КРЫМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ им. А.Е. КРЫМСКОГО
НАН УКРАИНЫ
И.Н. ХРАПУНОВ
ОЧЕРКИ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КРЫМА
В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ.
ТАВРЫ. СКИФЫ. САРМАТЫ.
Симферополь.
"Таврия"
1995
Во многих книгах по истории Северного Причерноморья можно прочесть, что киммерийцы являлись древнейшими известными по имени обитателями восточноевропейских степей. Однако имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье. Поэтому мы не решились включить очерк о киммерийцах в основной тектст книги и ограничились кратким изложением проблем, возникающих в связи с изучением их истории, во введении. Приведенная ниже литература поможет читателю расширить свои познания об этом народе.
Этноним киммерийцы (греч. Кimmerioi; акк. Gimirri) впервые зафиксирован в VIII в. до н.э. одновременно на древнегреческом (Гомер) и аккадском языках. Позднее киммерийцы многократно упоминались в древнегреческих (Геродот, Страбон и др.) и древневосточных (ассирийских, вавилонских, древнееврейских) источниках в основном в связи с их походами в Переднюю и Малую Азию. Эти походы начались между 722 и 715 гг. до н.э., когда киммерийцы разгромили урартского царя Русу I, и закончились около 650 г. до н.э. поражением от союзных Ассирии скифов. Во всех источниках, касающихся пребывания киммерийцев в Азии, они выступают как кочевники, живущие войной, постоянно нападающие на различные города и государства, поочередно одерживающие победы и терпящие поражения, легко превращающиеся из врагов в союзников и наоборот.
Относительно территории, которую занимали киммерийцы, среди ученых нет единого мнения. Большинство, в соответствии с одним из вариантов легенды о происхождении скифов, переданной Геродотом, полагают, что в доскифское время киммерийцы населяли северопричерноморские степи. Оттуда они совершали походы в Азию по Черноморскому побережью Кавказа (согласно Геродоту) или через перевалы Большого Кавказского хребта (по мнению ряда современных исследователей). Некоторые ученые расширяют территорию обитания киммерийцев (на последнем этапе их истории), включая в нее отдельные районы современных Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Другие, наоборот, сужают ареал киммерийцев до современных Керченского и Таманского полуостровов или только Северо-Западного Кавказа, или одного Керченского полуострова (порой, даже его части). Керченский полуостров всегда был в центре внимания интересующихся киммерийской проблемой, так как с ним связаны почти все известные киммерийские топонимы: Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские стены, город .Киммерик, гора Киммерий.
Довольно распространена гипотеза о том, что киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье, их племенной союз сформировался в районе Иранского плато, откуда и совершались набеги, получившие отражение в письменных источниках.
Не решен окончательно вопрос о языковой принадлежности киммерийцев. В свое время их причисляли к кельтам, славянам, кавказцам, германцам и др. Теперь эти гипотезы признаны необоснованными, что не мешает отдельным исследователям предпринимать попытки к их возрождению. Ссылаясь на замечание Страбона о совместных действиях киммерийцев и фракийского племени треров в Малой Азии, очень многие авторы отождествляли киммерийцев с фракийцами. Однако в противовес выдвигается гипотеза о союзнических, а не родственных фрако-киммерийских отношениях. Наиболее распространенным является мнение об ираноязычности киммерийцев и, следовательно, их сходстве по этому важнейшему этническому признаку, со скифами. Эта гипотеза основывается на удачных (но не бесспорных) иранских этимологиях имен киммерийских царей. Полагают также, что киммерийцы — это не этноним, а имя нарицательное со значением «подвижный отряд». И, следовательно, этноса «киммерийцы» никогда не существовало. Так, якобы, называли передовые отряды скифов (дружину), вторгавшиеся на территории древневосточных государств. Иными словами, это племенное название некоторой группы скифских племен, но не обозначение особого доскифского населения Северного Причерноморья.
Неясность с локализацией киммерийцев порождает трудноразрешимые проблемы с определением принадлежащей им археологической культуры. В Передней Азии, там, где киммерийцы безусловно жили — до сих пор не найдено ни одного оставленного ими памятника. В иконографии (на греческих краснофигурных вазах и некоторых переднеазиатских металлических изделиях) представлены скорее обобщенные образы кочевников, чем конкретные этнические и культурные типы.
