Червь Шамир

Модератор: Analogopotom

Червь Шамир

Сообщение Nik_Nikols » 29 июн 2008, 19:22

Червь Шамир

Возможно Х-энтузиастам надоело собирать коллекции Загадочных Предметов и строить мистические концепции Технологического Развития. Предлагаю носителям инженерно-технических знаний порезвиться и применить эти последние с большей пользой, а именно, обсудить доселе неописанные конкретные техноло.. (то есть, навыки, искусства, или как там..), которыми могли бы обладать жители бронзового и добронзового мира.

Начнем с чудесного строительства Иерусалимского храма. Как известно,
...для обработки камней, используемых в строительстве Иерусалимского Храма, Б-Г Запретил царю Соломону использовать железные орудия:
«И когда строился это Дом, то строили его из привезенных цельных камней; ни молота, ни топора, никакого железного орудия не было слышно в Доме при постройке его» (Млахим, 1:6,7).
И вот слова Талмуда: «…как сказано: и Дом, при строительстве его и т. д. Сказал Шломо (Соломон) мудрецам, как сделать? Ответили ему: есть червь Шамир, которого принес Моше (Моисей) для камней эфода. Он спросил: как мы его найдем? Они ответили: возьми шед и шейда (беса и бесовку, шейдим – это темные силы разрушения, подчиненные ТВОРЦУ) и заставь их открыть тебе…».
Червь шамир разрезал камни силой излучения. Об этом говорится в другом месте Талмуда (Сука, 48:2): «На этих камнях (эфода и хошена) не писали чернилами, потому что сказано «резьбою печати». И не чертили по ним резцом, потому, что сказано «по наполнению их» (чтобы были целыми и после написания на них имен, а резец срезает и оставляет пустые места), а сначала писали на них чернилами и направляли (буквально показывали) их издалека шамиру, и они раскалывались сами – как плоды инжира лопаются в жаркие дни, и при этом от них ничего не убывает».
И еще: «С того времени, как был разрушен Храм, не стало шамира. Какова природа этого шамира? Он сотворен в шесть дней Творения. Когда ставят его против камней и бревен, они раскалываются перед ним как листочки тетради. И более того, когда направляют его на железо, он разрезает его насквозь. И ничто против него не может устоять.
А как же поступают с ним (чтобы хранить его)? Завертывают в шерсть и кладут в сосуд из свинца, наполненный мякиной из овса» (Тосефта Сука, 15а и Талмуд, Сота, 48б).

http://al-signa.narod.ru/lib/red/19.htm

Имеются поздние популярные варианты этой истории. См, допустим, здесь http://www.judaicaru.org/library/kuvshin_3.html (еврейская легенда "СОЛОМОН И АСМОДЕЙ") или здесь http://ppf.asf.ru/drl/solomon.html (СКАЗАНИЕ О ТОМ КАКО ЯТ БЫЛ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ, русское переложение, возможно, при посредстве греческого источника).

Популярность загадочного червячка значительно уступает популярности многих описанных в писаниях артефактов, однако и его пытались "разъяснить" неугомонные искатели чудес:

