Мосты мостить по болотам

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Мосты мостить по болотам

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 16:36

Интересная параллель в расшифровке этого места СПИ есть в русском фольклоре.
При чем в приведенном ниже отрывке и мосты, и красна девица, и болото, и сине море, и Дева, что обидели, с лебедиными крыльями - присутствуют.
Вот приходит домой: «Ах, Лебедь-птица, красная девица! Что я наделал: спьяну тобой похвалился, своей жизни лишился!» — «Все знаю, Данило Бессчастный! Поди зови к себе в гости и князя с княгинею и всех горожан. А станет князь отзываться на пыль да на грязь, ныне-де пути недобрые, сине море всколыхалося, топи зыбкие открылися, — ты скажи ему: не бойся, Владимир-князь! Через топи, через реки строены мосты калиновые, перево́дины [перила] дубовые, устланы мосты сукнами багровыми, а убиты всё гвоздями полуженными: у добра мо́лодца сапог не запылится, у его коня копыто не замарается!» Пошел Данило Бессчастный гостей звать, а Лебедь-птица, красная девица, выступила на крылечко, крылышками тряхнула, головкой кивнула — и сделала мост от своего дома до палат князя Владимира: весь устлан сукнами багровыми, а убит гвоздями полуженными; по одну сторону цветы цветут, соловьи поют, по другую сторону яблоки спеют, фрукты зреют.

Срядился князь со княгинею в гости и поехал в путь-дорогу со всем храбрым воинством. К первой реке подъехал — славное пиво бежит; около того пива много солдат попадало. К другой реке подъехал — славный мед бежит; больше половины войска храброго тому меду поклонилося, на бок повалилося. К третьей реке подъехал — славное вино бежит; тут офицеры кидалися, допьяна напивалися. К четвертой реке подъехал — бежит крепкая водка, тому же вину тетка; оглянулся князь назад, все генералы на боку лежат. Остался князь сам-четверт: князь со княгинею, Алеша Попович, бабий пересмешник, да Данило Бессчастный. Приехали гости званые, вошли в палаты высокие, а в палатах столы стоят кленовые, скатерти шелковые, стулья раскрашо́ные; сели за стол — много было разных кушаньев, а напитков заморских не бутыли, не штофы — реки целые протекли! Князь Владимир со княгинею не пьют ничего, не кушают, только смотрят: когда ж выйдет Лебедь-птица, красная девица?

Долго за столом сидели, долго ее поджидали: время и домой собираться. Данило Бессчастный звал ее раз, и другой, и третий — нет, не пошла к гостям. Говорит Алеша Попович, бабий пересмешник: «Если б это сделала моя жена, я б ее научил мужа слушать!» Услыхала то Лебедь-птица, красная девица, вышла на крылечко, молвила словечко: «Вот-де как мужей учат!», крылышком махнула, головкой кивнула, взвилась-полетела, и остались гости в болоте на кочках: по одну сторону море, по другую — горе, по третью — мох, по четвертую — ох! Отложи, князь, спесь, изволь на Данилу верхом сесть. Пока до палат своих добрались, с головы до ног грязью измарались! Захотелось мне тогда князя со княгиней повидать, да стали со двора пихать; я в подворотню шмыг — всю спину сшиб!
-------
Данило Бессчастный: [Сказка] № 313 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, Т. 2. — 1985. — С. 364—367.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 16:39

Второй вариант предложен Т.Н. Зинченко:
Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими; успели подготовиться половцы: вежи свои отправили назад, а сами, собравшись от мала до велика, стали на противоположном берегу реки Сюурлий. А наши построились в шесть полков: Игорев полк посередине, а по правую руку - полк брата его Всеволода, по левую - Святослава, племянника его, перед этими полками полк сына его Владимира и другой полк, Ярославов, - ковуи с Ольстином, а третий полк впереди - стрелки, собранные от всех князей. И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: “Братья! Этого мы искали, так дерзнем же!” И двинулись на половцев, возложив на бога надежды свои. И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки и, пустив по стреле в сторону русских, ускакали. Еще не успели русские переправиться через реку Сюурлий, как обратились в бегство и те половецкие полки, которые стояли поодаль за рекой.

