Контакты Египта и Месопотамии?

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 27 авг 2010, 16:21

Обратил внимание на схожесть артефактов.




ПАЛЕТКА НАРМЕРА. Древний Египетъ. I династия. Ок 3000 г. до Р.Х. Оригинал: сланец. Каир, Египетский музей. Выс. 20 см

Изображение


The Hierakonpolis Palette (Little Hieraconpolis, Two Dogs, Oxford, Ashmolean Palette) Ashmolean Mus. E 3924 Hierakonpolis - h. 42,5 cm (x 22) (schist)

Изображение

Цилиндрическая печать, Месопотамия, Период Урука (4100 до Р.Х. - 3000 до Р.Х.). Cylinder_seal_lions_Louvre_MNB1167

Изображение

Как можно это объяснить?
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Analogopotom » 27 авг 2010, 18:51

Б. Меню «Рамсес II. Царь царей»
О палетке Намера
На лицевой стороне плиты Нармера изображена управленческая и ритуальная деятельность фараона. Царь, увенчанный «красной» короной, неизменно держит в руке скипетр-хега, знак власти. Четыре штандартоносца(рисунок на предыдущей странице), возглавляющие царскую процессию, несут на древках четыре символа царя и его власти (цифра четыре соответствует четырем сторонам света): царская плацента, то есть воплощение царя до его рождения (считалось, что место его рождения находится на востоке); собака Хенталинту, божество, охранявшее восточные некрополи, то есть воплощение мертвого, обожествленного царя (который заканчивает свою земную жизнь на западе, как солнце); и два сокола, символы царской власти над Верхним и Нижним Египтом (на юге и на севере). Таким образом, можно сделать вывод о том, что власть фараона, связанная с силами природы и двумя символическими осями, которые определяют подвластную ему территорию: осью движения солнца с востока на запад (от зародыша к вечной жизни) и направлением течения Нила с юга на север (то есть над Нижним и Верхним Египтом), абсолютна. Штандартоносцы показывают границы владений и одновременно несут символы вечности царской власти. На обратной стороне плиты Нармера царь изображен как воин, поражающий своих врагов. Этот сюжет будет многократно повторен всеми последующими фараонами и, в особенности, Рамсесом II. Царь изображен в «белой» короне со скипетром-секхем, символом мощи. Им он отгоняет исфет, или силы зла (врагов, нищету, хаос и несправедливость). Знаком своей власти, хега, он привлекает в свою страну маат, то есть победу, процветание, порядок и справедливость, которой противопоставляется исфет. Этот постулат будет развит и повторен с бесконечными вариациями в официальных документах всех последующих фараонов, в особенности Рамсеса II.


«ОКО ХОРА»: СИМВОЛИКА ГЛАЗА В ДОДИНАСТИЧЕСКОМ ЕГИПТЕ
Вестник Древней истории», №4, 1996 г.
Т.А. Шеркова

http://egyptiaca.narod.ru/articles/hr_eye/hr_eye.htm
При реконструкции представлений важно прочтение не только каждого отдельного изображения, но и их серии, что возможно благодаря устойчивости значений изобразительных элементов, составляющих изобразительные тексты, характеризующиеся внешним сходством. В нашем случае такую серию представляют церемониальные палетки, анализируемые с точки зрения отражения в них представлений о небесном глазе - солнце. Собственно говоря, установленная их связь с туалетными палетками с их солярной символикой не только делает правомерным такой анализ, но открывает перспективу для интерпретации изображаемого на церемониальных палетках как варианта мифа о небесном глазе - солнце.

Итак, на наш взгляд, центральное кольцо, расположенное в центре реверса, является наиболее значимым знаком в системе всех элементов и служит доминантой в композиции, так как занимает позицию главного сакрального объекта, «притягивающего» к себе прочие, периферийные знаки. Кольцо, организующее таким образом пространство, является его центром в горизонтальном и вертикальном членении космоса. Слева и справа от него расположены одни и те же персонажи. Это пары фантастических существ с длинными змеевидными шеями, разделяющими голову и туловище кошачьего хищника, названных Ф. Питри серпопардами, пары шакалов (или собак), изображенных в виде плоских скульптурок на целой серии церемониальных палеток (табл. II, 2; V, 1. 2). Над кольцом расположена птица, травоядное (табл. II, 2; III, 2, 4, V, 7), под кольцом - серпопарды и шакалы (табл. III, 2; V, 1). На «Луврской» палетке четко прослеживается разделение на персонажи, причастные к космическому верху и низу. Это птица и под ней лев, находящиеся выше кольца, и серпопард - под ним. Вместе с тем направление движения льва и серпопарда создает иллюзию их вращения вокруг кольца друг за другом, в результате которого они меняются местами в замкнутом пространстве, ограниченном двумя парами шакалов (табл. III, 2).

