Великие Багратуни - правда и вымысел.

Модератор: Лемурий

Сообщение Tibaren » 10 июл 2008, 01:20

Вопрос к знатокам:

Перечисленные выше теонимы, патронимы, топонимы и т.д. :

Аргишти
Менуа
Тейшеба
Шивини
Диауехи
Этиуни
Удури-Этиухи

имеют армянские этимологии? Если да, то хотелось бы их увидеть.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение giga-11 » 10 июл 2008, 09:55

И у самаго себья Фарнаваз "присоеденил" Кхарджк - крайнее логично

логично
посмотрите в хотья бы доступном на русском тексте
Фарнаваз объединил всю Грузию, «за исключением Кларджети».
контекс ведь подразумевает что кларджети часть картли
Он ОТ ПОНТА в 305-ом НЕ МОГ получать подмогу - о причине догадываетесь, или мне подсказать??

вы все время путайте раельные событая с субъективним описанными леонтием (со своей некоректной хронологией)
Правильно! Учтивая "проэлленискую" политику прежнего царя Великого Айка hранта II (323-305 д.н.э.) он вполне полагалса на помошь Великого Айка. Но он не заметил смену "политического вектра" нового царя, который не только не помог нежданному гостю, но и помог его преследователей... Опять так все логично в свете обшей политической ситуации региона.

лион в тексте четко написанно что в кларджети был укреплен азо
Да - царем Великого Айка тогда был "антиэллин" Артавазд 1-ый (305-247 д.н.э.), который и видимо с одной стороны в награду помошь Иберии в отражения нашествия "греков", а с другой - чтоб обрести надежного союзника и обеспечить тыл, уступил Гугарк Иберии..

богатая у вас фантазия :lol:
До 331-а НЕ БЫЛО государство/царство Иберия. Была Колхида...

да колхида была царством а иберия скорее всего объеденением племен

а утартов оставьте в покое

Об этом уже говарят в ВУЗ-ах. Что была такая-то неверная теория в 20-ом веке, но оно двано оправергнута.

И зеркальный вопрос к Вам

как в Грузии истории обучают?
у вас в учебниках для школ и вузов написанно что Артануджское царство было грузинским государством а его жытели грузинами или это все таки альтернативная теория которую не разделяют большинство грузинских историков?

да в грузинских учебных заведениях учат: царство главы которого именовали себя курапалатами и царями грузин, где создавались шедевры грузинской культуры, строились монастирские комплексы, с грузинскими лапидарними надписьями и фресковой росписью, переписывались грузинские рукописи и сочинялись произведения, создавались великолепные иконы опизаров и других мастеров есть грузинское государство

под конец хочу заявить что вынужден прекратить дискусию. по краиней мере один из нас настолько субъективен что разговоривать с ним лишено всякого смысла.
мы свою точку зрения уже высказали и друг-друга не убедили
ну а нейтральные наблюдатели кому интересна данная тема пускай сами решают кому и чему верить
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Lion » 10 июл 2008, 12:37

Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
И у самаго себья Фарнаваз "присоеденил" Кхарджк - крайнее логично
--------------------------------------------------------------------------------


логично
посмотрите в хотья бы доступном на русском тексте
Фарнаваз объединил всю Грузию, «за исключением Кларджети». контекс ведь подразумевает что кларджети часть картли


Вы сами говарили, что Леонти писал про "грузинские земли" так, как оно ему виделась. И опять назревает вопрос - скажем Ваша сомнительная игра слов («за исключением Кларджети») правильно - тодда ответте на вопроос -

Если ДО ЭТОГО Грузии /не считая Колхиду/ в административно политическом смысле НЕ БЫЛО, если короче говаря НЕ БЫЛО царство Иберии, то это КАК Гугарк принадлежал этому НЕСУШЕСТВОВАВШЕМУ царство, чтоб после этого еше и "все его земли воосоеденить"... Нестыковка полчуаетса, как не крути...


