Встречь Солнцу

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение Дайчин-баатар » 05 июл 2008, 09:59

Раскол.

В результате соединения отрядов силы казаков резко возрасли. Теперь Хабаров имел 338 человек с 4 русскими и 2 маньчжурскими пушками. Что делат далее, он не знал. Соотношение сил ему было понятно и рисковать зря он не хотел.

1 августа 1652 г. он предложил казакам остановиться в устье Зеи и заложить там острог. Но казаки ему не поверили. Начались препирательства, в результате чего Хабаров заявил, что со всех недовольных он возьмет не 50% стоимости их кабалы, а в десятикратном размере!

Казаки, недовольные бессмысленными расправами над ценными заложниками и собственным все ухудшающимся материальным положением, устроили мятеж. 13 августа 136 казаков с Степаном Поляковым и Константином Ивановым во главе бежали на 3 дощаниках вниз по Амуру. Хабаров ничего не мог поделать с мятежниками.

Они излоили нескольких дючерских и гиляцких аманатов (только гиляцких князей они захватили 9) и, построив острог, начали сбор ясака в Гиляцкой земле.

30 сентября 1652 г. Хабаров добрался до этого острога и начал его осаду. Подплывавших к острогу дючеров и гиляков, которые везли ясак под аманатов, Хабаров прогонял, обещая, что если гиляки продолжат привозить ясак Полякову, он, после захвата острога казнит всех заложников.

После 9 октября Хабаров начал бомбардировку острога. Поляков, чтобы не продолжать бессмысленное братоубийственое столкновение, пошел на переговоры. Хабаров дал письменное поручительство в том, что не тронет мятежников, однако, как только мятежники сдались, он приказал заковать в кандалы всех зачинщиков, а многих рядовых бил батогами и 12 человек забил насмерть.

Зиму казаки провели в мятежном остроге, собирая ясак с гиляков.

В эти дни случился характерный для Хабарова казус - знатная заложница от дючеров приглянулась одному из гиляцких князей и он упросил Хабарова продать ему женщину. Хабаров взял за нее несколько чернобурых лисиц, а приехавшему дючерскому князю Чиндарею ничего не сказал. Чиндарей понял, что его жена исчезла из острога и больше с ясаком не появлялся.

Так Хабаров проводил зиму 1652-1653 годов.[/i]
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Юлли » 05 июл 2008, 11:06

Дайчин-баатар писал(а):
Юлли Иншушинак писал(а):
... стало быть, "пытался изнасиловать жену Шилгинея, а потом удавил ее"... а где и как об этом написано?... (интерес праздный)...


И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шилгинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости и после того времени, государь, в великом посту за три дни до светлово христова воскресенья в великой четверг приезжал тот, Шилгиней князец, к жене своей, говорил так: "... жива ли де моя жена у вас и покажите де мне жену мою и яз де государю ясак дам со ста человек, яз де приехал ныне с полным ясаком". И ему, Ярофею, показать стало нечево, потому что удавил и оне, дауры, ездили по полю крутом города с утра до половины дни и прочь отъехали и тут он, Ярофей, тебе, государю, в ясачном сборе поруху учинил, а твоей государевой службе непостоянство, а ево, Ярофеево, нерадение.


... спасибо, а судьба "сына ево шилгинеева" осталась неизвестной? что ж Шилгиней им не интересовался?...

Дайчин-баатар писал(а):В эти дни случился характерный для Хабарова казус - знатная заложница от дючеров приглянулась одному из гиляцких князей и он упросил Хабарова продать ему женщину. Хабаров взял за нее несколько чернобурых лисиц, а приехавшему дючерскому князю Чиндарею ничего не сказал. Чиндарей понял, что его жена исчезла из острога и больше с ясаком не появлялся.[/i]


... а про это как написано?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Nehbcn » 05 июл 2008, 11:51

... а про это как написано?...


Да в том же доносе Полякова! :D
Практически вся данная повесть-литературное изложение доноса.
Я то думал какие нить маньжурские документы приложат-ан нет!