Центрической композиции на реверсе церемониальных палеток соответствует вертикальная осевая на аверсе, которая также структурирует пространство по горизонтали и вертикали. На некоторых палетках, композиция которых построена по принципу зеркальной симметрии, вертикальной осью является пальма, фланкированная парой жирафов (табл. III, 1, 5; IV, 1). Верх передан листьями и плодами пальмы, а также копытным; низ - ее корнями. Структурное единство композиций реверса и аверса на «Оксфордской палетке» передано таким образом, что шестикратно изогнутым шеям серпопардов на реверсе соответствует шестиколенный зигзаг, образованный размещением пар (хищник-травоядное) животных (табл. II).

Таким образом, четкость построения и единство композиций на аверсе и реверсе, выделение центрального элемента, вокруг которого сконцентрированы остальные, устойчивость местоположения определенных персонажей, число которых невелико, применение единых художественных приемов, однородность стилистики - все это свидетельствует о том, что на церемониальных палетках воплощены важные представления. Связь церемониальных палеток с туалетными, причастными к ритуалу окрашивания глаз, с одной стороны, и отождествление глаза и солнца - с другой, не позволяют сомневаться в том, что изображения на церемониальных палетках имеют отношения к представлениям о небесном глазе - солнце. Этот образ символизирован центральным кольцом (для реального или символического растирания краски, которой обводились глаза), занимающим место сакрального объекта, а также непосредствен ной близостью к нему воплощений солярной богини в обличье птицы, помещенной над кольцом, и змеи, которая на палетке из музея Метрополитен, свернувшись, обра зует его (табл. V, 1). Этот образ позднее стал олицетворять упорядоченный космос, выделившийся из первобытного хаоса, однако истоки его уходят в додинастическое время. На этой палетке образ свернувшейся в кольцо змеи вполне может трактоваться как наиболее раннее изображение богини Уаджет или царского Урея, тем более что над центральным кольцом, образованным свернувшейся в кольцо змеей, на знаке srh возвышается царский сокол Хор безымянного царя (табл. I, 36). А это в свою очередь позволяет говорить о том, что на данной палетке изобразительными средствами передан миф о глазе Хора. Конечно же, никакого повествования, развития действия здесь не представлено. Миф находится вне изображения, однако на его существование указывают образы божественного сокола Хора, земным воплощением которого мыслился царь, и Ока Хора, символизирующего его власть в Египте.

Аналогичным образом можно объяснить символическое изображение на палетке Нармера, где центральное кольцо образовано переплетенными шеями серпопардов (табл. I, 41; VI, 2), включающих в себя образ змеи и львицы. Приведенные примеры демонстрируют тесную связь между представлениями о небесном глазе, охраняемом (буквально - окруженном) змеей, и ритуальным окрашиванием глаз в значении очерчивания магического, защитного круга зеленой краской, укорененными в эпоху первобытности, в которой формировались образы, пришедшие в последующую затем эпоху сложения государства и ставшие причастными к фигуре социального лидера. Так формировался образ Ока Хора, отражавший представления о царской власти через сложные процессы мифотворчества, создавшего образ небесного глаза богини в различных обличьях. Новая эпоха порождала и новые воплощения, однако на основе уже существовавших. Стали популярными фантастические животные, в том числе серпопард, как говорилось, сочетающий в себе образы змеи и льва (или львицы). Двойственная природа этого существа - небесная и хтоническая - показаны на палетках путем размещения его фигур под кольцом, змеевидных шей - по сторонам от него и голов - над ним (табл. II, 2; III, 4; V, 1; VI, 2). Амбивалентность образа особенно хорошо «просматривается» на описанной выше Луврской палетке (табл. III, 2),: где, кроме того, усматривается отождествление серпопарда со львом. Можно сказать, что в период поздней додинастики уже существовал образ богини в обличье льва, которая в письменной традиции была возлюбленной дочерью Ра, выступая под различными именами: Сехмет, Тефнут, Урея, Маат, наконец Ока Ра.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Analogopotom » 27 авг 2010, 20:48

Ян Шоу, «Палетка Нармера». Статья есть в сети, но у меня ссылка не открывается.