--------------------------------------------------------------------------------

Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
Он ОТ ПОНТА в 305-ом НЕ МОГ получать подмогу - о причине догадываетесь, или мне подсказать??
--------------------------------------------------------------------------------


вы все время путайте раельные событая с субъективним описанными леонтием (со своей некоректной хронологией)


Ага - значет не на руку и поэтому Леонти не верим?? Очень продуктивно :)

--------------------------------------------------------------------------------

Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
Правильно! Учтивая "проэлленискую" политику прежнего царя Великого Айка hранта II (323-305 д.н.э.) он вполне полагалса на помошь Великого Айка. Но он не заметил смену "политического вектра" нового царя, который не только не помог нежданному гостю, но и помог его преследователей... Опять так все логично в свете обшей политической ситуации региона.
--------------------------------------------------------------------------------


лион в тексте четко написанно что в кларджети был укреплен азо


Да, но там НЕ НАПИСАНО6 что это были ЕГО подконтрольные земли или укрепления - Как уже говарил - по всей видимости ему помог местный наместник Великого Айка, который еше не знал о переменае политики своего царя...

--------------------------------------------------------------------------------

Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
Да - царем Великого Айка тогда был "антиэллин" Артавазд 1-ый (305-247 д.н.э.), который и видимо с одной стороны в награду помошь Иберии в отражения нашествия "греков", а с другой - чтоб обрести надежного союзника и обеспечить тыл, уступил Гугарк Иберии..
--------------------------------------------------------------------------------


богатая у вас фантазия


Для кого как - Для Вас, который не так хорошо знаком с историей региона того времени, это есть фантазия - для специалиста же реальност...

--------------------------------------------------------------------------------

Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
До 331-а НЕ БЫЛО государство/царство Иберия. Была Колхида...
--------------------------------------------------------------------------------


да колхида была царством а иберия скорее всего объеденением племен


Спосибо, что хоть это признал - см Выше, первые строка.

а утартов оставьте в покое


Некакой племени "урарт" в жызне не было - речь об армянах, жителях Араратского царства. Впрочем после разгрома с ссылками по Гугарку в составе Араратского царства Ваша уклончивость вполне понятноа...

--------------------------------------------------------------------------------


да в грузинских учебных заведениях учат: царство главы которого именовали себя курапалатами и царями грузин, где создавались шедевры грузинской культуры, строились монастирские комплексы, с грузинскими лапидарними надписьями и фресковой росписью, переписывались грузинские рукописи и сочинялись произведения, создавались великолепные иконы опизаров и других мастеров есть грузинское государство


Дааа - просто наверно забывают сказат, что эти эристави на самом деле НЕ НОСИЛИ царский титул до 888 года, после этого цари были царями Артануджи, а не Картлии /аналогия - император Рима и император Византии/, что этот царский дом имел в владениях армянские исторические земли и сам был армянским до 11-ого века, и накаонец - что все перечисленные дастижения грузинской культуры есть плод времени ПОСЛЕ 10-ого века...

Конечно, мелоча все это и о них не стоит говарить, особо если этим ставитса под серезное сомнения вя та концепция, которое обьявляет весь Север АРМЕНИИ "грузинскими землями"...

под конец хочу заявить что вынужден прекратить дискусию. по краиней мере один из нас настолько субъективен что разговоривать с ним лишено всякого смысла.


Согласен.

мы свою точку зрения уже высказали и друг-друга не убедили
ну а нейтральные наблюдатели кому интересна данная тема пускай сами решают кому и чему верить


Обсалютно верно!
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Lion » 22 июл 2008, 11:34

И все же - почему я назвал свою тему "правдой и вымислю"... Все дело в том, что про род Багратуни циркулируют несколько легенд, которые, будучы сотварены в угоду политическим интересам, полностью искажают настаяшую историю Багратуни