Святослав же Ольгович, и Владимир Игоревич, и Ольстин с ковуями-стрелками бросились их преследовать, а Игорь и Всеволод двигались медленно, держа строй своих полков. Передовые отряды русских избивали половцев и хватали пленных. Половцы пробежали через вежи свои, а русские, доскакав до веж, захватили там большой полон. Некоторые с захваченными пленниками лишь ночью вернулись к своим полкам. И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: “Вот бог силой своей обрек врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу. Но видим мы бесчисленные полки половецкие - чуть ли не все половцы тут собрались. Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников переправятся, а уж нам самим - как бог даст”. Но сказал Святослав Ольгович дядьям своим: “Далеко гнался я за половцами, и кони мои изнемогли; если мне сейчас ехать, то отстану по дороге”. Согласился с ним Всеволод и предложил заночевать здесь. И сказал Игорь: “Не удивительно будет, мудрые, братья мои, и умереть тут”. И легли здесь...
--------------
Летописная повесть о походе Игоря Святославича в 1185 году ( перевод О. В. Творогова )

"Мостить мосты" в СПИ = пытаться спастись, зная об опасности, что подтверждается следующей строкой "дремлет храброе гнездо" = остаться на ночлег, зная что окружены половцами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Евгений Беляков » 27 авг 2010, 14:31

Можно констатировать существенное различие летописного рассказа и СПИ: в летописи - пленные мужского рода, в СПИ - "девки". Тема обсуждалась много раз, но все же - не ясно, как это объяснить.
Кусочек из сказки интересен, но он и сам мог быть производным от СПИ. Автор сказки, кстати, мог и не знать, что МОСТЫ - это элемент свадебного обряда, ну просто в его местности их не было...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Лемурий » 27 авг 2010, 17:06

Евгений Беляков писал(а):Можно констатировать существенное различие летописного рассказа и СПИ: в летописи - пленные мужского рода, в СПИ - "девки". Тема обсуждалась много раз, но все же - не ясно, как это объяснить...

Только ассоциацией с библейскими сюжетами:

1. Притча о блудном сыне
Её ещё В.В. Медведев предлагал, только расшифровал неправильно, как отец - Святослав, а сыновья Игорь и Всеволод.
Итак, судите сами.
11... у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
---------------
Евангелие от Луки гл.15

Под отцом подразумевается сам Господь.
Под разделенными имениями имеются в виду Мстиславово племя (старший сын) и Ольговичи (младший).
В дальнюю страну "расточать имение свое с блудницами" отправился как раз младший сын.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
---------------
Евангелие от Луки гл.15

В конце СПИ "блудный сын" едет к дому Отца - Господа (церкви Мстислава - Пирогощей).

2. О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона
Ещё Барац предложил в этом эпизоде ассоциацию с отрыком из кн. Исаии:
"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22):"серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36

О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона (Ис.3.16-25)

16 И сказал Господь: За то, что Дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, --
17 оголит Господь темя Дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их.
18 В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки,
19 серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
20 перстни и кольца в носу,
21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
22 светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала;
23 и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -- плешь, и вместо широкой епанчи -- узкое вретище, вместо красоты -- клеймо.
24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои -- на войне;
25 и будут воздыхать и плакать Ворота Столицы, и будет она сидеть на Земле опустошенная.