PS Пошёл литературно переделывать донос НА Полякова! :D
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Дайчин-баатар » 05 июл 2008, 12:03

Юлли Иншушинак писал(а): ... спасибо, а судьба "сына ево шилгинеева" осталась неизвестной? что ж Шилгиней им не интересовался?...


Одного сына - Албагу - он выменял на пленного покрученника Хабарова Якута Бузюка. А далее - известно, что он ушел к маньчжурам и больше в своем княжестве, разоренном Хабаровым, ни разу не появился. Во всяком случае, его следы полностью теряются. Г.В. Мелихов особо на этом остановлся в "Маньчжурах на Северо-Востоке".

... а про это как написано?...


И во 160-м году как мы, холопи твои государевы, поплыли из Кукорева улусу на низ и пловучи дючерскою землею и проплыв Шингал реку августа в 9 день ходили мы, холопи твои государевы, на улус Чиндария князца, да на свата ево Чекуная князца дючерского. Божиею милостью и твоим государским счастием и поймали тут, в улусе, князцеву жену, тово князца Чиндария женку, а чекунаеву сестру. И после тово, государь, зимою в марте месяце приезжали было те князцы дючерские в Гиляцкую землю к тебе, государь, с полным ясаком. Тот Чиндарей князец (..)х под жену свою приехал, а те князцы в Дючерской земле, в Косогорном улусе. И в то же время Косогорнова улуса приехал гиляцкий мужик к нему, Ярофею, и привез тебе, государь, дорогова зверя черную лисицу в ясак и почал просить тот, гиляцкой мужик, тово князца Чиндарся жену ево и тот, приказной человек Ярофей Хабаров, тебе, государю, у тово гиляцково мужика в ясак черную лисицу взял, а ту князцеву жену выдал.


Да, потом, как говорят, гиляки вернули женщину дючерам.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 05 июл 2008, 12:43

Маньчжурские документы за 1640-1650-е годы крайне скудны. Даже в "Шицзу шилу" про события на Амуре говорится крайне мало, а в "Шилу" заносили сведения из ежедневной сводки сообщений, присылаемых ко двору.

Вообще, сохранность маньчжурских архивов до эпохи Канси совершенно неудовлетворительная. Большая часть сохранившихся документов, опять же, введена в оборот в период Цяньлун (1735-1795) в составе сочинения Агуя "Кайго фанлюэ" (Об основании государства) и подверглась определенной обработке.

Большой интерес представляют собой цинские неофициальные документы (дневники, неофициальные истории и т.д.) второй половины XVII века, но они написаны после Амурских войн (самые ранние воспоминания - "Нингута цзилюэ" - относятся к 1669 г., но записаны они гораздо позже). Наиболее ранним неофициальным источником о событиях, обнаруженным в начале 1980-х, является дневник, который вел весной-осенью 1658 г. корейский военачальник Син Ню, принявший участие в решающем сражении с казаками 30 июня 1658 г. (по ст. стилю) на Корчевском плесе неподалеку от устья Сунгари-улы.

В целом, картина складывается такая - после поражения у Ачанска мэйрэн-чжангин Хайсэ был наказан. Многие считают, что его казнили, т.к. иероглиф син имеет два значения - "наказать" и "казнить". Г.В. Мелихов (один из лучших знатоков темы в мире) переводил сответствующий пассаж из "Шилу" так:

"Хайсэ был наказан, а Сифу - отстранен от должности и получил 100 ударов плетьми, но они все же были оставлены в Нингуте".

В застенном Китае в это время служил военачальник Шархода (1599-1659), бывший уроженцем сунгарийского селения Нельба. Он неоднократно просился на родину, чтобы организовать отпор казакам, но до 1652 г. его не отпускали - он сражался со сторонниками Минов в центральной части Китая.