Давайте же познакомимса с этими легендами полностю:) Итак

…И эти семь братьев, сыновья того Соломона [отправились из страны Палестины, евреи вышедшие из плена], прибыли в Акилисену (Прим. 8 - В оригинале — Эклеци; Эклеци встречается в сочинении Леонти Мровели (Картлис цховреба, I, с. 23), Джуаншера (там же, с. 160), в «Матиаче Картлиса» (там же, с. 296), в сочинении Аристакэса Ластивертци в форме «Екелеац» (Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци, Перевод с древнеармянского, вступительная статья, комментарии и приложения К. Н. Юзбашяна, 1968, с. 142, прим. 8, с. об, 66 и др.). Добавлю, что это гавар (уезд) провинции Великого АйкаБардз Айк - Екелйац, про которое говаритса в “ Ашхарhацуйце”) - Л) к царице Ракаэл (Прим. 8 - Царица Ракаэль в истории неизвестна. Добавлю, что негде не упоминаетса даже что руководила сея коралева и то, в гаваре Екелйац, поэтому ее сушествование крайнее сомнительна - Л) и были крещены ею. Остались они в стране Армении, и по сей день господствуют их потомки в Армении.
А четверо их братьев прибыли в Картли, и одного из них, Гуарама (Гургена-Гуарам - куролапат-эрисмтавар Грузии (575-600) – Л, о нем в Прим 12 - Эристави — по своему первоначальному значению — правитель области, утверждаемый царем. Должность постепенно становится наследственной. В данном случае речь идет о полунезависимом правителе Картли. Источники по-разному трактуют факт создания указанной должности. Согласно древней грузинской хроники «Обращения Картли», высшая феодальная знать Картли избрала Гуарама эриставом. В этом источнике акцент делается на решение местных политических сил (см. Обращение Грузии, перевод Е. С. Такайшвили, СМОМПК, вып. XXVIII, Тифлис, 1900, с. 42). Джуаншер указывает на участие в данном акте имперской. власти, заявляя при этом, что вельможная знать Картли просила кесаря о восстановлении царской власти с условием сохранения за ними своих наследственных прав. Император прислал Гуарама и дал ему титул курапалата (Картлис цховреба, I, 217—218). В отличие от обычного «эристава» грузинские исторические источники этого правителя именуют: «эрисмтаваром», «эрлставта мтаваром» — «главой эриставов» (С. Н. Джанашиа, Феодальная революция в Грузии, Труды, I, Тбилиси, 1949, с. 106—107, на груз. яз.; А. А. Богверадзе, Восстановление феодального государства в Картли, Очерки истории Грузии, II, 1973, с. 271—272, на груз. яз.). В источниках и научной литературе имеются разногласия относительно собственного имени этого полусуверенного правителя феодальной Картли. Наш источник его называет «Гуарам» // «Гурам», что, видимо, восходит к «Обращению Картли». Гурамом именует его и Джуаншер. Но византийские источники правителя Картли данного времени называют «Гургеном». Исходя из этого, ряд авторов этого правителя Картли склонны именовать «Гургеном» (по данном вопросу с указанием источников и литературы см. Г. Дундуа, Проблема так называемых грузинско-сасанидских монет и вопросы истории раннефеодальной Грузии, ж. «Мацне», 1976, № 1, на груз. яз.).), избрали эриставом [он эристави Картли и отец Багратионов], а эти грузинские Багратониани являются потомками и родичами того Гуарама.
Брат же его, по имени Саак, отправился в Кахети, и посредством брачного союза породнился с Нерсесом (Прим 14. - В данном случае говорится о заключении брачного союза с Нерсе (см. Р. К. Кикнадзе, Об одном грузинском источнике Парсадана Горгиджанидзе, ж. «Мацне», 1971, № 2, с. 119—122, на груз. яз.).). А два других брата, по имени Асам и Варазвард, отправились в Камбечани (Прим 14. Камбечани // Камбечоани, историко-географическая провинция в Восточной Грузии, между р. Алазани и р. Иори. Соответствует «Камбиссене» античных авторов, более позднее грузинское «Кизики». Добавлю, что там было настолько много армян, что в середине 10-ого века там образавалса царство Камбечан, под предводителствам армянского княжеского дома Севордик - Л), убили персидского спасалара, овладели (областью) Камбечани и обосновались на жительство в Хорнабуджи и по сей день потомки их правят там.
Но с тех времен когда лишились царства потомки Горгасала, до них в Картли господствовали азнауры, а конец власти азнауров Картли пришел по причине их злых деяний…
/374/ В то время католикосом в Мцхета был Самоел и собралась вся Картли и избрали Гуарама, из потомков Давида, пришедшего вместе с братьями Асамом и Варазвардом, о которых выше была речь. Они, которых крестила царица Ракаэл, братья [семеро] евреи, вышедшие из плена из страны Палестины, прибыли из Акилисены, крещенные царицей Ракаэл. Троим из них она сменила имена, так как одного нарекла именем Мушел, одного Баграт, который и есть родоначальник Багратонианов, одного Абгавар; одного ввела к себе в зятья, а двоих породнила брачным союзом с царями Армении.
А четверо братьев, как было упомянуто выше, направились в Картли и избрали Гуарама эриставом. Пожаловал ему [29] византийский царь титул курапалата и отправил в Мцхета. И он заложил основу церкви Джвари, которая находится в Мцхета. А три брата отправились в Кахети, и Саак посредством брачного союза породнился с Бакуром, сыном Нерсеса, а Асам и Варазвард отправились в Камбечани, возмутили народ против Везана, эристава [Бахрам Чубина и убили Везана] и захватили они Камбечани.”


