Манна и Маннеи

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Манна и Маннеи

Сообщение shahxatai » 25 авг 2010, 11:52

Государство Манна

Территория к югу от оз. Урмия, где сложилось ядро Маннейского царства, первоначально носила название Замуа (Внутренняя). По мнению Г.А.Меликишвили, она представляла собою «местное нвазвание «одного из луллубейских племен, выдвинувшегося среди них в IX в. до н.э. и захватившего гегемонию среди луллбеев
Первое объединение земель Замуа датируется 881-800 гг. до н.э., во главе которого становятся сначала Нур-Адад и Амека. Им приходится вести неравную, но упорную борьбу против войск ассирийского царя Ашурнасирпала II. Последнему удалось захватить и присоединить к Ассирии часть земель Замуа, а остальную часть они назвали Внутренней Замуа .При царствовании Салманасара III (868-825 гг. до н.э.) ассирийцы повели борьбу и против правителей Внутреннего Замуа Никидима и Никдиара, а при царе Шамшиададе V (823-810 гг. до н.э.) против сына Никдиара Шарсины и захватили 300 поселений последнего.

В ассирийских источниках IX в. мы встречаем название и других областей указанной территории, в
частности самой Манны. Так, например, описывая свой поход в 843 г. до н.э. , Салманасар III сообщает, что ,
захватив поселения во Внутренней Замуа, он дошёл до страны Манна. Последняя упоминается во время поход
Салманасара III в 829 г. до н.э. Со времен этого же ассирийского царя в источниках появляются имя маннейского царя Удаки, а такжe название столицы царства Манны Зирта, несколько позже Изирту.

В «Летописях ассирийского царя Шамшиадада», помимо Манны, мы встречаем названия также двух других областей указанного района — Парсуа и Гизильбунда .В «Летописях Ададнерари III (812—783 гг. до н. э.) и Саргона II (722—705 до н. э.)»,помимо названия страны Гизильбунды, параллельно отмечаются этнонимы «маннеи»и «мидяне». Несколько раз название Манны упоминается и в письме Белушезиба царю Асархаддону
Вместе с тем в VIII—VII вв. до н. э. на указанной территории «мы видим уже Маннейское царство, в источниках уже нет упоминания «Замуа», в связи с этой территорией» Подавляющая часть ее «в это время оказывается включенной в состав Маннейского царства» . В ассирийских источниках название Манна «с самого начала выступает как название одного определенного политического формирования в то время как по происхождению термин, вероятно, являлся этническим названием» . В состав царства Манны входила страна Суби,которая «рассматривалась среди урартийцев территорией Манны именно по этническому признаку» . Периферийной областью Маннейского царства становится обширная область Миси . К востоку от Манны была расположена область Гизильбунда, «которая находилась между Манной и страной мидийцев» , или, как говорится в источнике, «страной могучих мидийцев».

К северу от Гизильбунды Манна соприкасалась с областью Зикирту, с которой непосредственно граничила Уишдиш, находившаяся юго-западнее современного Тебриза . Из всего сказанного ясно видно, что в территориальном отношении Манна была расположена между Урарту на западе Ассирией на юго-западе, Загроэламским миром на юге и мидянами на юго-востоке. Следует подчеркнуть, что из этих четырех миров, лишь Загроэламский мир являлся родственным Манне. В борьбе с Ассирией и Урарту Манна то ослабевала, то усиливалась, превращаясь в значительную военно-политическую силу. «В IX—VIII вв. до н. э., — пишет Г. А. Меликишвили, — Маннейское царство представляло самое значительное политическое объединение после Урарту среди «стран Наири», а начиная с конца VIII в., когда Урарту значительно ослабла, Манна, возможно, становится самой значительной силой в области Наири» [414, с. 41]. В этом концен- трированном определении мощи Маннейского царства трудно согласиться лишь с тем, что Манна принадлежала «стране Наири» или «области Наири», так как этот термин в широком смысле относится к территории, населенной хурритами, а в узком смысле урартами. Между тем, как мы видели выше, сам Г. А. Меликишвили отмечал лишь влияние хурритов на территории Манны, но отвергал административное подчинение ее земель и насельников Хурритскому царству. Возвышение и падение Маннейского царства теснo были связаны с действиями существовавших вокруг нее государственных образований —Ассирии, Урарту, Ново-Вавилонского царства и Мидийского союза.
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Манна и Маннеи