После поражения маньчжуров у Ачанского острога про него вспомнили - Шархода поучил титул Бэйхай-ван и был направлен в Нингуту с отрядом войск. В 1653 г. он стал первым амбань-чжангином Нингуты (т.е. Нингута приобрела более высокий статус). Мэйрэн-чжангинами при нем стали двое маньчжуров - Хайта и Нигэли. Ни Сифу, ни Хайсэ больше не упоминаются. Не упоминаются также прочие деятели, упомянутые Хабаровым - Исиней, Иведака-мафа, Тамфи-мафа, Учурда. Из аппарата управления землями Нингуты у Син Ню упоминается большое количество чиновников - переводчики, комендант крепости, офицеры гарнизона, но далеко не все из них упомянуты по именам. Очевидно, что в Нингуте начались спешные приготовления к обороне, но сразу же нарастить мощь местных вооруженных сил было невозможно.

В "Цин ши гао" о деятельности Шарходы в Нингуте сказано очень скупо - "защищал рубежи государства в Нингуте и совершил много подвигов". Син Ню пишет подробнее: "Каждый год понимает войска и в боях теряет много людей. Многие ненавидят его за это". Сам Син Ню связывал большие потери местного ополчения с подавляющим превосходством казаков в огнестрельном оружии и низким уровнем подготовки ополченцев: "Если местных солдат хорошо обучать, то они станут как тигры, у которых выросли крылья". На сравнительных стрельбах корейские солдаты показали отличные результаты, а местные ополченцы лишь продемонстрировали, что им немного знакомо огнестрельное оружие. Храбрость и патриотизм не помогали против пуль.

Тем не менее, Шархода быстро сориентировался в обстановке - ведь он начал свою боевую деятельность еще при Нурхаци и имел за плечами более 30 лет боевого опыта.

Он понял основную мысль руководителей казачьих отрядов - зимовать на недосягаемой из Нингуты территории Гиляцкой земли, а в течение лета передвигаться по Амуру и сторонним рекам и грабить местное население.

Соответственно строилась и его стратегия - поскольку население по Уссури-ула было малочисленным и от Нингуты до Уссури-ула было далеко, на защиту населения Уссури-ула он не выступил. Он решил защищать магистральный путь вглубь густонаселенных земель - устье Сунгари-ула. Согласно этой стратегии каждую весну крупный отряд выступал из Нингуты и занимал устье Сунгари-улы в удобном для обороны месте. К осени отряд отводился в Нингуту.

Одновременно началось переселение дауров на Нонни-улу, а дючеров - на Сунгари-улу в район Гирина и на Хурха-биру в район Нингуты. Переселенцам выдавали необходимое для обзаведения хозяйством на новом месте - отводили участок, строили дом, давали орудия труда и продовольствие до первого урожая. Уходя с Амура, местное население сжигало свои дома и бросало пашни. Казаки встали перед большой проблемой - собрать ясак они могли теперь только с тех мест, куда не успели добраться раньше - до 1653 г.

Шархода готовил войска и, одновременно, стремился упорядочить управление местным населением. Син Ню отметил, что Нингута при Шарходе состояла из более, чем 1000 домов, крепость была в хорошем состоянии, в ней были амбары с продовольствием, а население выглядело зажиточным. Несмотря на весь свой национализм, он признал, что маньчжуры из Нингуты почти равны корейцам с точки зрения своего культурного развития.

Видимо, большой вклад в развитие Нингуты внесли и ссыльные китайцы, приток которых в Нингуту увеличился с 1652 г.

Таким образом, в Нингуте и в т.н. "Наунских селах" (группа поселений на Нонни-ула) готовились к контрудару по казакам. Параллельно проводилась огромная работа по введению прямого цинского управления у местных племен.

Отсутствие боевых кораблей мешало навязать казакам решающий бой.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 05 июл 2008, 22:28

Очень важным для изучения Амурского вопроса является введение в оборот текстов из "Баци тунчжи чуцзи" (1735). Перевод Л.К. Россохина очень неудовлетворителен, хотя, конечно, маньчжурский язык он знал просто блестяще!