На лицевой стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Изображение симметрично расположенных пар «укрощённых» зверей, по всей вероятности, было заимствовано из иконографии раннего периода развития Месопотамии, возможно иконографии Элама. Данные изображения могли иметь вполне конкретное значение и символизировать насильственное объединение двух частей страны. Это одна из основных тем египетского искусства и литературы на протяжении всего периода правления фараонов.



Дим, надо было тему открывать в «Древнем Египте». Туда хоть Менефон заходит.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 28 авг 2010, 12:03

Цитируется по книге: Шоу Я. Древний Египет. / пер. с англ. И. Сергеевой. - М.: АСТ, Астрель, 2006. СС. 13, 16 - 21, 176

В 1898 г. британские египтологи Джеймс Кьюбелл и Фредерик Грин нашли в руинах раннего дворца в древнем городе Иераконполь в Верхнем Египте плитку зеленовато-сероватого камня, похожего на сланец. Эта находка не произвела такого фурора, как произошедшее 24 года спустя обнаружение усыпальницы Тутанхамона, но учёные сразу же поняли всю важность этого небольшого предмета. Подобно Розеттскому камню эта плитка - палетка Нармера - могла иметь чрезвычайно важные последствия для изучения Древнего Египта. Следующие 100 лет или около того содержание палетки будет интерпретироваться египтологами, стремящимися найти ответ на многочисленные вопросы: от политических истоков и предпосылок возникновения египетского государства до природы египетского искусства и письменности:
Палетка является одним из первых экспонатов, предстающих перед посетителями Египетского музея в Каире. Этот предмет в форме щита высотой 63 см вырезан из зеленоватого камня и покрыт с обеих сторон барельефами. Он обычно датируется последним веком IV тыс. до н.э. На лицевой стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Изображение симметрично расположенных пар «укрощённых» зверей, по всей вероятности, было заимствовано из иконографии раннего периода развития Месопотамии, возможно иконографии Элама. Данные изображения могли иметь вполне конкретное значение и символизировать насильственное объединение двух частей страны. Это одна из основных тем египетского искусства и литературы на протяжении всего периода правления фараонов.

Круг, образованный сплетёнными шеями серпопардов, искусно обрамляет небольшое углубление, или тарелочку, для растирания красок для декоративной росписи глаз (первоначально подобные палетки служили именно для этого). Но остаётся неясным, использовался ли когда-нибудь такой важный церемониальный предмет, как палетка Нармера, с данной целью. Вполне вероятно, что значение подобных ритуальных предметов выходило за рамки ранее определённого практического применения, поскольку исполняли роль подношений в храме Иераконполя. На другой церемониальной дощечке, сходной по типу, круглое углубление производит нежелательный эффект. Оно прерывает ровное изображение - сравните, например, «палетку Двух собак», также найденную Кьюбеллом и Грином в Иераконполе, на которой снова можно видеть двух длинношеих львов на лицевой стороне на переднем плане, но углубление просто расположено между шеями, а не создаётся ими (или «палетка Бабочки» с углублением, прерывающим изображение чреды пленников).

В верхнем регистре на фронтальной стороне палетки, над серпопардами, художник изобразил шагающую фигуру бородатого человека - правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке серех, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер. Он изображён в так называемой 'красной короне', впервые появившейся на глиняном черепке, относящемся к периоду Накада I (4000 - 3500), и считавшейся символом власти над Нижним Египтом (однако неизвестно, когда эта версия получила развитие: в период Накада I или Нармера). В руках у него жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.

Фараон участвует в процессии вместе с шестью другими людьми, среди которых выделяются две фигуры вдвое ниже него; на палетке они изображены спереди и позади фараона, а в реальности, возможно, они шли по обе стороны от него. Оба мужчины чисто выбриты, они, очевидно, занимают высокое социальное положение и являются высшими чиновниками. Тот из них, который изображён слева, несомненно, носитель царской обуви; в одной руке он несёт пару сандалий, а в другой маленький сосуд. У него на шее нагрудное украшение или, возможно, царская печать. Одиночный иероглиф в квадратной рамке, помещённый над его головой, может обозначать тростниковый плот (в данном контексте значение его непонятно). Фонетически оно может читаться как «дб». Перед ним также расположены два других знака, вероятно, это наложенные друг на друга розетка и знак «хм», позднее имевший различные значения, в том числе и «слуга». Фигура чиновника справа несколько больше. Он изображён в парике и одеянии из шкуры леопарда; с его шеи свисают письменные принадлежности. Два иероглифа над его головой читаются как «тт», - вероятно, это ранняя версия слова «визирь».

