Zinchenko_tanya » 14 май 2011, 09:46
Здравствуйте , sasha и Лемурий! «
Рассмотрим сегодня текст «не по замышление Бояню, Боян бо вещий»
Sasha Вы правы «слово ВЕЩИЙ имеет только одно значение: ВЛАДЕЮЩИЙ ДАРОМ ПРЕДСКАЗАНИЯ».Евангелие показывает, волхвы – астрологи первыми из людей указали на младенца Иисуса, как на царя иудейского и положили к его ногам символические дары .Таким образом, Новый завет говорит нам, что люди с развитым сознанием могут предсказывать события, невидимые другим людям. В фольклоре вещее знание персонажей, в основном, ограничено фактом предсказания грозящей опасности. Такими мотивами могут быть знаки предзнаменования : Лука 21 : 25 (25) И будут знамения на солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов…»В «Слове…» «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него вся своя воя прикрыты» Мотиву предупреждения вещего знания, обращенного к Игорю, противостоит мотив решимости героя действовать вопреки «Братие и дружино луце же потяту бытии, неже полонёну бытии , а всядемъ , братие на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону».Предуказанность конфликтной ситуации и готовность героя к ней необходимы для столкновения героя с предназначенными враждебными силами», обязательного богатырского подвига. Пути Господни,замысел Бога, столь отличны от путей человека (Ис 55.) « а не по замышлению Бояна». “Вспомнил я о грехах своих перед господом богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля...И вот теперь вижу отмщение от господа бога моего...Это все воздал мне господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен господь, и всегда справедлив суд его...". словарь. Предвидение грядущих событий во все времена являлось особым даром - которым Господь наделяет своих избранников. « Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли половецкой на землю русскую» и только после этого у Игоря свой план побега « Игорь мыслию поля меритъ…».
Мотив вещего сна соотносится с предсказаниями беды. Плен Игоря прямо вызван тем, что он идет наперекор запрету Святослава. «Сейчас братья не ходите, но сговорившись о времени, если бог даст, пойдём на них летом». Положение Игоря при этом своеобразно: у него в сущности нет выбора, однако мотив выбора всякий раз перед ним возникает: он «может» послушаться предсказания, запрета и уклониться от дела, но в этом случае он утратил бы свое основное качество, свою принадлежность к богатырству. С вещем сном связано ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ. Пророк предвидит и предрекает будущее, иудей Даниил, находящийся в Вавилонском плену, разгадал, какой сон видел царь Вавилона Навуходоносор и истолковал этот сон. Царю явился огромный истукан с золотой головой, серебряной грудью и руками, медным животом и бедрами и с ногами отчасти из железа, отчасти из глины. Тут с горы сорвался сам собою камень, ударил в истукана, и тот рассыпался вдребезги. Основной смысл подробного истолкования сна таков. Царство Навуходоносора - сильнее всех царств, но вслед за ним придут другие, более слабые. Даниил включает в одно целое историческое прошлое народа, его настоящее положение и то эсхатологическое будущее, к которому он устремлен. Царства проходят, но в их чередовании подготовляется пришествие царства Божия, предмет давних обетовании (Дан 2; 7).Вещие сны имеют характер прогнозирующих ситуаций. До вещего сна Святослава киевское княжество сильное , а сам Святослав «грозный и великий», но после поражения Игоря происходит частичное разрушение княжества «сё у Рим кричатъ под саблями половецкими, а Владимиръ подъ ранами». Здесь показано, что человеческие империи, великие державы преходящи - они сначала возвышаются и процветают, а потом неизбежно клонятся к упадку ; но и сама эта смена будет продолжаться не вечно - настанет время, и Бог положит всем этим державам предел, установив на земле Свое Царствие, ему же не будет конца. Но в ветхозаветных текстах ещё нет ясного взгляда на будущую историю человечества, как путь к «последним временам». Откровение Иоанна Богослова завершает собой христианскую Библию . Это предсказание цепи грядущих трагических событий « Суда Божия» о том что настанет время , и Бог положит всем этим державам предел , установив на земле своё царство. Припевка вещего Бояна « Ни хытру, ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути» теснейшем образом связана с апокалиптикой , пророчеством о конце мира . Апокалипсис - замысел Божий .Прельщения Антихриста, гонения, предначертанные исторические бедствия - предвестники Страшного Суда - все они не случайны. Бог предвидит их и через них прокладывает путь ко спасению в мире сем, до того Дня, когда будет полно число всех Его избранников (Откр 7.1-8). Тогда Сын сможет наконец предать все Своему Отцу (1 Кор 15.24), дабы Бог был «все во всех» (15.28 греч.).
Мотив « не по замышление Бояню, Боян бо вещий» сам по себе как будто непритязательный, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется лишь «обратным» путем, через осмысление всего сюжета с его развязкой
Татьяна