Во многих позднейших цинских документах использовались материалы из "Баци тунчжи чуцзи", но перевод Россохина, сделанный в XVIII веке

а) неточен, т.к. ближе к пересказу, чем к научному переводу;

б) является библиографической редкостью.

К сожалению, Георгий Васильевич Мелихов удалился от дел и связаться с ним крайне проблематично. Это единственный в России человек, который мог бы дать консультацию без предварительной подготовки!

Биографии из "Цин ши гао", которым я пользуюсь, являются лишь обработанными извлечениями из "Баци тунчжи чуцзи" (сам текст мненедоступен) :( В ряде случаев редакция первоисточника произведена так искусно, что о проблеме хоть и сказано, но подробностей не выяснить!
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Nehbcn » 08 июл 2008, 17:36

А скажите Автор!
А сохранились местные фольклорные предания рассказывающие о том времени?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Neska » 09 июл 2008, 04:54

Nehbcn писал(а):А скажите Автор!
А сохранились местные фольклорные предания рассказывающие о том времени?
2 Nehbcn
Какие могут быть "местные предания", когда дауры переселились в Маньчжурию? Современная Даурия в Забайкалье (Читинская область) и Амурская область - пустыня с точки зрения "коренных" народов - русские там живут и украинцы.
Западнее 135 градуса восточной долготы в долине Амура никого кроме русских нет. Сколь-нибудь заметное "коренное" население (нанайцы)появляется лишь при впадении в Амур Уссури - и далее на восток.
Что касается Маньчжурии - так в ней и маньчжуров-то осталось не так много, а что уж говорить о даурах и дючерах...
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Дайчин-баатар » 09 июл 2008, 09:14

Neska писал(а):
Nehbcn писал(а):А скажите Автор!
А сохранились местные фольклорные предания рассказывающие о том времени?
2 Nehbcn
Какие могут быть "местные предания", когда дауры переселились в Маньчжурию? Современная Даурия в Забайкалье (Читинская область) и Амурская область - пустыня с точки зрения "коренных" народов - русские там живут и украинцы.
Западнее 135 градуса восточной долготы в долине Амура никого кроме русских нет. Сколь-нибудь заметное "коренное" население (нанайцы)появляется лишь при впадении в Амур Уссури - и далее на восток.
Что касается Маньчжурии - так в ней и маньчжуров-то осталось не так много, а что уж говорить о даурах и дючерах...


На самом деле дючер - это чжурчжэнь. Если брать весь спектр записей этого этнонима, то имеем:

Дючер - жучер - чючер - зюзер (русск.), чурчут (каз.), чжурчжит (монг.), чжуличжэнь-чжушэнь-жучжэнь-чжушэли (кит.), зурчэн (маньчж.), деючэн (эвен.). Известное в китайских документах нюйчжи - это чжучжи с заменой табуированного знака чжу.

Куда ушли дючеры? Частично стали нанайцами (у этой малой народности очень сложный этногенез), частично - ороками и удэгэйцами, ульчами.

Предания амурских нанайцев часто очень плохо отзываются о русских, но они фиксируют только "второе пришествие" - в XIX веке. Отмечают, что пришли русски - загорелись леса, рыба стала уходить и т.д.

У сунгарийских нанайцев (отличны по родовому составу и этногенезу от амурских) свои предания, но они строятся на иной основе - там часто упоминаются маньчжуры (эдзэн-хан страны Арму, амбани и т.д.).

Однако во многих сказках расказывается о том, что на нанайцев нападал некий "Хозяин Тайги", брал в плен, мучил и убивал. Но уцелел один нанайский мэргэн (богатырь) и убил его. Видимо, так отразились в фольклоре представления о войнах на Амуре.

Вернувшиеся на Амур после Нерчинского договора дауры (около 500 человек по состоянию на 1897) перешли на тунгусский язык. В целом, фольклор дауров слабо изучен.

