Дайчин-баатар писал(а):Прежде, чем выносить вопрос на обсуждение, ознакомьте народ сначала с функциями лунха/лунта, его иконографией и т.д.
P.S. сколько помню у Ювана Шесталова "лунт" - это просто гусь.
Я писал о духе, боге - /лунх/, /йунк/, /тонх/ (тут особое "т", оно и на "л" и на "т" похоже)."Просто гусь" здесь причём постольку-поскольку, но всё же созвучие лунх и лунт не случайно. Цитирую, как всегда, потому что "под рукой", из Головнёв, Говорящие Культуры (вокруг стр. 550)
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/golovnev/glava05.htm
...При толковании пространства и времени уже неоднократ- но упоминались понятия с основой сун ('с' произносится как Нечто среднее между русскими <с>, <л> и <т>): сун (лето), сунг, сунк, лунг,лунк, лунх, тонх (дух)...
...<Небесно-водной> ипостасью богини материнства высту- пает гусь или лебедь [см. Чернецов, 19356. С. 16; 1939. С. 30; Мартынова, 1992. С. 79]. Из лебединой шкурки шьется оде- яльце для новорожденного. Сочетание лебедя и зайца как во- площений Сянь (Калтащ),вполне объяснимо чередовани- ем времен года: зимой богиня надевает заячий наряд, летом - лебединый (при этом сохраняя свой священный белый, бере- зовый цвет)...
...По соотношению с христи- анской традицией, Нуми-турум(Турум)представляется ос- тяками как Бог-Отец,Калтась-торум- Богородица,Мас- тер-Христос[Руденко, 1914. С. 12]. Последний и есть тот самый третий, серединный. Одного перечня (неполного) его имен достаточно для подобного заключения:Мастер(Не- видимый?),Урт, Орт или Отыр(Богатырь),Сорни отыр (Золотой богатырь),Сорни-хон (Золотой владыка), Отыр-ойка (Князь-старик), Лунт-отыр (Гусь-богатырь)...
...Кроме строптивости по отношению к Небу и благораспо- ложенности к людям, в образе только что родившегося Мастера уже видны его широко известные приметы: способность обращаться гусем и неудержимое любвеобилие. При кажу- щейся разнородности этих черт их сочетание создает фигуру <летучего обладателя>, причем не хищника (хотя он способен обернуться ястребом или щукой), а жизнедарителя. Вот как
551
его гусиное любвеобилие выражено в легенде о путешествии Эква-пырися в страну Мортим-ма (куда на зиму улетают птицы):
Долго ли ехал или близко ехал, однажды на берег реки выехал. На солнечную сторону, такой хороший бережок. Лошадь в обгорелый пень превратил. На пригреве лег и уснул. Весна настала. Утки лететь стали. Гуси, лебеди летят. Однажды проснулся, видит, гусыня летит. Одиночная гусыня летит. Эква-пы- рись гусем обернулся. Куда одиночная гусыня улетела, туда погнался- Догнал, вместе жить стали. К морю улетели. На море жили, три гусенка у них появилось. Вырастили их. Осень настала, в Птичью страну лететь собрались... В Птичьей стране старуха со стариком живут. Перелетные птицы у старухи через колени проходят. Когда проходят, перья у них краси- выми становятся.Эква-пырисьс другими птицами через колениМор- тим-эквыпошел. Через колени пропущен не был. Человека в нем узнали.Мортим-эквачерез колени свои его не пустила. Дочь ее, в гусином облике к морю летавшая, узнала его. Вместе они в гусином облике на морской берег летали и в Мортим-ма пришли.
Старухой Мортим,Старухой Птичьей страны узнанный,Эква- пырись на дочери ее женился. Эква-пырись Старухи Птичьей страны зятем стал. В стране Мортим-ма живут. Весна настала. Гусям на север лететь пора пришла. Перелетные птицы из Птичьей страны к морю потянулись.Эква-пырись с женой своей тоже туда летят. [Чернецов, 1935б. С. 57-59].
Объезжая разные земли, он становится мужем не то шес- ти, не то семи, не то ста женщин. Всех он одаряет сыновьями, всех вместе с приданым - богатством их земель - собирает в один земной дом. Совершив путешествие в царство Влады- ки Вод и взяв в жены его дочь, он обретает власть над речны- ми рыбами. Домой он и его жена возвращаются в обличье осетра и нельмы, наделяя людей обильными уловами. Побы- вав в небесных домах Солнца (где слишком жарко) и Месяца (где холодно), он женится на их дочерях, после чего, как и во всех других случаях, возвращается <в свой город>, <к своим людям> [см. Мифы..., 1990. С. 258-290]...
...На 4-5-й день после похорон изготовляетсяитарма(или сунг-коот)- кукла по умершему. Она помещается в сде- ланный для нее маленький чум, составленный из 4-5 шестов (время от времени куклу кладут на постель умершего, кормят за общим столом).
555
На другой день после смерти близким родственникам умер- шего (пяти, если умер мужчина, или четырем, если умерла женщина) с затылочной части отрезают пряди волос (мужчи- нам волосы не состригают, а лишь подпаливают). К собран- ным в пучок волосам женщина добавляет свои, выпавшие или вычесанные гребнем. Так продолжается до рубежа лет (года- зимы и года-лета). Во время перелета птиц убивают утку- чирка соответственно полу умершего, дожидаются южного ветра и проводят следующий обряд: рядом с домом сооружается 'полчума' из 4-5 маленьких шестов и 4-5 листов бересты; в нем раскладывают убитую утку (кости, перья, внутренности, крылья) в позе полета, клювом на север; сверху кладут соб- ранные волосы и все вместе сжигают. Вместе с птицей (духом птицы) южный ветер уносит в страну мертвых, на север, часть души (душ) покойного...
Ещё от себя напомню, что по ф-у мифам о сотворении мира его творцами стали две утки или иные две водоплавающие птицы. Плюс у меня есть где-то картинка гуся-оборотня с мужским лицом на спине (борода этого лица - хвост птицы) и женским - на груди, которая является изображением сосуда, найденного в кургане где-то на берегу Арала, но это мне надо дома поискать.