Вот про этот отрывок и речь идет. Позволем сделать несколько виводов – если ошибусь, поправте.

1. В отрывке хронология дана крайнее путанно. Так
• Неясно, когда и где жыла и правила упамянутая царица Ракел, которй даетса столь большое место
• Вопрос времени правления Гурген-Гуарама, а также действии его братев можно определить лишь очень приблизительно
• Неясно когда жил Соломон, родоначальник 7 братев. Вроде из контекста понимаетса, что это произашло в времена известного пленения евреев в 6-ом веке д.н.э. (“[отправились из страны Палестины, евреи вышедшие из плена]” - Л), но тогда они некак не могли появитса в 6-ом веке н.э. (1200 лет спуста) и вдабавок еше и креститса. А если принять, что Гурген-Гуарам и впрям правил в 575-600 годах, а следовательно его отец жыл в около 500-575 годах, то когда о каком “евреи вышедшие из плена” может быть речи и с каким “царями Армении” они могли пораднитса??
2. Если по вашему эти люди евреи, то откуда у них ТАКИЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМИЕ У АРМЯН ТОГО (да и нинешнего) ВРЕМЕНИ ИМЕНА, как Гурген, Саhак (Саак), Нерсес, Варазвард, Мушег, Баграт, Абгар (Абгавар)?? Как знаете, такие имена не встречаютса не у евреев, не у грузин, а наабарот, в то время были и сейчас есть очень распрастранени у армян.
3. Неулаживаетса хронология и в вопросе когда эти “вроде евреи” пришли в Армению. Если верить этой версии, то в 6-ом веке Н.Э., а если верить версии Хоренаци, про которую Вы наравне упоминаете, то это произашло в 6-ом веке Д.Н.Э!, то есть с около 1200 лет разницей.

Из всего этого мы проходим к такому виводу: Гурген-Гуарам, есть младшый предстваитель рода Багратуни, предводителем которых в то время был Манвел Багратуни (ок. 530-580) которые кокраз тогда, в 6-ом веке имели обширние владения в провинции Великого Айка Бардзр Айк. Именно этим обьясняетса
1. то, что Гурген-Гуарам Багратуни стал эримсмтаваром Грузии, потаму что естественно Багратуни 6-ого века, как и пожже, в 9-он веке, воспользовались вакуумом власти в северо-восточних землях и расширили свои владения.
2. то, почему у этих людей ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМИ У АРМЯН ТОГО (да и нинешнего) ВРЕМЕНИ ИМЕНА
3. то, что они пораднились с царями Армении, ибо хорошо известно,что Багратуни, будучи одним из самих влиятельних родов в Армянском царстве Аршакуни имея также наследственную должность корануешого царя, естественно много раз пораднились с ними же.

То есть, весь этот отрывок говарит про армянских Багратуни, которые действовали в 6-ом веке н.э. и распространили свое влияние на север. И лишь поздно, в 11-ом веке, когда (поминте, я об этом говарил – “ изначально по политическим мотивом провозглашенние “грузинскими царями” ветвь Багратуни сейчас НА ДЕЛЕ СТАЛ им. Уже Баграт (1027 - 72) в своем долгом царствовании стал опиратса на грузин (это вполне логично) и в отличие от прежнего… ”) царский дом Багратуни, правящый в грузии, и ВПРЯМ ОГРУЗИНИЛАСЬ, приняло провославие и в условиях недовольства армянской малочисленной знати и его мятежа (мятеж Липарита), взяло на вооружение антиармянскую политику и естественно, первым делом сменила свою генеалогию, стремясь показать, что они исходять НЕ ИЗ АРМЯНСКОХ БАГРАТЫНИ, а прямо ИЗ ЕВРЕЕВ.
По моему мне удалось яснее-ясного изложить свои виводы и обоснавать их...
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Tibaren » 23 июл 2008, 17:31

Гурген, Саhак (Саак), Нерсес, Варазвард, Мушег, Баграт, Абгар (Абгавар)?? Как знаете, такие имена не встречаютса не у евреев, не у грузин, а наабарот, в то время были и сейчас есть очень распрастранени у армян.