Эвенки (северные тунгусы), заселившие Приамурье и влившиеся в состав нанайцев и прочих народов, отзываются о русских очень жестко - например, есть предание, как русские перебили много эвенков, установив в засаде пушку и рассыпав на берегу подарки. Эвенки пришли за подарками, а русские выстрелили из пушки и перебили много эвенков.

Ну о чем можно говорить, когда в 1658 г. накал страстей достиг того, что дючеры убитых казаков резали в куски и поедали!
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 09 июл 2008, 11:57

Несостоявшееся посольство

Что еще было поручено Хабарову Францбековым и не выполнено им?

В 1650 г., выслушав донесение Хабарова, Францбеков пришел к выводу, что "князца Богдоя" можно призвать в русское подданство. Что его к этому подтолкнуло - непонятно.

Ведь еще Поярков принес сведения о сильном феодальном владыке, живущем в каменной крепости и располагающем многочисленным войском, вооруженным огнестрельным оружием. Все то же самое подтвердила Хабарову пленная даурская княжна Моголчак.

В общем, Хабарову был выдан четкий наказ пойти к "князь Богдою" и, указав на пример князей Лавкая и прочих, настоятельно посоветовать перейти в русское подданство. В случае, если "князь Богдой" откажется - напасть на него "безвестно" и принудить к повиновению.

Для посольских целей предписывалось отправить 10 человек из состава отряда. Для того, чтобы не ошибиться при исполнении посольства, Францбеков, опытный дипломат, дал Хабарову письменные инструкции, в которых указывались полный титул русского царя и полностью излагались требования к "князь Богдою".

В 1651 г. наказ был подтвержден, а для посольства уже указывались конкретные люди - служилый человек Третьяк Чечигин и доверенное лицо Францбекова - крещеный татарин Анания Урусланов.

Но Хабаров ни в 1650, ни в 1651, ни в 1652, ни в 1653 годах не предпринял ни одной реальной попытки отослать к маньчжурам посольство Чечигина. Очень несерьезным выглядит обращение Хабарова к дючерам летом 1652 г., уже после битвы под Ачанским городком, взять на поруки посольство Чечигина. Дючеры, естественно, отказались, указав, что "топере вся Богдойская земля задралась".

Таким образом, Хабаров упустил время и не послал посольство к маньчжурам осенью 1650 г., когда мирное развитие отношений между империей Цин и Русским государством было еще вполне возможным.

До самого августа 1653 г. отправка посольства к Цинам тормозилась Хабаровым всячески. А в августе 1653 г. он был отстранен от власти и вопрос о посольстве был поднят вновь.

Правда, к тому времени Францбеков был уже смещен, АО "Хабаров и Францбеков" распалось, и в воздухе запахло государевым расследованием. Анания Урусланов быстро это почуял и, видя, как Зиновьев таскает Хабарова за бороду, принял решение бежать к маньчжурам. В общем, что и произошло - Урусланов бежал к маньчжурам, был принят с почетом, как первый представитель "лоча", который "из искреннего стремления приобщиться к китайской цивилизации оставил свои грубые привычки". Впоследствии Урусланов женится, получит чин ниру-чжангиня и новое имя - Улангери. Он примет участие в формировании "русской роты" - Орос ниру - из пленных и перебежчиков.

Но московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев оказался очень своеобразным человеком - он настоял на отправке посольства к Цинам. Сделал все просто - обратился к родственникам находившегося среди аманатов князя Тоенчи с приказом отвести Чечигина и спутников к "князь Богдою". А сам отправился в Москву с арестованным Хабаровым, ясачной казной и ... всеми аманатами!

Легко представить, что решили дючеры - из опыта общения с русскими они усвоили, что аманатов легко и беспричинно убивают. Они тут же решили, что и Тоенчу повезли на казнь. Соответственно, когда они убедились, что Тоенчу увезли, настал конец и Чечигину - его убили вместе с 4 товарищами. Более того, судя по обнаружению Степановым в улусе Тоенчи мелких обрезков одежды казаков и некоторых предметов амуниции, Чечигина и товарищей не просто убили, а ритуально съели! Таким образом дючеры не только "отомстили" за мнимую гибель Тоенчи, но и приобщились (согласно местным представлениям) к казачьей непобедимости и сделали их души несчастными.