Сообщение shahxatai » 25 авг 2010, 11:52

В первой половине IX в. до н. э. произошло второе возвышение Ассирийской державы. Одновременно начались и новые походы ассирийских царей на земли соседних народов, в том числе и на территорию Манны.
В частности, в 835 г. до н. э. ассирийский царь Салманасал III предпринял поход против Мидийского племенного союза, а в следующем 834 г. до н. э. — против государства Урарту. Во время его похода в 829 г. до н. э. среди стран, подвергшихся опустошению, значились также Манна [338, с. 58].
Однако маннейский царь Уалки не покорился ассирийцам, и, оставив свой «царский город» Изирту,удалился в горы [414,с. 46]. К концу IX в. до н. э. Ассирия ослабла, и ее походы в соседние области и государства временно прекратились. Этим воспользовались цари Манны, которым удалось «присоединить к своему царству многие племена и создать крупное объединение. Это усиление царства Манны — Изирту произошло, очевидно, на рубеже IX—VIII вв. до н. э., что находит свое выражение в том, что Манна выходила на передний план среди приурмийских стран в ассирийских и урартских источниках»
[415, с. 239]. Приведя рядконкретных материалов из урартских источников об успешной борьбе маннейцев
против нашествий на их страну царей Урарту, Г. А. Меликишвили пишет: «Таким образом, можно констатировать, что урартийцы на рубеже IX—VIII вв. до н. э. теряют ряд завоеванных ими позиций в Приурмийском районе под натиском Маннейского царства, ставшего к этому времени могущественным политическим образованием, охватывающим обширное пространство к югу и востоку от Урмийского озера»
[415, с. 240] (подчеркнуто нами. — А. С.).
Таким образом, Манна значительно укрепила свои позиции и стала довольно сильным государством.«К 720 г., — отмечает И. М. Дьяконов, — политическое положение в стране было таково: крайний север (за оз.Урмия) был, по- видимому, занят Урарту. Почти вся остальная территория нынешнего Иранского Азербайджана находилась прямо или косвенно под властью Иранзу, царя Манны, но на периферии этого царства находились владения полунезависимых правителей, представляющих опасность для существования

Маннейского царства. Это были подчиненные Манне царства: Уишдиш (приблизительно в районе совр.
Мараги), Зикирту (приблизительно в районе совр. Миане — Ардебиля), Андия (в нижней части р. Кызыл узен
— Сефидруд) и т. д.» [415, с. 242 ].

В целом «в VII в. до н. э, Маннейское царство является могучим государством, территория которого простирается по крайней мере от верховьев р. Диалы (на юге) в северном направлении до северного побережья Урмийского озера. О большом значении Маннейского царства в эту эпоху (VII в. до н. э.) говорит, междупрочим, и упоминание его в Библии (рядом с царствами Арарат (Урарту), Ашкеназа (скифов) и мидийцев»
[415, с. 301 ]. Опираясь на свои собственные силы и на союз со скифами-ашкуза, маннейский царь Ахсери повел успешную борьбу против Ассирии и ему удалось захватить определенную территорию у последней.
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Манна и Маннеи

