К сожалению, прошлая тема пропала.
В журнале Родина ( №6) статью Б. Миронова посвященную оценке уровня грамотности в дореволюционной России. Интересная статья. К сожалению, забыл сделать копию, а на сайте ее нет.
Попробую изложить свое видение проблемы. Надеюсь, специалисты меня поправят, если что не так. Мне кажется, что, говоря об уровне грамотности, в первую очередь необходимо провести стратификацию населения страны.
1. стратификация и неоднородность грамотности
1.1. по полу
первыми параметром сегментирования, первейшим измерением будет пол. Традиционно сложившийся уклад жизни предполагал четкое разделение обязанностей в семье, и женщине доставалась часть забот не связанная с образованием. Плохо это или хорошо судить не берусь, но по пореформенным данным средины XIX века процент между грамотности мужчинам и женщинам отличался от 5 раз до одного порядка (простите, пишу по памяти).
1.2. по социальным классам, благосостоянию, профессии
1.3. по географии проживания, по вероисповеданию (применительно в России =национальности )
….
Общее число грамотности населения, как отношение всех грамотных подданных ко всем неграмотным, является бессмысленной величиной. Таким же бессмысленным как среднее количество пальцев на руках и ногах у слесарей завода.
Рассмотрев каждую из групп, и их пересечения можно будет иметь полную картину. По допетровской России данных почти нет. Сколько-нибудь подробная статистика начинается с Екатерины II. По XVII веку объективных данных видимо не будет, частично ответ косвенные данные. В частности интересны данные по грамотности рекрутов. Конечно, подобная выборка не может быть репрезентативна, но тенденция видна. Процент грамотных рекрутов, и далее призывников, фактически можно связать (разумеется упростив, скажем через единичный мультипликатор ??? хотя есть сомнения и это требует обширного более глубокого изучения) с индексом грамотности молодой части мужского населения. Т.е. если пренебречь динамикой грамотности женского населения и численностью привилегированных классов, то данная статистика может быть перенесена на общие данные по губерниям. Однако, индекс грамотности может быть несколько занижен за счет погрешности даваемой «особой» выборкой, специфическим механизмом рекрутского набора. Однако, принимая ровной погрешность, можно оценить первую производную, т.е. знать относительную величину, тенденцию, скорость изменения грамотности. Но, повторяю, данные будут иметь смысл только внутри очерченных страт.