О судьбе посольства Чечигина Онуфрий Степанов, принявший командование Амурским полком вместо Хабарова, узнал только в 1655 г., когда изловил одну из дючерских княгинь из улуса Тоенчи. Она же показала, где искать материальные останки - обрезки одежды и вещи казаков.

Пограничная дипломатия на Амуре провалилась.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Юлли » 09 июл 2008, 19:03

Дайчин-баатар писал(а):О судьбе посольства Чечигина Онуфрий Степанов, принявший командование Амурским полком вместо Хабарова, узнал только в 1655 г., когда изловил одну из дючерских княгинь из улуса Тоенчи. Она же показала, где искать материальные останки - обрезки одежды и вещи казаков.


.. а после того, как она показала, что с ней сталось?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Вершник » 10 июл 2008, 12:13

извините и не сочтите за флуд . Дайчин вам большой респектище.
И как отзвук вашей лекции приведу одну цитату.
QUOTE(obrv_81 @ Jun 12 2008, 01:15)
Эмм?
Но Хабаров там точно и рядом не стоял. Может он где в другом месте зверствовал, но точно не в Даурии.

http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=12973

Neska писал:
Дайчин-баатар - серьезный товарищ, на мой взгляд. Перетащил бы кто из старожилов-форумчан его на этот форум, а то там его некоторые ммм... кадры заедают иногда...

Прошу не заедайте.
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Юлли » 10 июл 2008, 15:18

... дайчин в Питере, поэтому, наверное, пару дней не зайдет сюда...

... а Неске - строгий выговор с занесением...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Вершник » 10 июл 2008, 16:14

Читаю Ядринцева , как созвучны те события которые представил нам Дайчин, с тем, что происходило затем в 19в. За казаком пришли руские крестьяне оторые не хуже американских скваттеров разобрались с "дикарями", к этому добавилась руская водка + руское начальство, и любой более менее чесный человек в глазах аборигенов становился просто богоподобным.
Мы не говорим уже о той панике и грозе, которую производило здесь сыздавна имя «казак». Чихачев говорит, что когда нужны были лошади, то казак скакал и оставлял у родовичей саблю (оригинальный прием), как побуждение выполнить приказание, причем инородцы немедленно гнали табуны лошадей под подводы и торжественно везли оставленную саблю. Но, кроме казака, те же калмыки испытали и силу исправника.

Чиновничий произвол наших агентов часто давал себя больно чувствовать инородцам на окраинах. Не даром даже у русских крестьян сложилась песня про алтайских заседателей (становых):

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XIX/1880-1900/Jadrincev/inorodcy_altaja.htm
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Сообщение Вершник » 10 июл 2008, 16:22

Инородцы, увидев раз единственного русского чиновника, посланного для осмотра их быта, который не брал с них подарков и обходился ласково, до того изумились, так были тронуты, что прозвали его «боговым братом».

Когда у зайсанов и родовичей установились отношения с властью и казною путем взноса ясака, не было повода жаловаться на их неисправность.

Они были покорены тихо и могли считаться вполне надежными подданными. Мало того, зайсаны, или родовые начальники, по родовому началу безусловно держали в покорности инородцев и вполне гарантировали власти их повиновение. Дючины (волости) исправно оплачивали ясак и значительные сборы, налагавшиеся на них заседателями и исправниками, но с них собирали всегда больше.

Сборы эти когда-то давали возможность служившим здесь земским чиновникам составлять целые состояния.
A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est.
Да, я не люблю пролетариат.
Хто я? Лiцьвiн - беларусец!!! Загляне сонца і ў наша ваконца. -Каго любіш? -Люблю Беларусь! -То ўзаемна!
Аватара пользователя
Вершник
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 23:33
Откуда: Минск

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17