Сообщение shahxatai » 25 авг 2010, 11:53

В ответ на это ассирийский царь Ашшурбанапал (668—633 гг.) совершил успешный поход в Манну, захватил
многие ее крепости, подверг разрушению и предал огню столицу государства гор. Изирту [415, с. 303]. Этим
поражением воспользовались определенные круги в Манне, подняли мятеж, убили царя Ахсери и посадили на
маннейский престол его сына Уалли, который вынужден был покориться ассирийцам. В дальнейшем эта
покорность переходит в союз, в связи с изменившимся соотношением сил между государствами Передней
Азии. С середины VII в. до н. э. вновь началось падение Ассирии. В 653—652 гг. до н. э. Вавилония восстала
против господства Ассирии, к ней примкнул также ряд других народов, в частности мидяне. Последних
удалось усмирить руками скифов-ашкуза, обитавших на территории Азербайджана и состоявших в союзе с
Манной. С этого времени в течение 28 лет (653—625 гг. до н. э.), мидяне оставались под властью скифов.
Однако, воспользовавшись тем, что в. 626 г. до н. э. Вавилония освободилась из-под власти Ассирии, и там
образовалось Ново-Вавилонское Царство, мидяне в 625 г: до н. э. восстали против скифов и создали свое
государство во главе с Киаксаром. Подобный ход событий сильно ухудшил положение Маннейского царства,
которому непосредственно начало угрожать только что возникшее Мидийское государство. Таким образом, в
последней четверти VII в. до н. э. Мидия и Вавилония выдвигаются как наиболее могущественные державы.
«Под влиянием этих событий, — говорит Г. А. Меликишвили, — правители ряда древневосточных стран резко
меняют свое отношение к Ассирии и спешат прийти ей на помощь. Помогают Ассирии египтяне, помогают
маннейцы, а также, по всей вероятности, и урартийцы. Для двух последних чрезмерно усилившаяся к этому
времени соседняя Мидийская держава становится наиболее опасным врагом, поэтому вполне понятно, что они
оказываются среди союзников Ассирии против Мидии и Вавилонии» [415, с. 318] (подчеркнуто нами. — А.
С.).
Весной 616 г. вавилонский царь Набопаласар (626—604 гг. до н. э.) направил свои войска вверх по
Евфрату, узнал, что «ассирийцы заняли позиции у Каблина, — вероятно, несколько ниже впадения в Евфрат р.
Хабур, и вместе с ними находятся маннейские войска. 12 оба (около начала августа) произошла решительная битва, которая привела к поражению ассирийцев и пленению маннеев и ассирийских военачальников» [257, с.
303—304]. По сему случаю в источнике «Хроника Гэдца» относительно этой победы Набопаласара говорится
следующее: «Войско Ассирии было им разбито и большое поражение нанес он Ассирии, добычу их он
захватил во множестве. Маннейцы, пришедшие им (т. е. асси-рийцам. — Г. М.) на помощь, и вельможи
Ассирии были схвачены. Тогда же он захватил Каблин» [415, с. 318]. Разгром маннейских войск под Каблином
оголил границы Манны, чем не преминули быстро воспользоваться мидяне. И Манна, «очевидно, одной из
первых становится жертвой Мидии, и в эти же годы попадает в состав Мидийского царства» [415, с. 319]
(подчеркнуто нами. — Д. С.). Киаксар подчинил Мидии и другое государственное образование на территории
северной части Азербайджана — Скифское царство. С 626 г., когда мидянам удалось сбросить с себя власть
скифов, часть последних вернулась на Северный Кавказ, а оставшаяся часть подчинилась Киаксару после
захвата им Манны, примерно в 611 г. Затем «после 593 г. произошел конфликт между скифскими вождями и
Киаксаром, приведший к полной ликвидации зависимого «Скифского царства»
Источник://А.С.Сумбатзаде:Азербайджанцы этногенез и формирования народа,Баку,Элм-1989//
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Манна и Маннеи

