статья из "Жечи Посполитой"
http://www.inosmi.ru/stories/05/04/14/3445/222599.html
Несколько выдержек:
- Какую роль играла Польша в военных планах Адольфа Гитлера?
- Ключевую. Вплоть весны 1939 г. она являлась для него антибольшевистской преградой на случай войны с Францией, с нападения на которую он намеревался начать конфликт. После победы на Западе, Польша должна была быть ценным и необычайно важным партнером в походе на Советский Союз. В последнем разговоре с Беком в Берхтесгадене Гитлер напрямую сказал, что каждая польская дивизия под Москвой - это одной немецкой дивизией меньше. Глава Рейха предлагал нам тогда участие в разделе Европы.
(Без комментариев).
- Большинству исследователей не мешает тот факт, что, несмотря на Катынь и геноцид на Восточных землях в 1939-1941 гг., в дальнейшей фазе войны мы начали долгосрочное сотрудничество с другим нашим врагом - Советами.
- Мы не хотели оказаться в союзе с Третьим Рейхом, а приземлились в союзе с в равной степени преступным Советским Союзом. А что еще хуже, под его абсолютным доминированием. Гитлер же никогда не относился к своим союзникам так, как Сталин к странам, завоеванным после Второй мировой войны. Он уважал их суверенитет и правосубъектность, накладывая лишь определенное ограничение во внешней политике. Наша зависимость от Германии, следовательно, была бы значительно меньшей, чем та зависимость от СССР, в которую мы попали после войны.
Мы могли бы найти место на стороне Рейха почти такое же, как Италия и, наверняка, лучшее, нежели Венгрия или Румыния. В итоге мы были бы в Москве, где Адольф Гитлер вместе с Рыдз-Смиглы принимали бы парад победоносных польско-германских войск. Грустную ассоциацию, конечно, вызывает Холокост. Однако, если хорошо над этим задуматься, можно прийти к выводу, что быстрая победа Германии могла бы означать, что его вообще бы не случилось. Поскольку Холокост был в значительной мере следствием германских военных поражений.
(Чувствуется сожаление автора, что Польша не заняла "достойного" места в нацистском "новом порядке" в Европе, а заодно о том, что не удалось провести "парад победоносных польско-германских войск" в Москве.
Холокост был результатом последовательного осуществления планов "окончательного решения еврейского вопроса", задуманного Гитлером еще во времена "Майн кампфа". Реализация этой политики прошла несколько стадий от ограничения политических прав до попытки уморить голодной смертью, а затем массового уничтожения евреев в газовых камерах).
- А какие планы были у большевиков?
- Основная мысль Сталина была очень проста. Довести дело до войны в Европе - и здесь следует четко понять, что без пакта Молотова-Риббентропа война бы не началась. В дальнейшем - способствовать тому, чтобы военные действия длились как можно дольше. Потенциальные противники - равно как Третий Рейх ему были ненавистны, а может быть даже и больше, западноевропейские демократии - должны были обескровить друг друга. Только на конечном этапе войны он хотел бросить в бой нетронутую, свежую Красную Армию. На штыках, а точнее на гусеницах советских танков, принести в Европу коммунистическую революцию.
(Война в Европе началась бы в любом случае. Не для того Гитлер готовил и вооружал Вермахт, чтобы держать его без дела. Осуждая Сталина, автор не замечает, что перспективы "победоносного польско-германского похода" против большевизма (о реальной возможности которого писал в заключении Тухачевский) с попустительства или даже поощрения западных держав заставляли Сталина искать выхода в союзе с немцами).
- Хорошо ли Польша с военной точки зрения была подготовлена к войне?
- Один из моих докторантов, Тимотеуш Павловский, очень тщательно изучает этот вопрос. Результаты его работы просто сенсационны. Выясняется, что польская армия была современной армией и в соотношении с возможностями страны почти оптимально подготовленной.
(Если очень захотеть что-то увидеть, то можно и увидеть).
- Были бы большевики трудным противником, если бы польская армия оказала им достойное сопротивление? В каком состоянии находилась армия, вступившая на польские земли?
- Собственно, это была не армия, а какой-то сброд. Одетая в разношерстное обмундирование, с винтовками на веревках. Впрочем, это было свидетельством не низкого уровня советской промышленности, а царившего в Красной Армии всеобщего организационного балагана. Одна из ее дивизий даже пошла на фронт в гражданской одежде. Кроме того, эта армия была страшным образом обескровлена сталинской чисткой, которая затронула офицерский состав. Не было, кому командовать, никто не умел командовать. Офицеры полностью терялись в любой более-менее трудной ситуации. (Удручающая картина по сравнению с "образцовой" польской армией, но боюсь, что она в целом соответствует действительности. Подобная картина была и во время советско-финляндской войны).
- Потери немцев составили 16 тысяч убитых, 520 самолетов и 670 танков, т.е. 25 процентов техники, задействованной при нападении. Так что мы спасли англичан и французов, так как Гитлер уже не мог - как он это планировал - напасть на Запад в 1939 г. Если бы такое произошло, уже в 1940 г. он направил бы свои войска на Советский Союз, что, в свою очередь, означало бы уничтожение этого государства.
(Боюсь, что да. Лишнее доказательства "прозорливости" Сталина, заключившего пакт с немцами. Финская война стала экзаменом, который Красная армия провалила. Обнажились чудовищные недостатки в ее организации и снабжении. Во многом результат преступных репрессий. Пакт Молотова-Риббентропа дал Сталину передышку, позволив сделать многое, хотя и не все возможное, для укрепления обороноспособности страны).
Вообще, саморазоблачающая статья. В антисоветском раже автор доходит до того что ставит под сомнение участие Польши в антигерманской коалиции. Не лучше ли было в союзе с Гитлером пожинать плоды "нового порядка" в Европе? Всего-то нужна была одна маленькая уступка - присоединение Данцига (который и так не был польским) к Рейху. Зато какие перспективы: коммунизм повержен, а победоносные польско-германские войска маршируют по Красной площади. Глядишь, Гитлер на радостях и евреев бы пожалел, предоставив им умирать от голода "естественной" смертью, вместо того, чтобы загонять в газовые камеры.