Digger » 27 янв 2009, 22:04
Финикийцы и греки начали колонизацию почти одновременно - в восьмом-седьмом веках. По всей видимости направления обоих колонизационных движений шло срледующим образом: финикийцы по северной Африке и островам центрального средиземноморья, и с юга Испании на север, а греки на восток, в сторону Чёрного моря и на запад в сторону Италии и немного на юг в сторону Испании, куда они так толком и не проникли. Те колонии которые вы называли как раз и находятся на стыках двух зон влияния. Поэтому некоторые из них и оказываются как будто за пределами своей зоны.
По всей видимости такое движение обусловлено тем, что колонисты отправлялись в те места, которые им уже были хорошо знакомы, где у них были тесные торговые связи с местным населением, где у них могли быть уже договоры с местным населением и где, возможно, прежде уже находились их фактории. Финикийцы по всей видимости были хорошо знакомы именно с регионом западного средиземноморья, поэтому туда они и начали выводить свои колонии. И зря вы говорите что не было гонки. возможно её не было в прямом смысле этого слова. Но то, что конкуренция между греками и финикийцами была и носила очень жёсткий характер это несомненно. Одним из результатов этой гонки стала демонизация образа финикийца в греческом мире. Образ финикийца, созданый в античной литературе сходен с тем, который рисуется еврею в антисемитской. Другой результат этой гонки это раздел сфер влияния. Не де-юре, разумеется, а де-факто. Там где у финикийцев были исторически сильные торговые позиции, как например в Испании, Африке, Сардинии, западной Сицилии, ещё в доколонизационный период в 11-9 веках, там они и основали свои колонии. А там где такие позиции были сильны у греков, там выросли греческие колонии.
Чтобы финикийцам попасть в Чёрное море им бы пришлось двигаться всё время вдоль побережья насёлённого греками, зачастую настроенными к ним очень враждебно из-за конкуренции. Вероятно это и не могло дать им попасть на Чёрное море, в случае если бы они в самом деле попытались бы туда проникнуть. В то же время греки продвигаясь в Чёрное море двигались вдоль греческих же берегов либо берегов, населённых народами, с которыми они имели давние связи. Разумеется между ними не было тоже мирной идиллии, но, видимо, не было и такой вечной вражды, которая бы могла помешать этому передвижению.
В то же время финикийцы, двигаясь вдоль побережья Африки, контактировали либо с нейтральными, либо с дружественными им народами. Там у них не было конкурентов. С другой стороны и грекам туда было трудно сунуться. Поэтому число колоний находящихся вне собственных сфер влияния довольно ограничено, в то время как число колоний внутри сфер влияния очень велико, что и позволяет говорить о наличии таких сфер. А именно: Южная Италия и западная Сицилия, частично Лигурийское побережье, Балканы, Егейское море, северное и северо-восточное побережье Малой Азии, включая Крит, Родос и северо-запад Кипра, Чёрное море - это сфера влияния греков, хорошо им известная прежде и ставшая по этой причине местом вывода колоний. Единственным исключениями здесь, пожалуй являются греческие поселения в Киренаике. Такие как Эль-Мина (Сирия), Сукас (Финикия), Навкратис, Дафны (Египет) были всего лишь торговыми факториями, подчинёнными местным правителям. И лишь Гимероскопей, Заканфа, и Таррако в Испании встали крепко на ноги.
Появление греческих колоний внутри финикийской сферы влияния (Испания и Балеары, Северная Африка и Сицилия, Корсика и Сардиния, Кипр и Левант) может быть как раз объяснено тем что оба колонизационных процесса начались практически одновременно, в восьмом веке, и проходили параллельно. И грекам иногда удавалось проникнуть в те места, где позиции финикийцев оказались каким-то образом ослаблены. Но на Чёрном Море и на пути к нему у греков были настолько сильные позиции, что финикийцам, даже если бы они очень сильно этого пожелали, ни за что не удалось бы туда проникнуть.
С уважением.