рабочих, устроены театр и кегельбан.

Во второй половине XIXв. общее число пивоварен стало уменьшаться, а в оставшихся крупных производство пива увеличилось. Если в 80-х гг. общее число пивоварен достигало почти полутора тысяч, то на рубеже веков их было около тысячи. К концу XIXв. примерно треть заводов была оснащена паровыми машинами, а затем некоторые из них стали пользоваться и электричеством. В 1908г. 65 крупнейших заводов произвели, по данным акцизной статистики, 50.1 % всего объема пивоварения. В отрасли работало около 20 тыс. рабочих.

После 1880г., в связи с увеличением акциза, объем пивоварения уменьшился. Отчасти сказалась и узость рынка сбыта. Пиво потребляли в основном горожане и рабочие фабрик в сельской местности. Крестьяне же предпочитали покупать водку. Ведро водки стоило 5 руб., ведро пива - 1 руб., что в пересчете на градус алкоголя составляло соответственно 12.5 и 25 коп. Как отмечали современники, "в бытовых условиях тогдашнего крестьянства количество алкоголя ценилось выше всего".

Вначале XX в. в Государственной Думе и на страницах печати развернулась антиалкогольная кампания, предусматривалось введение мер и для ограничения продажи пива, хотя многие специалисты, наоборот, доказывали его полезность по сравнению с водкой. Удар по заводскому пивоварению был нанесен начавшейся Первой мировой войной с закрытием как винных, так и пивных лавок. В свою очередь, это привело к неучтенному домашнему пивоварению и развитию кормчества (незаконной продажи напитков с рук) и, конечно, развитию самогоноварения.

Накануне Первой мировой войны по общему объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13192 646 руб., на втором месте была Московская губерния - 7 879 581 руб., затем - Лифляндская (обогнавшая другие губернии по числу заводов) - 6 716 663 руб. и Варшавская - 4 621 488 руб. В границах современной Российской федерации табель о рангах в пивоварении выглядел следующим образом: Петербургская, Московская, Самарская, Казанская, Смоленская губернии.

Первое место по отдельным заводам занимало Московское Трехгорное товарищество с производством пива на 5 780 000 руб., затем следовали петербургские заводы: "Калинкинский" (более 5 млн. руб.) и "Бавария" (2.5 млн. руб.). А вскоре Первая мировая война с ее "сухим" законом и последующие события приостановили на время развитие отечественной пивной промышленности

Жигулевская история

В середине XIX века обедневший австрийский дворянин Филипп фон Вакано открыл в г.Самаре небольшой пивоваренный заводик. Его сын Альберт сумел расширить дело отца и в 1879 году самарская городская Дума дала ему в аренду на 99 лет участок земли под строительство пивного завода.

Строительство велось такими стремительными темпами, что уже в 1881 году было произведено 75 тысяч ведер пива. На заводе работала электростанция, хотя в городе ее не было. Пивные склады завода находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири, пиво поставлялось даже в Персию. Пиво Вакано было доступно бедным слоям населения.

Самым популярным было Венское пиво. В 1913 году завод произвел уже 3,4 миллиона ведер пива и был третьим в списке крупнейших пивзаводов России. Но в 1914 году был введен сухой закон и в корпусах завода был размещен лазарет и налажен выпуск гранат. И только после революции завод начал налаживать производство. В 1936 году пиво Куйбышевского завода получило высшую оценку на конкурсе лучших марок советского пива. Этой маркой было Венское пиво, которое и переименовали в Жигулевское.

http://www.beermarket.ru/beer/history1.htm
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia


Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron