А вот здесь про Атлантиду Платона (перед этой главой ещё были "Лабиринты европейского Севера" и "Соловецкий лабиринт"):
ЛАБИРИНТ АТЛАНТИДЫ
Площадь Большого Соловецкого острова - 246,9 кв. км. Его размеры и пропорции удивительным образом подходят к платоновскому описанию столицы Атлантиды, включая центральную часть, на которой стояли дворец и акрополь. Согласно этому описанию, столица Атлантиды располагалась на небольшом острове, окружённом «попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных три) большей или меньшей величины, проведёнными на равном расстоянии от центра острова, словно бы циркулем» (здесь и ниже цитируется по: Платон. Сочинение в трёх томах, т. 3, ч. 1. М., 1971. Перевод С.С.Аверинцева). С морем остров соединял канал 50 стадиев в длину (стадий – около 193 метра), т.е. немногим менее 10 км, что вполне соответствует расстоянию, которое пройдёт судно, двигаясь по лабиринту Соловецкого острова от входа к центру. В «Диалогах», правда, сказано, что 50 стадиев – это расстояние от моря до первого водного кольца, но это, вероятно, одно из возможных противоречий, которых в текстах Платона найдено достаточно. Размеры острова (5 стадиев), на котором располагался дворец, примерно соответствуют центральной части Соловецкого острова.
Картина гибели Атлантиды, как её в общих чертах обрисовал Платон, также ничем не отличается от катастрофы, приведшей к затоплению «Ирия рая», но только нарисована она глазами очевидца уже средиземноморских событий: «Но позднее, когда пришёл срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землёй; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров».
Рис.9
Для пересказа слов, услышанных Платоном ещё мальчиком от своего деда Солона, который, в свою очередь, передавал рассказ египетского жреца об этих событиях, гибель Атлантиды выглядит исключительно точной и правдоподобной. Во-первых, подтверждается вулканическая причина катастрофы, уничтожившая средиземноморскую цивилизацию – соперницу Атлантиды. Во-вторых, и это самой ценное, в рассказе идёт речь об иле, сделавшим море Атлантиды несудоходным. Несомненно, речь здесь идёт о вулканическом пепле, накрывшем всю Европу и который ещё какое-то время поступал в Белое море вместе с водами Онеги, Северной Двины и Печоры в результате смыва с Русской равнины. Значительная часть пепла должна была выпасть в условиях уже начавшегося оледенения и могла попасть в воды рек, а затем в Белое море после таяния ледника. Впрочем, детали здесь не так важны, как общая картина, а она полностью совпадает с тем, что происходило на самом деле и что достоверно установлено современной наукой.
Есть некоторые различия в описании равнины, окружённой со всех сторон горами и которая также находилась на острове, только очень большом: размеры равнины у Платона - 2000х3000 стадиев (579х386 км). План главного острова Атлантиды в реконструкции, составленной известным атлантологом З.Кукалом по информации, содержащейся в диалогах «Тимей» и «Критий», представлен на рис. 9. На нём можно видеть хорошо обжитую и обустроенную долину большой реки, с трёх сторон окружённую горами. Столица с омывающим её лабиринтом каналов находилась в месте впадения главной водной артерии в море. Платон пишет, что равнина Атлантиды была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами. Такое описание, казалось бы, не подходит к тому, что можно наблюдать в районе Белого моря. Однако если взглянуть на материк с точки зрения наблюдателя, находящегося на Соловецких островах, то мы увидим перед собой обширную долину Северной Двины, очень похожую на равнину, которая схематично изображена на реконструкции З.Кукала. Площадь этой долины примерно равна площади платоновской Атлантиды, а конфигурация практически с ней совпадает, только в зеркальном отражении по отношению к сторонам света – рис. 6 .
В своём рассказе Платон помещает Атлантиду-остров и Атлантиду-столицу к западу от Геркулесовых Столбов (Гибралтара), что, в общем-то, также недалеко от истины, если рассматривать морской путь. Ведь для того, чтобы попасть из Греции в Белое море, сначала следует долго плыть на запад. И даже после прохода Гибралтарского пролива нужно преодолеть не одну сотню миль в западном направлении для того, чтобы обогнуть Пиренейский полуостров, прежде чем можно будет повернуть на север.
Если к тому же учесть, что на всём озёрно-болотном Северо-Западе России всякую сушу, пригодную для проживания и поныне называют островом, то география Атлантиды Платона и её столицы получится совпадающей в основных деталях с географией севера Русской платформы и Соловецких островов. Из чего, с учётом вышеизложенных фактов, следует сделать вполне обоснованное заключение – рассказ Платона об Атлантиде соответствует реальным событиям, которые имели место на севере Русской равнины и юге Европы 32,5 тысячи лет назад.
ШАМБАЛА
Одним из символов, являющихся восточным аналогом лабиринта, является мандала (круг, санскр.) – графическая диаграмма сложной структуры, широко используемая в буддийском и индуистском тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики. Классическая мандала представляет собой внешний круг, в который вписан квадрат, включающий в себя второй круг – внутренний. Квадрат ориентирован по сторонам света. В середине каждой из сторон располагаются врата, продолжающиеся за его пределами, а в центре внутреннего круга изображается главный символ мандалы – божество, сакральный знак или узор – рис. 10. Считается, что мандала представляет собой модель упорядоченной вселенной и отражает как физическую ширину, так и духовную глубину мироздания. Мандала (Васту-пуруша-мандала), как и лабиринт на западе, является геометрической основой храмовой архитектуры в индуизме и буддизме. В её ориентации и космологическом символизме отчётливо просматривается связь с планировкой архаичных мегалитических сооружений-обсерваторий и лабиринтов европейского Севера.
