Хочу напомнить уважаемой публике ход битвы под Нарвой (19 ноября 1700 г.) И за основу предлагаю взять очень подробную статью А.Петрова «Нарвская операция». Тору она знакома. Там и численность шведов под Нарвой заметно больше - 25 тыс., а не 8 или 15 тыс. как у других авторов, и описание действий именно стрелецких полков там подается без каких-то эмоциональных обвинений. Для справки: у русских под Нарвой на момент сражения – 34 тыс., т.е. ненамного больше, чем у противника (по А.Петрову).
Диспозиция простая. На правом фланге русской армии стояли войска ген. Головина и ген.Бутурлина (всего 14 тыс. человек в том числе оба гвардейских полка). Причем Бутурлин, как кажется, подчинялся Головину. Дивизия кн. Трубецкого (два полка пехоты, пять полков стрельцов псковских и новгородских – до 6 тыс.) занимала центр. На левом фланге находилась дивизия ген. А.А.Вейде (шесть полков пехоты и один полк драгун – до 8 тыс.). И левее дивизии Вейде располагалась дворянская поместная конница графа Б.П.Шереметева ( 5 тыс. всадников).
Карл XII атаковал русские позиции одновременно двумя группировками на стыках центра (дивизия Трубецкого) с левым и правым флангами русских войск, имея целью рассечь армию противника на три части и разбить, в первую очередь, войска на обоих флангах. Кроме того, за русским правым флангом (т.е. за дивизией Головина) находился единственный мост на правый, восточный, берег Наровы – Карл это имел ввиду. Важная деталь: оба шведских атакующих соединения, рассекая русскую армию, вообще не трогают ее центр, но сразу разворачиваются против фланговых дивизий.
Итак, после артподготовки и прикрываясь метелью войска ген.Реншильда, действующие против правого русского фланга, в течение получаса прорывают позиции противника и начинают охватывать левый фланг дивизии Головина. Войска Головина, большинство из которых солдаты-новобранцы, не делают попыток задержать врага и спешно отступают к мосту через Нарову. Сумятицу среди них усиливают эскадроны шведской кавалерии, которые, пройдя через прорыв, уже действуют в тылу позиций головинской дивизии.
Тем временем, на левом русском фланге по точно такой же схеме через русские позиции прорываются шведские колонны ген.Веллинга и разворачиваются против дивизии Вейде.
А что происходит в центре, в дивизии Трубецкого, два солдатских и пять стрелецких полков которой никто не атакует? Как прямо пишет А.Петров уже в конце своей работы, войска кн.Трубецкого "бежали без сопротивления" все к тому же мосту, чтобы переправиться на восточный берег Наровы. Т.е. они двигались наперерез головинским солдатам. Все эти части теряют всякий порядок, как выразился автор статьи. На самом мосту возникает страшная давка и он обрушивается под тяжестью людей.
К этому моменту главнокомандующий русской армией герцог де Кроа с группой иностранных офицеров-наемников уже успевает сдаться в плен. Кажется, что ход сражения складывается как нельзя лучше для шведов. Но Преображенский и Семеновский полки занимают оборону среди построек артиллерийского парка армии, что вблизи переправы, и останавливают дальнейшее наступление шведов. К гвардейцам присоединяются и некоторые из частей, которые скопились у переправы. Надо полагать, что среди этих частей и был элитный Первый Московский выборный (он же Лефортов) полк, который Петр позже упомянет по итогам битвы наряду с обоими гвардейскими полками.
Карл XII лично водит своих солдат в атаку за атакой, но все они отбиваются с большими потерями для шведов. Однако едва ли не более неожиданными оказываются события на левом русском фланге: отрезанная от основных сил дивизия Адама Вейде отчаянно отбивается и останавливает наступление группы Веллинга. И это несмотря на то, что среди частей Веллинга лучшие пехотинцы Карла – все пять батальонов шведской гвардии.
Левее дивизии Вейде – напомню – расположены позиции дворянской поместной конницы. Вскоре после начала сражения войска Шереметева ощущают, что полки Вейде подаются в их сторону под натиском атакующих шведов. Конницу охватывает паника и она пытается спастись вплавь через Нарову. При этом и без всякого вмешательства противника гибнет около тысячи человек.
В течение наступившей ночи командиры войск, которые отбили атаки шведов, договариваются с Карлом на различных условиях о свободном пропуске на восточный берег Наровы и шведы помогают русским восстановить рухнувший мост. Это вкратце весь ход битвы при Нарве.
Каковы же могли быть впечатления Петра по итогам сражения под тем углом зрения, который нас интересует? Отлично показала себя гвардия и царь также отметил Лефортов полк. Кроме того, очень достойно выглядели солдаты и драгуны дивизии Вейде. Всё это – полки нового строя. А что же полки "старого" строя?
Ни стрельцов Трубецкого, ни поместную конницу Шереметева никто не атаковывал. Но и те, и другие бежали с поля боя.
Удивился ли этому Петр? Думаю, что не очень, так как наверняка помнил и Новый Иерусалим, и проблемы под Азовом. Прибавим к этому неоднократные бунты стрельцов – и об этом царь уж точно не забывал. По всему выходило, что стрелецкое войско и политически неблагонадежно, и в военном отношении слабее, чем полки нового строя (при условии, что эти полки хорошо подготовлены). Вывод: постепенно избавляться от стрелецких полков на западном ТВД, переформировывая их в регулярные, что царь, в основном, и осуществил в первое десятилетие XVIII в., в 1706 г. и позже.
Петров А. "Нарвская операция" :
http://mikv1.narod.ru/text/PetrovVS1872.htm