- Орьтъмами = покрывала
- япончицами = светлые тонкие епанчи,
- кожухы = верхнюю одежду
- мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ = и будет вместо благовония зловоние
- всякыми узорочьи половѣцкыми = серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" - те самые "30 сребреников", за которые уступил митрополию на Руси Ростислав, решив судьбу Климента Смолятича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Konrad » 24 июн 2011, 14:18

Именно спасаться. Так же спасались козаки в битве под Берестечком В свадебных песнях часто и сама невеста, ожидая молодого, мостит мосты, лажит кладки. Об этом поется и в украинской колядке:
Надіялася свого милого.
Гатила гати дорогими шати,
Мостила мости жуковинами...
"Та як мій милий на гать поїде,
Гатіться, гати, дорогими шати!
А як мій милий мостом поїде,
Звеніт му мости жуковинами!"
http://about-ukraine.com/index.php?text=18
гатила гати дрогими шати, мостила мости жуковинами. Споряджу мости жуковинами, загачу гати лядськими шати, зволочу ліси паволоками, засію поля срібнов жемчугов
http://library.iv-fr.net/2008/01/23/mik ... na_33.html
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Станислав Сахаров » 28 авг 2011, 16:00

Всеволод говорит о готовности к походу и о том, что его куряне знакомы с теми местами.
Как так получилось, что после первой стычки, взяв барахла и пленниц, решили взятым богатством-одеждами мосты мостить по болотам.
Заблудились в знакомых местах ? Подсказываю : половцы нарушили планы отряда.
Там ещё что-то о знаках власти. А тут несколько вариантов предположений.
По моему разумению : что-то вроде - всё отдам, коня (гармонь) оставлю. = Знаки власти сохранить.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Konrad » 31 авг 2011, 10:46

Любопытно, но надо подумать
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Nikola » 13 сен 2011, 21:33

Станислав Сахаров писал(а):Всеволод говорит о готовности к походу и о том, что его куряне знакомы с теми местами.
Как так получилось, что после первой стычки, взяв барахла и пленниц, решили взятым богатством-одеждами мосты мостить по болотам.
Заблудились в знакомых местах ? Подсказываю : половцы нарушили планы отряда.
Там ещё что-то о знаках власти. А тут несколько вариантов предположений.
По моему разумению : что-то вроде - всё отдам, коня (гармонь) оставлю. = Знаки власти сохранить.

Ну, что нарушило планы отряда - можно сообразить без особого напряга. ЗАСВЕТИЛИСЬ. Наткнулись на противника, хотя предполагался скрытный бросок - не знаю уж куда, может, и в Тьмутаракань. Я вообще не понимаю задачи похода... захватить Тьмутаракань - а дальше что? Может, кто объяснит на пальцах?
Зачем мостить мосты по болотам - тоже понятно. Возвращение по своим следам исключалось - именно там встреча с противником была неминуема, а остановиться в таких условиях - смерти подобно. Единственный шанс - оторваться. И у Игоря этот шанс был (не было на самом деле, но автор Слова его дал!) - оставить Всеволода отдуваться за всю компанию, а самому уйти. Но жаль ему было брата...
За
По моему разумению : что-то вроде - всё отдам, коня (гармонь) оставлю. = Знаки власти сохранить.
большое спасибо! Если я это и знал когда-то - забыл напрочь.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Konrad » 16 сен 2011, 09:56

Не захватить Тмуторокань, а соединить Kumanenfrei (свободной от половцев) территорией с Северским княжеством как минимум, посадить там шурина Володьку, который уже давно засиделся в гостях, - как максимум.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Nikola » 16 сен 2011, 22:05

Konrad писал(а):Не захватить Тмуторокань, а соединить Kumanenfrei (свободной от половцев) территорией с Северским княжеством как минимум, посадить там шурина Володьку, который уже давно засиделся в гостях, - как максимум.

Максимум как раз реален... а вот минимум - ниразу. Ну как можно было очистить от половцев часть Степи?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Konrad » 17 сен 2011, 12:27

Да элементарно. Загнал же Мономах предков Кончака на Дон, истребил же Всеслав с Ярославичами торков. Главное - убить вожаков, пристрелить поганого Кончака. Автор поэмы явно не мечтал создать Половецкую автономную социалистическую республику в отдельно взятой Южной Руси...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Станислав Сахаров » 18 сен 2011, 15:05

Konrad писал(а):Автор поэмы явно не мечтал создать Половецкую автономную социалистическую республику в отдельно взятой Южной Руси...