Мандала, кроме того, считается картой-схемой Шамбалы – «тибетской Атлантиды», легендарной страны, находящейся по некоторым описаниям в четырёх месяцах пути на север от Индии. Имя этой сказочно прекрасной страны впервые упомянуто в древних индийских текстах - "Пуранах". Происхождение мифа о Шамбале связано с возникновением и становлением буддизма, а в основу мифа легло, вероятно, индуистское описание «колыбели человечества» - Белого Острова (Швета-двипа). О его заполярном расположении говорится в древних текстах Махабхараты: "На севере Молочного моря есть светозарный Швета-двипа. Этот остров - обитель сиянья". Вероятнее всего речь здесь идёт о северном сиянии, чему ещё в начале прошлого века индийским ученым Б.Г.Тилаком было найдены бесспорные доказательства.
Рис.10
В последнее время доказательств стало ещё больше. В 2001 году опубликованы результаты исследований А.Г.Виноградова и С.В. Жарниковой по сравнению топонимики Ригведы, Авесты и Махабхараты с топонимикой Русской равнины. Результаты этих исследований не оставляют сомнений – в священных книгах Индии и Ирана описывается территория, охватывающая полярный Урал, побережье Белого моря, бассейны рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. Ниже приведены наиболее интересные выдержки из их публикаций.
... я их здесь опускаю ...
Следует обратить внимание ещё на некоторые совпадения. И санскритское название Белого Острова Махабхараты – Швета-двипа, и река Ардви Авесты содержат корневую часть современного топонима Двина. Считается, что Ардви означает «Двойная», в то время как «двипа» на санскрите - остров, суша, материк. Поскольку Ардви Авесты впадает в море Воурукаша, являющееся Молочным (Белым) морем Махабхараты, то, с учётом открытий А.Г.Виноградова и С.В.Жарниковой, получается, что речь в обоих священных текстах идёт об одной и той же местности. Кроме того, по описанию Ардви – величайшая из рек Авесты, текущих с гор Высокая Хаара (Северные Увалы) на север, что так же верно и в отношении Северной Двины. Отсюда можно сделать вывод: река Ардви Авесты – это Северная Двина, поскольку и та и другая берут своё начало на Северных Увалах, обе впадают в Белое море и, кроме того, имеют похожие названия. Что касается слова «Двипа» – острова, суши или материка, то здесь также напрашивается аналогия с Подвиньем (пример - Поволжье) – землями по реке Двине. Вероятно, Швета-двипа - это Белое Подвинье и, одновременно, Белый остров (совсем как Атлантида у Платона).
Приведённых фактов достаточно для точной локализации интересующего нас объекта. Учитывая палеолитическую древность мандалы – плана, по которому строились и строятся индуистские храмы, а также географическое описание территории в Ригведе и Махабхарате, совпадающее во всех деталях с географией Русской равнины, следует сделать единственно возможный вывод о том, где находился Белый остров земли Маха (- Великая, санскр.) Бхарата - колыбель человечества в индийском предании. Этот остров, ставший впоследствии прообразом легендарной Шамбалы, располагался на русском Севере. При этом в Подвинье-Двипе легко разглядеть Атлантиду, которая у Платона означает и Атлантиду-остров (материк), и Атлантиду-столицу, которая, в свою очередь, также располагалась на острове небольшого размера, окружённая искусственным рвом, заполненном водой. Буддистские изображения Шамбалы поразительно совпадают с платоновским описанием Атлантиды – рис. 11, 12. На этих иллюстрациях виден остров посреди суши, окружённый каналом. На возвышении за двумя рядами крепостных стен, как и у Платона, находится центральный храм, в котором живут боги. Богатство природы, украшения стен, строений, алтаря, идеальный климат и описание внутренней гармонии божественного существования в преданиях о Шамбале и Атлантиде похожи друг на друга настолько (с учётом поправки на «восточный менталитет» Шамбалы), что кажутся описанием одного и того же объекта, только сделанное разными авторами. И на Атлантиде, и в Шамбале богатые источники питают богатую растительность, дающую разнообразную и достаточную для жизни пищу.
Рис.11 Рис.12
Если сравнивать с этим не только рассказ Платона об Атлантиде, но и древнейшую историю и традицию Греции, то можно найти ещё более поразительные совпадения. Например, в названии северной земли индийцев и древних греков: Махабхарата и Гиперборея. То есть, буквально – Великая Бхарата и Сверх Борея. В этих названиях Бхарата (Барата) переводится как битва, то есть, борьба; а Борея – страна северного ветра. В обоих случаях, как показали новейшие исследования Виноградова и Жарниковой, имеется ввиду одна и та же территория, а именно - прародина славян и всех индоевропейцев, объединённых, кроме всего прочего, в одну языковую семью. Тогда происхождение этих палеотопонимов становится очевидным. Похоже, что и тот и другой образованы от древнейшего понятия «бо рать» (божья рать, «бо» по-старославянски - бог), что буквально означает «битва стихий». Если северный ветер – это буря (вспомним итальянское «бора», означающее зимний шквальный ветер, т.е. бурю), то становится понятным содержательный смысл этих названий. Великая Барата-Борея – это географическая зона, где происходит постоянная борьба природных (божьих для предка) стихий: севера и юга, света и тьмы, зимы и лета. Где небо и земля, сезоны года, время дня и ночи, мороз и зной находятся в непрерывном движении и вечной битве друг с другом. Великая Барата-Борея - это суровый край, где постоянство перемен является главным условием природного равновесия. Бхарата-Борея – это географическая зона, протянувшаяся от Санкт-Петербурга до Владивостока, которую географы называют «средней полосой».
http://www.ufolog.ru/