Просто амазонок, мифов о воинствующих женщинах, было много.
Западная Европа. Шотландцы [остров Eigg – Eilean nam Ban Mуra, "Остров Больших Женщин", на нем "Озеро Больших Женщин"; "царица амазонок" замучила там Св. Доннана]: McKay 1932: 161; немцы [Адам Бременский сообщает о стране на берегах Балтики, где женщины живут без мужчин, беременеют от волшебного напитка или совокупляясь с чудовищами, которые там часто рождаются]: Elwin 1958b: 199; ирландцы [1) Кондлу полюбила сида, пришедшая из страны, где нет смерти и вечно длится пир. Его отец просит друида произнести заклятье и не дать сыну исчезнуть. Сида пропадает, но успевает дать Кондле яблоко. Отведав его, он перестает есть другую пищу и впадает в тоску. Когда женщина появляется в следующий раз, Кондла прыгает в ее стеклянную ладью и уплывает в страну, где живут только женщины и девушки; 2) Хотя ворота были закрыты, внутри замка Брана появилась женщина, стала петь. Бран отправился вслед за ней в море. Он увидел остров, жители которого непрерывно хохотали. Послал одного из спутников, тот присоединился к смеющимся. Далее корабль достиг страны женщин. Ее царица бросила клубок нитей, который пристал к рукам Брана. Пришлось высадится на берег. Путешественники думали, что пробыли в стране женщин год, но оказалось, что много лет. Когда они отплывали, женщина велела им опасаться коснуться ногою земли. Они вернулись в Ирландию. Люди на берегу крикнули им, что о плавании Брана рассказывается в старинных преданиях. Когда один из моряков, Нехтал, прыгнул из ладьи на землю, тело его обратилось в прах, как будто он умер уже сотни лет назад. Бран рассказал о своем плавании и уплыл навсегда].
Балканы. Древняя Греция. Женщины на Лемносе отказались почитать Афродиту, та наделила их зловонием. Их мужья взяли в наложницы женщин из Фракии. Женщины Лемноса перебили отцов и мужей. Только царица Гипсипила спрятала своего отца Тоанта. Аргонавты причалили к Лемносу и вступили в брак с его обитательницами. Гипсипила родила от Ясона двух сыновей.
Кавказ – Малая Азия. Адыги [в 1730-х годах Я. Райнеггс записал: Прародители жили на берегах Черного моря, воевали с эммеч (Emmetsch); это были женщины-всадницы; перед решающим сражением их предводительница-прорицательница согласилась войти в шатер с «черкасским» прорицателем Тульмом; признала его превосходство, вступила в брак, за нею все ее женщины-воины; в 1798 г. Я. Потоцкий слышал ту же историю; Тульм был ногайским вождем; старинные кольчуги адыгов производили ныне исчезнувшие девственницы таххуты (Tahhuts)]: Лавров 1979: 38-39 (то же в Далгат 1972: 236-237); карачаевцы [на Рым-горе близ Кисловодска были окопы амазонок и крепость княжны Стан]: Дрягин, с. 27 в Толстова 1984: 197; грузины (Имеретия) [царь отправляет 40 сыновей искать себе царства и жен; они ночуют в каменном доме; младший убивает шестиголового дэви, прячет его уши, овладевает сокровищами; то же в следующем доме, деви семиголовый, там 40 пленниц, младший надевает им на пальцы кольца братьев; в следующем огнедышащий деви отпускает остальных братьев за обещание младшего остаться; тот велит добыть ему царицу царства женщин; царевич забирает ковер-самолет, шапку-невидимку, скатерть-хлебосолку у трех споривших из-за этих предметов; прилетает в царство женщин; старуха рассказывает, что их царица вместе с мужем преследовала оленя, тот превратился в женщину, превратил их в оленей, собаки за ними погнались, царица-олень прибежала в царство женщин, волшебник сделал ее вновь человеком, ее избрали царицей; царевич увозит царицу; когда деви видит ее, он смеется, сожжен пламенем, пахнувшем у него изо рта; царевич отвозит царицу женщин назад, возвращается к невесте и братьям]: Машурко и др. 1904, № 5: 40-50; мингрелы [еще в XVII в. существовало предание, что к северу от Сванетии, вблизи Эльбруса, живут воинственные женщины]: Далгат 1972: 237.