Фараон и эти два чиновника вместе с четырьмя носильщиками - фигурами меньшего размера (все, кроме одного, изображены с бородами), очевидно, осматривают обезглавленные тела десяти врагов с головами между ног, расположенные в правой части палетки; предположительно они погибли в битве или были ритуально казнены. Четыре штандарта увенчаны символами или тотемами, известными по более поздним периодам, - двумя соколами, одним шакалом (возможно, это бог Упуаут) и странным шарообразным предметом, - «сдсд», или царской плацентой. Эти штандарты, вместе взятые, образуют группу, которая позднее была названа «последователи бога Гора» (или «боги, следовавшие за Гором») и связывалась с празднованием юбилея фараона или с его погребением. Над обезглавленными телами расположены четыре символических знака или изображения: дверь, сокол, лодка с носом и кормой и сокол, держащий гарпун.

На обратной стороне палетки изображён шагающий фараон Нармер, гораздо большего размера, в «белой короне» Верхнего Египта, в той же самой тунике, завязанной через левое плечо, со свисающим с талии бычьим хвостом. На этот раз его сопровождает только носильщик сандалий (стоящий за ним или сбоку). Фараон поднял над головой грушевидный жезл, которым он собирается поразить иноземца. Жезл он держит несколько неуклюже, гораздо выше рукояти. Носильщик сандалий снова изображён вдвое меньшим, чем фараон (хотя благодаря короне тот и так возвышается над остальными персонажами сцены). И снова над головой носильщика оказывается розетка и знаки «хм». Фараон держит пленного (чертами напоминающего скорее ливийца или азиата) за волосы. Справа от головы поверженного врага можно разглядеть два небольших знака. Большинство египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» (в') и «озеро» (с), которые также можно было фонетически прочесть как иностранное слово «Вош» или отнести к кому-то, чьё имя, титул или место рождения могли читаться как «Гарпун» (озеро). Похоже, что сокол с гарпуном в лапе, фигурирующий среди таинственных знаков над обезглавленными телами на лицевой стороне палетки (см. выше), одновременно воплощает идею победы фараона в образе Гора-сокола над «Вош» / Гарпуном.

Напротив фараона, над головой его противника, бог-сокол Гор сжимает верёвку, привязанную к носу схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса; по мнению учёных, это можно интерпретировать как загадку (ребус) о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000; это обозначение сохранилось и в династический период истории Египта. Однако эти растения можно рассматривать и как намёк на родину пленника - местность в северной части Египта, изобиловавшую папирусом. Вполне возможно, что знаки «гарпун» и «озеро» на самом деле относятся к пленному, захваченному фараоном, или же к тому, кого держит сокол; возможно, это символические изображения одного и того же человека / народа.

В самой нижней секции этой стороны палетки находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могли бы быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами. Слева от лица каждого из них расположены знаки; тела мужчин повёрнуты таким образом, что их лица обращены влево, в том же самом направлении, что лица двоих пленных, изображённых выше (и в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий).

Внешний вид и очень сложное содержание декоративных элементов - надписей и символов - палетки являются предметом постоянных споров с самого момента их обнаружения. Стиль изображения и идентификация фараона как Нармера показывает, что палетка была создана в конце IV тыс. до н.э., когда начали формироваться многие важнейшие черты египетской культуры. Палетке присущи специфические признаки искусства династического периода, такие как расположение сцен по горизонтальным регистрам, полусхематическое изображение людей и животных, комбинирование фронтальных и боковых элементов, разномасштабность фигур.

Изучавший палетку канадский археолог Брюс Триггер указывает, что специфическая «египетскость» сцены поражения врага уравновешивается различными аспектами иконографии, которая кажется универсальной. Указывая на очевидный контраст между тщательно изображёнными регалиями фараона и обнажённостью жертвы, он ссылается на Победную стелу Эанатума (около 2560 г. до н.э.), на которой бог Нингирсу занёс булаву над группой пойманных в сеть обнажённых врагов. Он также ссылается на обычай североамериканских индейцев ирокезов отбирать часть одежды и украшений у захваченных воинов, а также аккадские изображения «обнажённых, скованных пленных». Он приводит неожиданную параллель с майяской сценой на дверной перемычке в Йашчилане, изображающей правителя, названного Птица-Ягуар, берущего в плен двух врагов (около 755 г. н.э.). Богато одетые, ликующие, празднующие победу майя контрастируют с полуобнажёнными поверженными правителями, одного из них воин держит за волосы. Триггер делает следующее заключение:

Хотя сцена, изображённая на палетке Нармера, не обязательно посвящена захвату противника в битве, но тесная психологическая связь между этими двумя изображениями вполне очевидна, вопреки тому, что сделаны они были представителями разных культур в разные эпохи и в разных полушариях Земли1

Этот комментарий может быть применён в некотором отношении и к египетской культуре вцелом; мы постоянно меняем своё мнение, то начиная думать что «они такие же, как мы», то придерживаемся альтернативного мнения о том, что «они совсем другие, особенные, с ярко выраженными египетскими чертами». Как писал Барри Кемп в книге «Древний Египет: анатомия цивилизации»:

Сегодня, как и ранее, мы можем то погружаться в мыслительный процесс (египтян), то выходить из него, практически не осознавая их странность и непохожесть, поскольку их язык и образы являются неотъемлемой частью процесса, с помощью которого мы, западные люди, классифицируем реальность: Мой Древний Египет - это большей частью вымышленный, придуманный мной самим мир, хотя я надеюсь, что его всё же нельзя счесть миром, никогда не существовавшим в действительности, неправильным с точки зрения оригинальных, 'настоящих', древних источников2

Примечания:

1. Trigger B. The Narmer Palette In Cross-Cultural Perspective. // Gorg M., Push E. Festschrift Elmar Edel. - Bamberg, 1979. P. 415.

2. Kemp B. Ancient Egypt: Anatomy Of Civilization. - L., 1979. p. 3.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 28 авг 2010, 15:20

Поискал в сети информацию о серпопардах. Часто упоминают об Эламе и об Джирофтской культуре. Наряду с серпопардами попадались и кадуцеи. Вот несколько картинок:

Изображение Изображение


Изображение Изображение

А вот кадуцей Меркурия:


Изображение
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 28 авг 2010, 15:24

Кстати, я заметил, что египетские серпопарды имеют львиныя ноги, а урукские - каких-то копытных.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Лемурий » 28 авг 2010, 19:26

А собственно, что тут удивительного. Первые крупные поселения Верхнего Египта (Коптос, Нагада) возникли в районе древнего русла реки Вади-Хаммамат, соединяющего Нил с Красным морем.

см. А.А. Крол "Египет первых фараонов"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Analogopotom » 29 авг 2010, 12:29

Лемурий писал(а):Первые крупные поселения Верхнего Египта (Коптос, Нагада) возникли в районе древнего русла реки Вади-Хаммамат, соединяющего Нил с Красным морем.

И это должно свидетельствовать о контактах Египта и Междуречья?
Более вероятно, что культурный обмен происходил не морским путем, а по суше, через Дельту, по достаточно хорошо реконструированному пути «Виа Марис».

Карта. Via Maris – «дорога Хора» – фиолетового цвета
Изображение
Книгу не нашла. Что Крол пишет о контактах? Цитату можно?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Лемурий » 29 авг 2010, 13:09

Analogopotom писал(а):Книгу не нашла. Что Крол пишет о контактах? Цитату можно?

Так выше дал ссылку на скачивание.
Надо нажать на "скачать" (н-р Зеркало №2) и открыть первую главу: "Теории сложения государства в Египте". с.16-17
Р. Энгельбах доказывал существование "додинастической расы" появлением новой расы в некрополях Верхнего Египта антропологически отличной от населения, жившего на этой территории прежде.

А в районе Нижнего Египта, куда можно было попасть пешком по Вашей схеме, была культура Буто, где действительно преобладало семитское население, поддерживающее торговые связи с синайским полуостровом.

А. Крол рассмотрел на палетке Нармера убегающих обрезанных побежденных, жителей Дельты ( Сокол Верхнего Египта сидит на символе Дельты и вырывает ноздри у побежденного местного жителя).

Увеличенная оборотная сторона палетки Нармера

Подробно в теме: Палетка Нармера
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 29 авг 2010, 15:34

Крол пишет, что эта теория уже не популярна.
Хотя, это может быть обусловлено политическими причинами.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Лемурий » 29 авг 2010, 16:07

Дмитрий Лопаткин писал(а):Крол пишет, что эта теория уже не популярна.

Крол, вообще, своебразно пишет. Выдвигает все известные версии, а потом говорит на чьей стороне.