Сообщение shahxatai » 25 авг 2010, 11:53

2. Этнический состав и язык населения Манны

Все советские историки — И. М. Дьяконов, Г. А. Меликишвили, И. Г. Алиев, С. М. Кашкай — отмечают многочисленность населения Манны, высокое развитие в последней экономики и культуры, глубоко зашедшую социально-классовую дифференциацию, наличие в ней наследственной царской власти. Так, например, С. М. Кашкай, пишет, что в Манне существовали города, обнесенные крепостными стенами, дворцовые и общественные сооружения, ремесленные кварталы [338, с. 51—53]. По мнению Г. А. Меликишвили, «в хозяйственном отношении народ Манны стоял на довольно высокой ступени развития» [414, с. 68—69]. Он также считает, что «процесс классовой дифференциации маннейского населения в эпоху, засвидетельствованную ассирийским и урартским источниками, продвинулся уже далеко вперед» [414, с. 72].
Признаком устойчивости Маннейского государства является и факт существования в нем наследственной царской власти [338,с. 59]. Маннейское царство, разумеется, возникло не сразу, а в результате, видимо, длительного общественно-политического развития его древних поселенцев — кутиев и луллубеев. «Манна была, — справедливо отмечает И. Алиев, — прямой наследницей кутийско- луллубейских племенных союзов, существовавших в этих областях в III—II тысячелетиях до н. э.» [46, с. 176]. Кутийско-луллубейским оставался этнос Манны и на рубеже второго—первого тысячелетий до н. э., а также в период существования
Маннейского царства (IX—VII вв. до н. э.). Такое же положение мы наблюдаем и в области топонимики. «Огромное большинство маннейских местностей, — пишет Г. А. Меликишвили, — не является ни иранским, ни семитским, а носит «азианический облик» [414, с. 60]. По мере политической консолидации Манны, в ней, по словам И. Алиева наблюдаются «признаки этнической консолидации, выражающейся в появлении этнического самосознания». Так, например, маннейский царь печется не просто об отвоевании захваченных урартским царем земель, но и о том, чтобы «...рассеянные маннеи (подчеркнуто нами. — А. С.) были возвращены на место» [46, с. 202]. Последние слова нами подчеркнуты потому, что «часто можно встретить мнение, — считает Г. А. Меликишвили, — что народ Манны — иранское племя, что маннейцы родственны мидийцам и т. п. Это ошибочное положение (подчеркнуто нами. — А. С.) основано на нескольких именах лиц, имеющих отношение к Манне» [414, с. 60]. Среди наместников маннейских царей отмечаются всего два таких имени: Багдатти и Дайаукку. Во-первых, оба этих наместника были «правителями периферийных областей страны Манны и враждебно настроены против царского дома» [414, с. 60], во-вторых, «имя одного из этих двух правителей, а именно Оашки, по-видимому, не является иранским; здесь перед нами широко
распространное хурритское имя ТашЫ» [414, с. 60]. Кроме того, наличие одного, двух или даже нескольких имен иранского происхождения среди высокопоставленных лиц маннейской администрации в этот период еще ничего не говорит о каком-либо процессе иранизации автохтонного луллубейско-кутийского населения страны.
Самое крайнее, что можно допускать по данному вопросу в период существования самостоятельного, притом довольно сильного Маннейского царства, по мнению Г. А. Меликишвили, это следующее: «Возможно, что в состав Маннейского царства временами попадали те или иные иранские племена. Несомненно, что во всяком случае в VIII—VII вв. «азианическое» население Манны окружено (особенно с юга и востока) иранскими племенами. Население страны Манны, вне всякого сомнения, находилось в интенсивных сношениях с этими соседними иранскими племенами; часто имели место, вероятно, и военные столкновения между ними, что приводило временами к политическому подчинению то одной, то другой стороны. Этими и многими другими путями открывалась дорога не только разным влияниям, но также для этническогосмешения» [414, с. 60—61].
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Манна и Маннеи