Южная Сибирь. Буряты [1) (балаганские буряты); было царство девиц (Охин Хаани Урам); царицей была Охин Тэнгэри, войско состояло из девиц; 2) (унгинские буряты); девичье царство находится на северо-восточной стороне; в нем живут только женщины, даже скот – только самки; царем – девица басаган Хаан; девицы знают много волшебств; Обого хан (Петр I) посетил это царство и едва убежал оттуда]: Хангалов 1960, № 128: 361-362 (пересказ с комм.(девица-тэнгрий из восточных, враждебных людям, тэнгриев) в Шаракшинова 1980: 95); монголы [«четыре чужих» это народ Цод с одной нагой, народ – девицы, народ с глазом в груди, народ с песьей головой]: Шара Туджи 1957: 178: Жуковская 1994: 80.
Волга – Пермь. Мари [умирая, отец Ивана велит выдать каждую из троих сестер за первого, кто посватается; ночью приходит неизвестный жених, уводит старшую, затем среднюю, младшую; И. видит на базаре картинку, идет искать такую же девушку; на перепутье находит другую картинку, та красивее, он первую рвет; И. последовательно приходит к хозяевам медного, серебряного, золотого дома, там мужья его сестер, они дают волоски (сжечь – придет помощь), чулки (позволяют летать), платок-самобранку, гармонь (играет только в руках хозяина); И. прилетает к Настасье Прекрасной; ее солдаты-женщины заключают И. в тюрьму, там уже много умирающих; И. всех кормит, НП велит отобрать платок; И. играет на гармони, все пляшут; НП просит играть, устает от пляса, соглашается взять И. мужем, отдает корону; И. распускает солдат-женщин, набирает мужчин; отпирает комнату, там старик на цепи, И. его кормит, тот рвет цепи, уносит НП; И. прилетает к замку на горе, уносит жену; конь старика легко их догоняет, старик сжигает И., сгорают данные свояками волоски, свояки приходят на помощь; Орлович посылает орла за живой водой, И. оживает; велит жене узнать, где старик достал своего коня; тот отвечает, что пас три дня 12 лошадей ведьмы, получил коня; 11 голов тех, кто не сберег лошадшей, теперь на столбах; НП дает И. плетку, велит хлестнуть каждого из коней; у И. кони разбегаются, свояки бьют их, загоняют в ворота; это дочери ведьмы, она их лечит; на третий раз 11-ая дочь-кобыла превращается в птицу, не позволяет себя хлестнуть, улетает; свояк-Орлович достает ее из дупла ласточки; И. выбирает худшую лодашь (это она стала птичкой, была сильно побита); она велит своей сестре (т.е. лошади старика) сперва сбросить того, затем приходить; стал И. двухлошадный богатый царь]: Четкарев 1948: 78-88.
Западная Сибирь. Кеты [есть предание о том, что енисейцы {кеты} воевали когда-то с государством, в котором обитали одни женщины; у всех у них вульвы были снабжены зубами]: Анучин 1914: 39.
Субарктика. Кучин [Цазик ("Превосходит всех") путешествует, встречает странных людей; приходит в селение женщин; они убивают новорожденных мальчиков; половине девочек делают из пуповины подобие пениса; достигнув зрелости, эти женщины выполняют роль мужчин; амазонки не имеют луков, метают стрелы ударом палки по тупому концу; Т. совокупляется со всеми женщинами, кроме одной старухи; за это та пытается убить его стрелой; он уходит]: McKennan 1965: 132; коюкон [старик говорит двум сыновьям, что им лучше идти одним; они сплавляются на льдине вниз по реке; видят плачущего дикобраза, он им не отвечает, они убивают его, жарят, едят; приходят в селение, где одни молодые женщины и еще старик; старший брат настаивает соревноваться в стрельбе из лука; пытается увернуться, но стрелы женщин легко поражают его насмерть; младший приходит к гнезду огромных птиц; птенец отвечает, что родители принесут тучу и гром; мать прилетит с дождем, отец с градом; юноша убивает птенца, затем стрелами и дубиной обеих птиц; убивает гигантского дикобраза; его ловит Рысь, велит принести дров, чтоб его зажарить; он отходит за дровами все дальше; горностай приносит его к его родителям; те дарят горностаю ожерелье из раковин (белая полоска на шее)]: Wright 1908: 33-34.
Южная Амазония.камаюра [вырезают себе правую грудь:!: ]; умутина; яулапити [мифы о враждебных мужчинам женщинах широко распространены в Амазонии; автор записал такой миф у яулапити]: Baer 1984, прим. 159: 462.