sasha a писал(а):Отнюдь. Леонардо не был исключением, а скорее - правилом.
Самые знаменитые художники, архитекторы и ученые средневековья - все они обеспечивали мощь военного потенциала тех стран, на правителей которых они работали.
Московский Кремль - оборонительное сооружение - строил современник и брат по цеху Леонардо - Аристотель Фиорованти.
Дюрер - также авторитетнейший специалист своего времени в области строительства фортов и неприступных замков, а уж затем - выдающийся художник.
Западные мастера по литью колоколов или медных памятников - они же изготовители пушек.
Знаменитый Берингуччи испытывал на ртутных рудниках свойства пороха вовсе не для фейерверков, а для подрывных работ при осаде тех же самых неприступных фортов, которые строили Фиорованти и Дюрер.
Портреты особ королевской крови во дворцах - это идеология, подобно фото членов Политбюро в кабинете парторга.
Искусства ради искусства (за которое платит правящая верхушка) - не бывает в принципе. Политическая роль искусства - это вовсе не изобретение функционеров от соцреализма. Так было всегда. Ничто не ново под луной.
Все же примры не слишком убедительные, уважаемая Саша А., потому что тот же Фиорованти - это реинкарнация Леонардо (что, кстати, очень символично для русской культуры: Кремль построен "по заветам Леонардо", и его архитектурная форма почти тождественна Миланскому замку).