Интересно было бы увидеть армянские этимологии вышеперечисленных имен.
:lol:
Чтобы понять их значение, достаточно взять словарь фарси и иврита.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Lion » 23 июл 2008, 17:44

Как знаете, такие имена не встречаютса не у евреев, не у грузин, а наабарот, в то время были и сейчас есть очень распрастранени у армян.

Некоторые, считая себья слишком информированным, лихо питаютса увести тему в сторону - а ведь им 1000 раз сказали, что на деле все то, что считаетса древнеперсидским, на самом деле своими корнями уходит в культуру ари, то есть армян...
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Tibaren » 23 июл 2008, 17:58

Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Lion » 23 июл 2008, 18:04

Tibaren писал(а):Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:


Для особо исксных языковедов - у евреев распрастранено имя Исаак, а не Саhак.
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Tibaren » 23 июл 2008, 18:06

Lion писал(а):
Tibaren писал(а):Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:


Для особо исксных языковедов - у евреев распрастранено имя Исаак, а не Саhак.


Вы владеете ивритом? :lol:
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Lion » 23 июл 2008, 18:10

Tibaren писал(а):
Lion писал(а):
Tibaren писал(а):Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:


Для особо исксных языковедов - у евреев распрастранено имя Исаак, а не Саhак.


Вы владеете ивритом? :lol:


А у Вас есть минимум такта - чтоб не оскарбить целый народ, а потом направить вопрос к представителю этого саомго народа??
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Юлли » 23 июл 2008, 20:12

Lion писал(а):
Tibaren писал(а):
Lion писал(а):
Tibaren писал(а):Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:


Для особо исксных языковедов - у евреев распрастранено имя Исаак, а не Саhак.


Вы владеете ивритом? :lol:


А у Вас есть минимум такта - чтоб не оскарбить целый народ, а потом направить вопрос к представителю этого саомго народа??


... Лион, вы историк, филолог или лингвист?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение urart » 23 июл 2008, 23:52

Юлли писал(а):
giga-11 писал(а):Лион у меня такой вопрос
как в армении истории обучают?
у вас в учебниках для школ и вузов написанно что урарту было армянским государством а урарты армянами, или ето все таки альтернативная теория которую не разделяют большинство армянских историков?

... да, мне тоже этот вопрос интересен...

не совсем так...
а у вас наверное ни малейшего сомнения, что колхи это грузины?
urart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 143
Зарегистрирован: 03 июл 2008, 16:37
Откуда: Hayasa

Сообщение urart » 23 июл 2008, 23:59

Tibaren писал(а):Вопрос к знатокам:

Перечисленные выше теонимы, патронимы, топонимы и т.д. :

Аргишти
Менуа
Тейшеба
Шивини
Диауехи
Этиуни
Удури-Этиухи

имеют армянские этимологии? Если да, то хотелось бы их увидеть.

Аргишти-Аргист
Менуа-МАНАСКЕРТ(менуаскерт)
Тейшеба-Тесава-видящий всевидящий
Диауехи-таохи(груз. тао) по предположениям являлись грузинским племенем, жили на севере Урарту
urart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 143
Зарегистрирован: 03 июл 2008, 16:37
Откуда: Hayasa

Сообщение Analogopotom » 24 июл 2008, 00:22

Lion писал(а):
Tibaren писал(а):
Lion писал(а):
Tibaren писал(а):Да, у евреев имя Саак - большая редкость... :oops:

Для особо исксных языковедов - у евреев распрастранено имя Исаак, а не Саhак.

Вы владеете ивритом? :lol:

А у Вас есть минимум такта - чтоб не оскарбить целый народ, а потом направить вопрос к представителю этого саомго народа??