Если есть факты находения в некрополях Верхнего Египта черепов антропологически отличных от населения, жившего на этой территории прежде, то это ФАКТ, с которым можно соглашаться или нет, но он существует.
И то что население Нагады и Буто отличались по антропологическим признакам - тоже ФАКТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение jey » 29 авг 2010, 16:22

Египетские контакты с Месопотамией давно известны, как и находки месопотамских предметов в ДЕ гробницах:
Cylinder Seals in Mesopotamia
First cylinder seals: At about 3500 BC at the Site of Uruk and Susa (Collon 1987: 13-14)
Two styles can be distinguished, which overlap chronologically.
1. Uruk cylinder seals - cut from soft limestone, some of them among the largest; later harder stones were more often used. The cylinder is not always perforated.
2. Jemdet Nasr cylinder seals - small squat cylinders cut from harder stones, the seals are worked to a large extent with a drill. Jemdet Nasr seals are also attested in Egypt.
The oldest seal in Egypt comes from Naqada tomb 1863; it is an import from the Near East, and it may not have been used for sealing in Egypt.

http://www.digitalegypt.ucl.ac.uk/seals/meso.html

Ну и имеет смысл ознакомиться :
EGYPT-MESOPOTAMIA INTERACTION IN THE FOURTH MILLENNIUM BC. Luc WATRIN
http://www.grepal.org/english/articles/luc_watrin_kbn.pdf
Reader on the storm
Аватара пользователя
jey
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 23 фев 2008, 21:19
Откуда: Jurmala

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Analogopotom » 29 авг 2010, 17:14

Лемурий писал(а): Р. Энгельбах доказывал существование "додинастической расы" появлением новой расы в некрополях Верхнего Египта антропологически отличной от населения, жившего на этой территории прежде.

Крол указывал антропологический тип «новой расы»?
Культура Накада (Нагада) возникла не вдруг, а вышла из Бадарийской культуры. Некоторые египтологи считают Бадари и Нагаду, из-за их сходства, одной культурой или двумя ее периодами.
В антропологический тип создателей этих культур не был однородным. В бадарийской культуре, как было установлено благодаря большому числу захоронений Бадари, значительную часть представляли выходцы из Сахары. В целом, народ определяется, как гибридная раса, с большим преобладанием негроидных вкраплений, характерных для восточно- или центральноафриканской подрас (с удлинённой формой черепов).
Кстати, керамика в бадарийских захоронениях очень похожа на минойскую, но в этом случае абсурдно предполагать какие-либо культурные связи с Критом.
Непосредственно Древнему Царству предшествовала герзейская культура ( названа по могильнику Герзе в Нижнем Египте), которая, возможно была поздним периодом культуры Накада.

Лемурий писал(а): А. Крол рассмотрел на палетке Нармера убегающих обрезанных побежденных, жителей Дельты ( Сокол Верхнего Египта сидит на символе Дельты и вырывает ноздри у побежденного местного жителя).

Как он определил, что изображены именно семиты?
:lol: Если верить Библии, то семиты стали практиковать обрезание начиная с Авраама, после заключения первого завета. Это, теоретически, в 19 в. до н.э.? А палетка на тыщу лет старше.

Геродот, 2:104
Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян. А сирийцы, живущие на реках Фермодонте и Парфении, и их соседи-макроны говорят, что лишь недавно переняли обрезание у египтян. Это ведь единственные народы, совершающие обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян. Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний


Нармер, вроде, в Дельте с ливийцами воевал, а они хамиты.
Хотя ливийцы не практиковали обрезание в более позднее время, возможно, что у племен, которые в начале 3 тыс. н.э. жили западную часть Дельты, подобный обычай все же мог существовать, но не как собственный, а заимствованный у египтян. У того же Геродота есть такое свидетельство, о соседствовавшем с египтянами ливийском племени адирмахидов. «Обычаи у них большей частью египетские, а одежда — такая же, как у других ливийцев» (4:168).
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 30 авг 2010, 12:13

Кажется у кого-то читал, что ахейцы были обрезанными.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Re: Контакты Египта и Месопотамии?

Сообщение Analogopotom » 30 авг 2010, 13:36

Дмитрий Лопаткин писал(а):Кажется у кого-то читал, что ахейцы были обрезанными.

В Миинет-Абу, храме Рамсеса 3 - победитея "народов моря", ахейцы по этому признаку противопоставляются ливийцам.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

cron