3.По словам сторонников этой концепции во всем Азербайджане те племена которые спецалистам не удалось выяснить этническую происхождению являлись тюркоязычными прототюркамi (кутийцы,луллубийцы,туруккийцы,касситы,каспийцы,албаны и т.д)Сторонники этой концепции дають "тюркскую" этимологии многих топонимических а также этнических имен и "доказывають" что до 11-12 вв основная масса населений было тюркским и с приходом селджук не смог изменить этническую положение в Азербайджане ибо селджуки сами были очень мало и не вели политику тюркизации,поэтому приход селджук содействовало к изменению диалекта местного по их мнению тюркоязычного население.
В этой концепции есть некоторые которые думають что кутийцы,луллубийцы вовьсе не были прототюрками. Тюрки пришли в Кавказ вместе с саками.То есть возможно что один из сакских племен проникаюшие в Азербайджан были тюркоязычниками.По их мнению тюркоязычники живуть в Азербайджане с 8-7. вв. д.н.э
Это концепция была создана в начале 80-ых годов Ю.Юсифовом-знаменитым эламитологом в Советском Союзе.Также сторонниками являются Г.Гейбуллаев,С.Алиярлы,А.Маммедли,Ф.Агасыоглу.З.М.Буниатов тоже часто согласился с их аргументами..Данная концепция широко распространена образования Азербайджанской Республики.
Начиная с первой половины 80-х годов в Азербайджане появился новая концепция по поводу этногенеза.Так безуспешные попытки объяснить проблему тюркоязычных в Азербайджане вынудило некоторых ученых подумать о более ранних присутсвиях,и даже автохтонности тюркоязычных в Азербайджане.Немало этому давал о толчка притензии армян на Азербайджанскую территорию и возрождение национализма у азербайджанцев во второй половине 80-х годов.
Основательям и этой концепции были великий эламитолог Ю.Юсифов-когда то бывший сторонник 2-ой концепции,а также Г.Гейбуллаев.(Здесь я хочу признатся что в свое время я тоже читая их аргументы был сторонником этой концепции,даже в этом форуме есть темы который я дал обсуждению,но уже со временем я не увидел серьезных аргументов уже отклонился от этой концепции,не мало роли в этом играл обсуждение в этом и в других форумах.),В своих статьях Юсифов давал алтернативную-"тюркскую" этимологию древних топонимов в Азербайджане которые ещё не смогли расшифровать.
В книге "К этногенезу азербайджанцев" покойный Г.Гейбуллаев полнустью давал тюркский перевод топонимов,этнонимов,оронимов и т.д и настаивал на то что население Азербайджана было тюркским.Уже с середины 80-ых началась "битва" между сторонниками 2-ой и 3-х концепций.Одни называли других фантазерами,а те называли их предателями.К сожелению эта битва продолжается и сейчась.
Хотя сторонники этой концепции справедливо критиковали концепции тюркизации -но и сами в пользу своих утверждений не смогли предьявить чего то серьезнего и их попытки всегда оказались неудачными...
Даже некоторые политически насторенные "псевдоисторики" говорили о тюрках в 7-8 тыс. лет назад д.н.э якобы изображение в Гобустане является тюркской надписью.Ф.Агасыоглы- главный "псевдоисторик" утверждал что даже шумерцы и этруски были тюрками..Но ничего научного они не смогли предъявить.
Сторонники этой концепции также не смогли давать серьезное объяснение тому что как предстваител Алтайской языковой семьи ещё в 4-5 тыс. д.н.э может оказатся в передной Азии..Они предлагали того что именно передняя Азия является прародиной тюркоязычных,Но как тогда они смогли оказаться в Алтаье и когда они пришли в Алтай или от куда пришли в Алтай они не смогли решит(именно вот почему я отклинулся от этой концепции,не видел убедительных доказателств ,но а какого мои взгляды сейчась дальше об этом напишу)
К сожелению сегодня в академических кругах среди большинства "исследователей" царует эта концепция.И ещё раз к сожелению что эти "историки" не являются профессиональными историками а политически настроенными любителями...Но и есть все ещё настоящие исследователи и продолжают работать над проблемами-сторонники 2-ой концепции.