Согласно Библии, Хирам также изготовил для храма Соломона «и тазы, и лопатки, и чаши», а помимо того «два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Лахин, и поставил столб на левой стороне и, дал ему имя Воаз... Так окончена работа над столбами».
Иахин и Воаз, как я разузнал, также фигурируют в преданиях масонов. В соответствии со «старым ритуалом» эти большие столбы были полыми. В них были спрятаны «древние записи» и «ценные писания», принадлежавшие прошлому еврейского народа. Среди этих записей, утверждали франкмасоны, хранились «тайна магического Ша-мира и история его способностей».
Упоминание «магического Шамира» разбередило мое любопытство. Что это такое? Только ли часть тайн масонов, или он упоминается в Библии?
После изнурительного поиска я смог убедиться, что слово «Шамир» появляется в Ветхом и Новом Завете только четыре раза": трижды как название места и однажды как имя человека. Очевидно, что ни то, ни другое не могло быть «магическим» Шамиром, тайны которого, по утверждениям масонов, были скрыты в медных столбах Хирама.
Искомую информацию я нашел не в Священном писании, а в талмудистско-мидрашских источниках. Поскольку Моисей повелел израильтянам строить жертвенники, «не поднимая на них железа»", Соломон приказал не пользоваться молотками, топорами и зубилами для вырезания и обработки множества массивных каменных блоков, из которых строились внешние стены и двор храма. Вместо них он предложил ремесленникам древнее приспособление, восходившее ко временам самого Моисея. Это приспособление-или инструмент носило название «мо-мир», и с его помощью можно было резать самые твердые материалы без трения и разогрева. Его также называли «камнем, расщепляющим скалы»:
«Щамир нельзя помещать в железную посудину и вообще в любую металлическую посудину — он разорвет ее на куски. Его хранят завернутым в шерстяную ткань и помещенным затем в свинцовое ведро, наполненное ячменными отрубями... С разрушением храма шамир исчез».
Я был просто очарован этим странным древним преданием, в котором утверждалось также, что шамир «обладал удивительным свойством — он мог резать твердейший из алмазов». Позже я нашел другую версию той же легенды, в которой добавлялось, что этот инструмент работал совершенно бесшумно.

http://ufo.metrocom.ru/book3/hanco3/hanco3.htm


Встречающееся иногда истолкование "шамир = алмаз" как будто опровергается приведенными выше текстами талмуда. Если какие-либо твердые минералы (алмаз, корунд) и назывались словом "шамир", это вполне могло быть метафорической фигурой (как, допустим, название "крот" жидкости для очистки труб).

Вообще, первоначальный текст подкупает:
а) технической детализацией (вплоть до условий хранения!),
б) отсутствием явных мифологических аллюзий.

Поэтому следует исходить из того, что за приведенным описанием стоит реальное приспособление (или существо), которое надо попробовать определить. Версию "шамир = алмаз" оставляем как запасную.

Прежде всего возникают вопросы к историкам, знакомым с талмудической литературой:
- к какому времени относятся первые упоминания о волшебном черве?
- имеются ли параллели и сходные сообщения?
- верно ли истолкован смысл "ключевых слов"?

Затем вопрос к инженерам и физикам: что бы это могло быть?

При этом, как мне кажется, необходимо учитывать следующее:
- время и характер воздействия Шамира на камень неизвестен (нет явных указаний),
- неизвестно, нужно ли было применять какое-либо дополнительное усилие к работающему червю (нет явных указаний),
- вероятно, на обрабатываемую поверхность необходимо было наносить некий слой вещества (чернил), по контуру которого происходило разрушение материала (или наоборот),
- свинцовый сосуд может быть вовсе не защитой от излучения, а наиболее удобной емкостью,
- мякина из овса в качестве наполнителя заставляет задуматься. Поддержание температуры? Поддержание влажности?

Представляется интересным и способ приобретения шамира: "возьми шед и шейда и заставь их открыть тебе" (альтернативные способы, описанные в популярных вариациях имеют явно сказочное происхождение). О шейдим я нашел следующие туманные рассуждения:

Естественным было пытаться найти информацию о диких людях в Библии. То, что прочитал там Борис Поршнев о рождении Исава ("красного, как шкура, лохматого") и его переселении в район горы Сеир, где обитали ему подобные, он определил как "полустертые следы указаний на такие существа". Гораздо больше сведений обнаружилось в исследованиях ученого гебраиста, раввина Йонах бен Аарона, вошедших в книгу А. Сэндерсона. Ученый раввин рассказывает о тех многочисленных "гиборим", "сеирим", "шейдим", "волосатых", "разрушителях", "могучих существах охоты", которые были для древних евреев так же обычны, как другие звери пустыни.
Эти "косматые" в книге Йонах бен Аарона настолько человекоподобны, что в случаях близкого общения с людьми были способны к скрещиванию (тот же Исав, например, как отдаленный результат подобного общения). Описание их внешности практически совпадает с большинством из обширного "банка данных". Область обитания ограничена Синайским полуостровом и югом Египта. "Во время пребывания евреев в Египте "волосатые" оказались каким-то образом тесно связанными с ними (вроде прирученных охотничьих животных?), при этом, похищая их детей, нападая на них, так что евреям приходилось от их обстрела швыряемыми камнями укрываться в ямы, прикрытые ветвями, или скрывать свое местожительство".
После исхода из Египта евреи, по Йонах бен Аарону, перешли к расправе с "косматыми".

http://science.ng.ru/magnum/2001-06-20/5_trogl.html

Впрочем, что бы ни сочинил неизвестный мне Йонах бен Аарон, отождествление всяких низших чертей и полудиких чужеродных народов совершенно разумно. Таким образом, чудесного червя следует видеть произведением искусных дикарей (как, например, австралийский возвращающийся бумеранг или трансокеанские новогвинейские катамараны).

В качестве рабочей гипотезы (не будучи, впрочем, ни в коей мере компетентным) предлагаю такую:
1. Во времена Соломона (и на сколько-то раньше и позже, возможно и в Древнем Египте) эпизодически использовались некоторые особые приспособления для обработки камня.
2. Вероятный принцип их действия - ультразвук. Заметим: простейший ультразвуковой генератор - обычный свисток.
3. Они были изобретены некоторым полудиким народом и изготавливались из простых подручных материалов, однако требовали высочайшей точности и особых условий хранения и применения. Дав простор фантазии и поверив Йонах бен Аарону, можно предположить, что первоначально сии приспособления были охотничьим оружием, например, для ловли всяких подземных зверьков.
4. В отсутствие "теории" изготовление этих приборов основывалось на традициях и таланте мастеров; оно не могло достичь стадии промышленного производства.
5. Прекращение традиции могло быть связано, в частности, с климатическими изменениями, вызвавшими изменения структуры тех или иных используемых материалов (ср. скрипки времен Страдивари).
6. Косвенным подтверждением использования ультразвуковых технологий служит интерес к пневматике в птолемеевском Египте (впрочем, вспоминаются и иерихонские трубы).
Изображение
Последний раз редактировалось Nik_Nikols 30 июн 2008, 00:27, всего редактировалось 1 раз.
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение jey » 29 июн 2008, 20:40

Nik_Nikols писал(а):В качестве рабочей гипотезы (не будучи, впрочем, ни в коей мере компетентным) предлагаю такую:
1. Во времена Соломона (и на сколько-то раньше и позже, возможно и в Древнем Египте) эпизодически использовались некоторые особые приспособления для обработки камня.
2. Вероятный принцип их действия - ультразвук. Заметим: простейший ультразвуковой генератор - обычный свисток.
3. Они были изобретены некоторым полудиким народом и изготавливались из простых подручных материалов, однако требовали высочайшей точности и особых условий хранения и применения. Дав простор фантазии и поверив Йонах бен Аарону, можно предположить, что первоначально сии приспособления были охотничьим оружием, например, для ловли всяких подземных зверьков.
4. В отсутствие "теории" изготовление этих приборов основывалось на традициях и таланте мастеров; оно не могло достичь стадии промышленного производства.
5. Прекращение традиции могло быть связано, в частности, с климатическими изменениями, вызвавшими изменения структуры тех или иных используемых материалов (ср. скрипки времен Страдивари).
6. Косвенным подтверждением использования ультразвуковых технологий служит интерес к пневматике в птолемеевском Египте (впрочем, вспоминаются и иерихонские трубы).


