Гиви Чрелашвили » 29 сен 2008, 18:00
Так, ребята, Лемурий и Аристотель, вы всё-таки не понимаете проблемы.
Я вам доказываю, что с точки зрения юлианского календаря говорить, что это событие было в конце августа - форменная глупость.
Дата 26-27 августа вычислена грубо, без учета специфики римского и юлианского календарей.
Я постараюсь объяснить более доходчиво.
Похоже, что только Василий и понял, в чем дело.
Однако, всё по порядку.
Начинаем со Светония.
"Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий. 40."
Затем он обратился к устройству государственных дел. Он исправил календарь: из-за нерадивости жрецов, произвольно вставляших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда - не на осень.
Он установил, применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года. Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год.
Неужели и теперь неясно ?
К 46 г. до н.э., когда делались преобразования, римский календарь опережал юлианский (который призван был исправить дело и был более точным) на три месяца. Поэтому Цезарь искусственно затормозил год, после которого должен был войти в силу новый календарь (а по новому календарю всё началось 1 января 45 г. до н.э.) на три меcяца: два он вставил сам, а один - мерцедоний - вставился автоматически.
Теперь, какая разница была между римский и юлианским календарем за 10 лет до этого, никто не знает. Сколько напортачили жрецы за эти 10 лет, известно только Юпитеру. Но то, что разница была весьма существенной, это точно. Возможно, не в те же 3 месяца, но то, что больше месяца была разница, это точно (а, скорей всего, около двух месяцев).
А вот теперь смотрите, что получается.
Никаких таких особых данных источников, по которым можно было четко перевести это событие в юлианскую дату, у нас нет.
Вот что есть.
Есть труд самого Цезаря "Записки о Галльской войне".
Из этого труда есть сведения, что был где-то конец лета.
И что высадка случилась за четыре дня до полнолуния.
Вот и всё.
Что делают горе-ученые ?
Они вычисляют по юлианского (внимание, именно по юлианского календаря, по-другому календарю просто нет возможностей) календарю, когда было полнолуние в конце августа. Получается 31 число.
Затем они отнимают от него 4 дня и получают 26-27 августа.
При этом допускают две ошибки: одну малую, а другую грубую, большую.
Малая заключается в том, что тогда (в 1 веке до н.э.) у римлян был включительный счет (во времена Светония его уже отменили, поэтому он пишет "каждые четыре года", но еще Овидий писал "каждые пять лет").
То есть, на самом деле, надо отнимать не четыре, а три дня.
То есть, дата уже неправильная.
Но это всё цветочки (подумаешь, один день !) с тем, что на самом деле тогда по юлианскому календарю был вовсе не август.
Август был по римскому календарю и конец лета тоже был упомянут в связи с датировкой по римскому календарю. А по юлианскому был может июль, а, может и июнь, потому что римский календарь опережал юлианский. Но ученые взяли именно полнолуние августа по юлианскому календарю, считая, что тогда календарь совпадал с юлианским.
А на самом деле это (скорей всего) было вовсе не августовское полнолуние с точки зрения юлианского календаря, а полнолуние другое
(может июльское, а, может, и июньское).
Вот в чем проблема.
Поэтому я и говорю, что вычислить дату высадки Цезаря с точки зрения юлианского календаря просто невозможно.
Теперь, надеюсь, понятно ?
Вот почему это форменная тупость. О какой потом поправке в августе (на 4 дня ранее) можно говорить, если это событие по юлианскому календарю (которого тогда вообще не было) вовсе и не в августе было ?