Сообщение shahxatai » 25 авг 2010, 11:54

Аналогичного взгляда придерживается и И. М. Дьяконов:«Этнический состав населения Мидии, по крайней мере западной, для этого времени нам достаточно ясен. Хотя отдельные этнические термины могли изменяться, но у нас нет данных о значительных перемещениях этнических масс, и мы имеем право считать состав населения в целом неизмененными с III по начало I тысячелетия. Это население на всем протяжении от района оз. Урмия (включая, вероятно, отдельные этнические островки по направлению к оз. Ван) до верховьев Диалы было кутийско луллубейским, причем, вероятно, луллубеи располагались полосой в более западных, а кутии — в более восточных районах. В качестве третьего этнического элемента можно предполагать на той же приблизительно территории мехранцев. Юго-западные районы — верховья Диалы и верховья Керхи были заняты касситским этническим элементом. К касситско-эламской группе принадлежали, вероятно, и обитатели приморской полосы, которых античные авторы позже именовали каспиями и др.» [46, с. 137—138]
(подчеркнуто нами.- А. С.).
И далее, относительно периода IX—VII вв. до н. э., т. е. времени существования Маннейского государства, он продолжает:«Районы нынешнего Иранского Азербайджана и Иранского Курдистана в течение IX—VII вв. до н. э. оставались по языку не иранскими, а луллубейско-кутийскими и тому подобными, лишь Восток, Мидии, район нынешних Тегерана и Исфахана был уже полностью охвачен иранским языковым элементом, занесенным коневодческими племенами из Средней Азии» [257, с. 151].
Итак, два этноса — местный кутийско-луллубейский на территории Манны и мидийский на территории Мидии, с двумя разными языками — кутийско-луллубейским и явно мидийско-иранским в Мидии. Более того, по мнению И. М. Дьяконова, «не только на территориях Манны, Парсуа и смежных с ними, но и на территории собственно Маdai — Мидийского племенного союза еще в середине VIII в. иранский язык не безраздельно господствовал, во всяком случае не имел распространения в I—VII районах по нашей классификации» [257, с. 203]. Здесь автор имеет в виду пункт 5 вводной части своего труда — «географические условия» [257,с. 82—94] и карту, составленную им самим и помещенную там же. При внимательном рассмотрении этой карты не трудно видеть,что в черту 1-VII районов, где в середине VIII в. до н. э. «иранский язык не имел распространения, целиком и полностью входит и вся территория Иранского Азербайджана»
(подчеркнуто нами.— Л. С.) [257, с. 89].
И. Г. Алиев, имея в виду этнический состав населения основного очага Манны Приурмийского района, пишет: «Судя по всему в указанном районе Иранского Азербайджана, являвшим собою основную кутийско lуllубейскую область, а по началу, очевидно -коренную кутийскую или кутийско-хурритскую, несмотря на наличие уже по крайней мере с VIII в. до н. э. отдельных (по-видимому, небольших) групп индоевропейских поселенцев, главным этноязычным массивом местами вплоть до позднеантичного времени оставался местный автохтонный элемент» [46, с. 1061 (подчеркнуто нами. — Д. С.).
О расово-антроподогической устойчивости последнего например, свидетельствуют скульптурные изображения, сохранившиеся с тех далеких времен. Показательным в этом отношении являются бронзовая скульптурная голова, изображающая кутийского царя(?) конца третьего тысячелетия до н. э.; архаическая, бронзовая скульптурная голова предположительно из гор. Садмас Южного Азербайджана и скальный рельеф Лиширпир'ини из Шейх-хана в районе верховьев р. Диады, опять-таки из Южного Азербайджана, приведенные в книге И. М. Дьяконова. Весьма примечательным является тот факт, что французский антрополог Э. Т. Ами «сравнивает с ним антропологический тип, засвидетельствованный в настоящее время среди азербайджанцев района Шушы» [257с. 112—116). - '
В заключение хотелось бы отметить, что в отличие от мидян «у маинеев имелась своя письменность, по всей вероятности восходящая к урартской» [256, с. 231 ]. Основанием для подобного утверждения, в частности, является тот факт, что в письме к Асархаддону говорится: «Писец манией запишет данные перебежчиков из Мидии и из страны Маннеев» [256, с. 231] (подчеркнуто нами. – А.С.).

Источник://А.С.Сумбатзаде:Азербайджанцы этногенез и формирования народа,Баку,Элм-1989//
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32