Это вполне разумно и допустимо. Здесь нужен только здравый смысл и простая логика, ведь ясно и ежу что египтяне обычными орудиями труда не могли достичь такого мастерства обработки камня. Ваше предположение расставляет все точки над i и дает все ответы на вопросы древних технологии. Достаточно умозаключительного уровня повыше третьего класса средней школы чтобы признать это. Нетрудно представить что было достаточно группе мастеров собраться около требуемой обработки поверхности, профессионально дунуть в свои (или соседнего мастера) приборы и поверхность камня приобретала нужный вид. Именно этим и объясняется отсутствие следов от механизмов - их попросту не было, но были непонятые "настоящими учеными" вот такие предметы :

Изображение

и забавно наблюдать попытки ничего не соображающих в технологиях египтологов дать свою интерпретацию этих предметов http://www.touregypt.net/featurestories/sexuality.htm . Только их закоренелость, косность и боязнь признать свою ошибочность в страхе признать неправоту всей жизни, зря положенную на алтарь мнимой науки убогих теории, стоят на страже и держат взаперти подобные приборы вдали от рук и уст энтузиастов, готовых экспериментально попробовать древние технологии. Ничего, падут оковы и настоящие исследователи дорвутся до бесплатного приобщения к чудесам прошлого свистя в подобный инструмент.
Аватара пользователя
jey
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 23 фев 2008, 21:19
Откуда: Jurmala

Сообщение Dedal » 30 июн 2008, 01:20

Свинец использовали для гидроизоляции.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение фома » 30 июн 2008, 23:49

Не берусь судить об исторической достоверности ваших первоисточников.
Но , имея в шкафу словарь , не мог не поинтересоваться значением слова
" шамир". Корень этого слова применен для образования глаголов: сторожить, хранить, консервировать, а так-же для существительных : укроп, дрожжи, наждак (сравни с русским- шмурыгать), и еще для обозначения процесса процеживания винных дрожжей. Последнее меня заинтересовало , особенно с применением дополняющего слова- "мамир",
которое переводится - жгучий , едкий. В энциклопедическом словаре
написано: при процеживании винных дрожжей находят белые кристаллы
так называемого винного камня. Винный камень - смесь тартрата и битартрата калия , называемая так-же - крем тартар(!) - основное сырье
для приготовления винной кислоты. (Соль винной к-ты называют -тартрат- один из самых длинных полиндромов в русском языке) , Винный камень- любимый объект исследований алхимиков.
В справочнике по бетонам написано , что винная к-та , подобно другим органическим кислотам ( молочной , щавелевой) действует разрушающе на бетоны, растворяя связующие в-ва . Поэтому на производствах, использующих эти кислоты( или в-ва содержащие эти кислоты) не делают
бетонные полы. Не знаю ,как для резки камня, а для нанесения надписей и рисунков на известняке , травление винной кислотой вполне применимо.
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Сообщение sasha a » 01 июл 2008, 02:38

Не знаю, поможет ли следующая информация? Бичом в южных морях были черви, которые проедали даже самый прочный дуб, превращая днища судов в решето. В начале 16 в. стали применять тонкие свинцовые листы для предохранения подводных частей кораблей от червей.
Такие черви водились и возле Кольского полуострова из-за теплого течения Гольфстрим. По описаниям, они были белого цвета. Исчезли в 16 веке, возможно, из-за изменения температуры воды.

Винный камень - смесь тартрата и битартрата калия , называемая так-же - крем тартар(!) - основное сырье

Интересно, а возможно из битартрата калия сделать калийную селитру? То есть, не могли ли кристаллы винного камня быть источником получения пороха или др. горючей смеси?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Червь Шамир

Сообщение Сабина » 19 апр 2010, 18:59

На червь Шамир идеально подходит газ Брауна, только не представляется, чтобы древние могли бы им управлять с ювелирной точностью, которая требовалась для обработки камней в мегалитических постройках. Это настоящая фантастика...
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Новые теории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 13