Одно время весьма распространенной была точка зрения о том, что киммерийцам принадлежала северокавказская кобанская культура. Но теперь от этой гипотезы отказались, кажется, все исследователи. С киммерийцами пытались связать также катакомбную и некоторые другие степные культуры эпохи бронзы.
Очень многие исследователи считают, что киммерийцами оставлены разбросанные по северопричерноморским степям подкурганные погребения, относящиеся уже к эпохе раннего железа, но еще к доскифскому времени (IX — первая половина VII вв. до н.э.). При этом иногда подчеркивается полное несходство культуры киммерийцев и сменивших их в Северном Причерноморье с середины VII в. до н.э. выходцев их глубин Азии — скифов. Культура" кочевников эпохи раннего железа считается генетически связанной со срубной культурой эпохи бронзы и, таким образом, представляется возможность изучать историю киммерийев (по материальным остаткам) с середины II тыс. до н.э. Другие авторы разделяют погребения IX — первой половины VII в. до н.э. на две группы и полагают, что одна из них принадлежала киммерийцам, а другая — скифам (Алексеев, Качалова, Тохтасьев, 1993; Алиев, 1960; Артамонов, 1974; Дьяконов, 1956; 1981; Тереножкин, 1976; Lеhmann-Наuрt:, 1922). Погребения интересующего нас типа открыты и в Крыму. Среди них два особенно выразительны — у с. Целинное Джанкойского района и у с. Зольное Симферопольского района.
В Зольном раскопана глубокая (2,6 м) могила, впущенная в курган эпохи бронзы. На дне ее в вытянутом положении на правом боку лежал погребенный. В головах у него стоял чернолощеный сосуд, на поясе найдены железный меч и оселок. В дно могилы были вкопаны столбики, поддерживаюшие деревянный помост в 0,8 м от дна. На нем лежали стрелы с бронзовыми, железными и костяными наконечниками, бронзовые удила и псалии, а также набор костяных изделий с врезным орнаментом, инкрустированным красной краской (Щепинский, 1962).
В кургане у с. Целинное изучено впускное захоронение с погребенным в скорченном положении на левом боку. В изголовье находилась чернолощеная корчага и кости барана — остатки напутственной пищи. Под нижней челюстью найдены две височные подвески в виде рогов барана, сделанные из бронзы и плакированные золотой фольгой. На поясе лежал железный кинжал. Левой рукой погребенный сжимал оселок. В насыпи кургана обнаружена нижняя часть известняковой стелы. На ней рельефом изображен пояс, заткнутые за него кинжал и горит с луком, а также подвешенные оселок и крестообразный предмет неопределенного назначения (Корпусова, Белозор, 1980).
Проявления этничности бесконечно разнообразны...
А это уже с сайта :
http://fandag.ru/load/11-1-0-107
Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова -"темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языков. Однако, наибольший интерес вызываетобъяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей"
Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах гениального Гомера, датирующихся 8 в.до н.э. "Закатилось солнце ,- рассказывается в "Одиссее" ,- и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами- ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея ,XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых.Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот.
продолжение:
http://fandag.ru/load/11-1-0-107
Дугдамме (Dugdamme, Тугдамме) – вождь киммерийцев, возглавлявший их в завоевательских походах в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках как царь племени сака-угутум. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками. Имя киммерийское, однако, не исключена связь со скифами.
Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.
Sandaksatra (Шадакшатра) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии.
Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955
Портмеи – киммерийский город. Геродот писал, что граница между Европой и Азией проходит через Танаис, Меотиду и киммерийский город Портмеи.
Геродот IV 45.
Теушпа (Teuspa) – киммерийский царь. Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии. Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I. Был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа.
Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.
Токсамис (Τοξαμις) – это имя наряду с именем Кимерий (κιμεριος) запечатлено на керамической вазе 570 г. до н. э. (кратер Франсуа). М.В. Скржинская считала, что вазописец изобразил героев скифских мифов, хорошо известных грекам в VI в. до н. э.
Б.Н. Граков, Материалы…, №104; М.В. Скржинская. Герои киммерийских и скифских легенд, ВДИ, 1986, №4, стр. 84.
Треры (Τρηρες, Τραρες) – киммерийское племя. Страбон сообщает о вожде треров – Кобосе (κωβος). Л. А. Ельницкий высказывает предположение о генетическом родстве треров, скифов и траспиев-фракийцев.
Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 47-48; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, стр. 34.
**** Ну, а если ещё сюда добавить адыгское племя кемиргойцев, наступает полный аншлаг.....