В приведённом выражении содержится о п р о в е р ж е н и е предполагаемого у т в е р ж д е н и я.
Хотел бы узнать, что за мысль беспкоит(ла) автора фразы.
По Интернету гуляет робкое предположение, что Автор - человек из половцев.
В книге о последних днях Михаила Фрунзе есть персонаж названный : "негорбящийся человек".
Он пытается показать себя не сутулым.Но от того, что было заложено в детстве, до конца жизни не удасться избавиться.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Konrad » 19 сен 2011, 13:33

Господин Сахаров, Вы бы как-то пространнее выражали мысли, что ли.
А то понять трудно.
Я имел в виду, что автор поэмы ненавидит половцев, мечтает об их полном истреблении, восхищается теми, кто убивал инородцев и порицает тех, кто с ними водится. Его ужасает мысль о браке Игоревича с Кончаковной, ведь тогда сын Игоря станет марионеткой в руках дикарей Кончака и Гзы.
Какой, он, к Чернобогу, половец?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение а лаврухин » 27 июл 2012, 09:57

Здравствуйте, уважаемый Лумурий.

С большим интересом я ознакомился с Вашими наработками с фрагментом "Слова" : "МОСТЫ МОСТИТЬ".

Так Евгений Беляков обратил своё внимание на разную ситуацию с пленными : 1) в тексте Ипатьевской
летописи ими оказались половецкие мужчины; 2) в тексте "Слова" - половецкие женщины.

Развивая наблюдения Евгения, Вы предлагаете своё объяснение вопроса, привлекая тексты Библии.
Получается, что:
1) составители текста Ипат. летописи использовали сюжет из "Притчи о блудном сыне" (Евангелие от
Луки, гл.5);
2) Автор "Слова" обратился к тексту книги Исайи (3, 16-25).

Здесь необходимо отметить следующее. На сей день установлена генетическая зависимость текста "Слова" от
текста Ипат. летописи (см. в том числе А.А.Зализняк 2004, с.132). Из этого следует, что Автор "Слова"
подошёл к воспроизведению исторических реалий из Ипат. летописи творчески, что никак не отменяет
литературных достоинств поэмы.
Более того, сцена с пленёнными "красныя девкы Половецкыя" составлена по образчику одной из книг Библии
так, что возникает недоумение по поводу достаточно вольного использования текстов из Священного Писания
в целях создания оригинального произведения. Ибо "МОСТЫ МОСТИТЬ" в тексте поэмы имеет реальное
объснение в эротическом ключе (сцена насилия).
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Мосты мостить по болотам

Сообщение Лемурий » 27 июл 2012, 13:32

Добрый день, Александр.
а лаврухин писал(а):На сей день установлена генетическая зависимость текста "Слова" от
текста Ипат. летописи (см. в том числе А.А.Зализняк 2004, с.132). Из этого следует, что Автор "Слова"
подошёл к воспроизведению исторических реалий из Ипат. летописи творчески, что никак не отменяет
литературных достоинств поэмы.

Такой зависимости НЕТ, но Автор знаком с вариантами летописных повествований 1185 о походе Игоря, о чем он пишет в первой же строке:

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ

Не лепо ли нам было, братья, начать старыми словами трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославича,
Начаться же этой песни по былинам сего времени, а не по замышлению (основателя школы летописания) Бояна.

Местоимением НАМ Автор причисляет себя к летописной братии - он её СОВРЕМЕННИК.

а лаврухин писал(а):Более того, сцена с пленёнными "красныя девкы Половецкыя" составлена по образчику одной из книг Библии
так, что возникает недоумение по поводу достаточно вольного использования текстов из Священного Писания
в целях создания оригинального произведения. Ибо "МОСТЫ МОСТИТЬ" в тексте поэмы имеет реальное объснение в эротическом ключе (сцена насилия).

Отнюдь. Этак всю Историю Руси к "эротике" свести можно... :wink:

    "В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся..." (ПВЛ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: userdez, Лемурий и гости: 30