Вы представляете все так, будто автор сообщения (про «чертей») преследовал одну единственную цель – оскорбить Вас и целый народ, представителем которого Вы являетесь.
Не было там никакого шовинизма!
Фраза, вырванная из контекста, которую Вы сочли за оскорбление, и вспоминаете всякий раз, когда Вас «припирают к стенке» аргументами, на самом деле, подытоживала армянские "этимологии" слова «чёрт». Таким образом, была продемонстрирована абсурдность Ваших «лингвистических» выкладок, сделанных на любительском уровне.
Занимаясь не своим делом, Вы сами поставили себя в неудобное положение.
Поэтому нечего на зеркало пенять…
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Tibaren » 24 июл 2008, 15:04

urart писал(а):Аргишти-Аргист

И что означает по-армянски Аргист?

Менуа-МАНАСКЕРТ(менуаскерт)

В слове Манаскерт можно увидеть арм. керт. Но если это связано с именем Менуа, откуда здесь вставка согласного -с-?

Тейшеба-Тесава-видящий всевидящий

Это "народная этимология".

Тешуб, Тешшуб (хуррит. Teššub), Тейшеба (урарт. Teišэba), хуррито-урартский бог грозы. Имя Т. в хурритском и урартском языках, видимо, генетически восходит к общему прототипу; -seb, -šэba в нём, возможно, родственно хаттскому -zif-> хетт, -zipa, -šepa в именах...


Довгяло Г. И., Становление идеологии раннеклассового общества (на материале хеттских клинописных текстов), Минск, 1980;
Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977;
Archi A., Trono regale e trono divinizzato nell’Anatolia ittita. — «Studi micenei ed egeo-anatolci», fasc. 1, Roma, 1966;
Bossert H. T., Die Schicksalsgöttinnen der Hethiter, «Die Welt des Orients», 1957, Bd 2, № 4;
Brandenstein C. G. von, Hethitische Götter nach Bildbeschreibungen in Keilschrifttexten, Lpz., 1943 («Mitteilungen der Vorderasiatisch-Aegyp-tischen Gesellschaft», Bd 46, № 2);
Carruba O., Das Beschwörungsritual für die Göttin Wisurijan-za, Wiesbaden, 1966 (Studien zu den Boğazköy-Texten, Bd 2);
Danmanville J., Iconographie d’Ištar-Šauśga en Anatolie ancienne, «Revue d'assyriologie et d'archeologie orientale», 1962, t. 56, № 1—3, 4;
Dussuaud R., Les religions des hittites et des hourrites, des phéniciens et des syriens, в кн.: «Mana, t. 2 — Les anciennes religions orientales», P., 1945;
Friedrich J., Ein hethitisches Gebet an die Sonnengöttin der Erde, «Rivista degli studi orientali», t. 32, 1957;
Furlani G., La religione degli Hittiti, Bologna, 1936;
Goetze A., Kleinasien, 2 Aufl., Münch., 1957;
Gurney O. R., Some aspects of Hittite religion, N. Y., 1977;
Güterbock H. G., Hittite religion, в кн.; Forgotten religion, N. Y., 1950;
Hoffner Н. A., The Hittites and Hurrians, в кн.: Peoples of Old Testament times, Oxf., 1973;
Kümmel H. M., Ersatzrituale für den hethitischen König, Wiesbaden, 1967 (Studien zu den Boğazköy-Texten, Bd 3);
Laroche E., Le dieu anatolien Sarruma, «Syria», 1963, t. 40;
его же, Textes mythologiques hittites en transcription, «Revue hittite et asianique», 1965, v. 23, fasc. 77, 1968, v. 26, fasc. 82;
его же, Les dieux de Yazilikaya, там же, 1969, v. 27;
его же, Un syncrétismes dans les religions grecque et romaine, P., 1973;
Macqueen J. G., Hattian Mythology and Hittite monarchy, «Anatolian Studies», 1959, v. 9;
Otten H., Die Gottheit Lelvani der Bogazkoy-Texte, «Journal of Cuneiform-Studies», 1950, v. 4;
eго же, Das Hethiterreich, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orient, Stuttg., 1961;
его же, Eine althethitische Erzählung urn die Stadt Zalpa, Wiesbaden, 1973 (Studien zu den Boğazköy-Texte, 17);
Schuler E., Kleinasien. Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, Stuttg., 1965, Bd 1—2;
Vieyra M., Ciel et enfers hittites, «Revue d'assyriologie et d'archeologie orientale», 1965, t. 59, № 3.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25