shuric » 19 фев 2009, 22:09
Милый мальчик, хвастается истреблением целого города, но это все выдумки (предположительно, доказателств что Карл сам на себя поклеп возвел не приводится никаких). Правда шведские историки включая карломанов отнюдь не думают что Карл сам себя оклеветал - "одни объявляют короля "людоедом", другие, ... в оправдание героя ссылается на ветхозаветные прецеденты.". А то что вся это история "самопоклеп" думает исключительно дама которая ведет в и-нете блог посвященный Карлу. Основания следующие:
"Письмо не датировано, но судя по сведениям о прибытии Стенбока, закончено оно было 25 августа 1703 года. Какой город имеется в виду? С помощью письма Улофа Хермелина Самуэлю Барку от 23 августа и «Истории короля Карла XII» Ёрана Нурдберга можно с большой вероятностью сделать вывод, что имеется в виду Нешава, польское местечко вблизи Торуня (Торна).
В шведском государственном архиве хранится рапорт капитан-лейтенанта Хорна (Сванте Хорн ав Оминне), написанный в лагере близ Торуня (Торна) 4 сентября 1703 года. Хорн рассказывает, что его отряд покинул полк 12 августа. А накануне он подошел к Нешаве, где должен был забрать 400 шанцевых корзин (простите, если не так перевела – я не знаю русского термина). Последние, однако, еще не были готовы, так что отряд направился пока в другой город, где тоже были заказаны корзины, а 18 августа вернулся к Нешаве и т.д."
Доказательств в сущности никаких (кроме слов дамы "с высокой вероятностью"). Город который Карл по собственным словам "велел сжечь ..и повесить жителей" конечно очень похож на Нешаву где "майор Лейонйельм ..велел сжечь несколько дворов .. велел повесить троих". Когда хочется выгородить кумира, то и не такое напишешь.
Допустим однако, что она права, но тогда восхваляемую Возгриным "этику" Карла такая интерпретация событий событий характеризует еще более убедительно. Мальчик в короне, который сочиняет про себя несуществующие зверства (так как реальных зверств ему мало) - хороший однако гуманист.
Теперь смотрим далее: "что касается младенцев в колыбели. Skona inte barnet i vaggan - это расхожее выражение в шведском языке того времени, фразеологизм-гипербола, означающий - истреблять без пощады (ср. рус. "истребить до седьмого колена")."
То есть убивать младенцев в колыбелях - плохо, а вот истребить до седьмого колена - это вполне гуманно. Добрый король Карл оказывается пишет:
"Я знаю, Вы теперь придете к ним, чтобы поквитаться. И ежели на тех жителях этой страны, которых Вы сможете задержать, есть малейшее подозрение, что они затевали вероломство, то должны быть повешены, если вина хоть вполовину доказана, дабы страх пришел, и пусть знают, что если мы с ними начнем, так вырежем до седьмого колена. Если враг хочет так с вами неподобно обходиться, что уступает, когда вы наступаете, а после обманывает и беспокоит ваши малые партии, так лучше, чтобы вы разоряли и жгли вокруг и превратили землю на большой дистрикт в пустынную, дабы никто не мог подойти к вам.
Об том, что тут, не так уж много есть что рассказать, разве что чувствуем мы себя хорошо и также велим жечь те места, где Враг позволит себе попасться на глаза. А недавно я велел сжечь целый город и повесить жителей. "
Понятно, что после такого текста, все сомнения в гуманности шведов отпадают сами собой.
И несомненно: "Отдельное "ку" нашей пропаганде, которая единовременное словоупотребление короля выдает за систематическое. Но этим деятелям не привыкать, на то и пропаганда.
А мы будем все-таки знать правду. "
Ну еще бы, вот пропаганда непрерывно твердит о зверствах шведов, а пришла дама и обьяснила что речь идет просто о "истреблении до седьмого колена".