Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 11:28

Изображение
Никон (Великий), игумен Киево-Печерского монастыря
1 Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
2 Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!
3 Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы,
4 помняшеть бо, речь, първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
----------
1. Не лепо ли нам было, братья, начать старыми словесами* трудные повести о полку Игореве, Игоря Святославича?
2. Начаться же этой песне по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна!
3. Боян* же вещий, еже кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками,
4. ибо помнил, говорят, первых времен усобицы. Тогда пускал соколов на стадо лебедей: которую (лебедь) настигал, та прежде песнь и пела - старому Ярославу, храброму Мстиславу, еже зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу*
------------
Боянъ - день памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).
По убедительной версии М. Д. Присёлкова ( cм. "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." (1913), Спб., 2003, § 61) первый митрополит из русинов Иларион принял схиму и стал Великим Никоном, позднейшим редактором Древнейшего Киевского Свода 1039 г. в редакции 1073 г.
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304


Красный Роман Святославич - с 1073 г. Никон возвращается в Тмуторокань, где с 1068 г. княжит "красный Роман Святославлич" (убит половцами 2.08.1079)

Все бы эти выписки можно было бы считать совпадением, если бы ни два НО: "осмысленная припевка" и отрывок "рекъ Боянъ".
В "Слове" есть три припевки Бояна и одна прямая речь, обращенная к жене "кагана".

Воспользуемся подсказками самого Автора СПИ:

Свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы - интересный вариант этой строки предложил А. И. Золотухин.
По его версии СПИ как и "Слово о Законе и Благодати" были написаны в виде византийского канона, который обрамлялся акромезотелестихами:
"Поля" - расположенные горизонтально стихи канона;
"Славы" - каждая песнь канона заканчивается тропарями на "Слава", "И ныне". Поэтому каждый гимнограф, составляя канон, как бы скакал по мысленному древу от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й песни канона и наоборот.
"Горы" - акро, - мезо и -телестихи, располагающиеся вертикально. Сам процесс составления акромезотелестихов путем свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-й к 9-й песни и наоборот, снизу вверх, напоминает движение по горам.
Византийский канон как песнопение состоит из восьми или девяти песен, каждая из которых начинается со строфы, называемой ирмосом, цитирующей определенную Библейскую песнь, за которой идут тропари, повторяющие форму ирмоса, но по содержанию приспособленные к текущей службе. Повествование в каждой песни канона идет от древних времен к настоящим.Последние тропари каждой песни назывались богородичными, или славами. Точно так же устроен и весь канон в целом от первой и до последней песни. Поэтому IX песнь канона называется также Богородичной песней. В ней все стихи тропарей от ирмоса до слав или богородичен могли обрамляться акростихами...
"Слово о полку Игореве" отличается от других "Слов" древнерусской литературы тем, что в нем Автор оставил большое количество символических указаний на то, как можно составлять акростихи. Во времена Бояна составлялись не только акростихи, но ещё и мезостихи на пятые и десятые слова тропарей. Богослужебный анализ "Слова о Законе и Благодати" Илариона-Никона-Бояна показал, что в нем имеются мезостихи на пятнадцатые и двадцатые слова...
----------
А. И. Золотухин «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005, с. 106-107


Если выделить отдельно три(Троян) первые припевки Бояна и составить акротелестих, начиная с "осмысленной" третьей, которую Автор СПИ называет "первой" и двигаться через "поля" на "горы" - получится законченное предложение, раскрывающее имя Бояна.


«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

Читаем по часовой стрелке: НиКоНе Великому в лѣти! ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 11:30

Самым трудным местом в СПИ считается отрывок "Рекъ Боянъ...":

209 Рекъ Боянъ и ходына Святъ (славля<я> пѣс(но)творца стараго времени Ярославля - Ольгова) коганя хоти:
210 «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
-----
209 Рек Боян и ходына* Святой (прославляю* песнотворца старого времени Ярославова-Олегова) кагана* жене:
210 «Тяжко и голове без плеч, зло и телу без головы». Так и Русской земле без Игоря.
------
Примечание:

Ходына - есть две версии и обе подходят к Илариону (Бояну) = Великому Никону.

1. Версия Т.Н. Зинченко: читать следует "ходына" (година) = летописец. "Ходы"=походы.
2. Новую версию этого слова дал автор новой книги о СПИ "Великий князь" Ю.Н. Сбитнев:
"Женщина, при живом муже возвращенная в семью отца, на Руси называлась "ходыной"...

C учетом того, что слово "рекъ" - это прич. ед. ч. м. р, то
- ни о каких 2-х певцах (Бояне и Ходыне) здесь речи быть НЕ может, иначе было бы "рекоста" - 3-е л. двойст. ч. аориста,
- также НЕ может быть и речи о Бояне - женщине, т.к. "рекъ" относится к говорящему мужского рода.

Если же под "семьёй отца" Автор СПИ подразумевал Печерский монастырь, в который Никон вернулся "при живом" Ярославе, сняв с себя должность митрополита, то всё встанет на свои места.

Святъславля пѣстворца - предполагаемое "Святослава" по правилам древнерусского языка писалось бы так: "Ст҃ослава". В же тексте издания 1800 г стоит: "Святъславля", без соединительной "О" в середине слова. В этом случае можно разделить на Святъ славля<я> пѣс<но>творца.
По Срезн.:
Изображение

С такой разбивкой согласуются и притяжательные прилагательные:
Ярославля - род. пад. ед. ч. ср. р = минула лѣта Ярославля
Ольгова - род. пад. ед. ч. м. р.= внука Ольгова

Первая часть слова "пѣснотворьць" писалось сокращенно через пѣ с выносной надстрочной "с", поэтому совсем не удивительно, что переписчик просто переписал видимые буквы в одну строчку без расшифровки.

Коганъ - каган: титул владык хазарских. В применении к русским князьям употреблялся, только в "Слово о Законе и Благодати", где его автор Иларион (Боян) употребляет это значение по контексту и только в применении к Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу, желая образно показать более высокое положение христианской Благодати над иудейским Законом.
Прежде [был дан] закон, а потом благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободна Сарра: прежде-рабыня, а потом-свободная,- да разумеет читающий!
...Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И езеро закона пресохло. Евангельский же источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты...
----------
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона


Хоти- любимая жена (ср. и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны (СПИ)
"взгляни на благоверную сноху твою Ирину..." так автор "Слова о Законе и Благодати" Иларион (Боян) упоминает жену "кагана" Ярослава Владимировича - Ингигерду (Ирину).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Станислав Сахаров » 23 сен 2011, 12:44

Если прочитать внимательней, то можно обнаружить не одного человека, каждого из которых Автор назвал Бояном.
Эти Бояны были разделены во времени.
Я с самого начала общения со "Словом" это заметил. Но не мог понять, в чём дело.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 24 сен 2011, 10:58

Станислав Сахаров писал(а):Если прочитать внимательней, то можно обнаружить не одного человека, каждого из которых Автор назвал Бояном.
Эти Бояны были разделены во времени

Что об этом говорит? Что нужно внимательней прочитать?
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 24 сен 2011, 11:54

Мне все таки видится Боян сказителем языческого толка. Ничто в поэме не дает оснований подразумевать в нем церковника. Христианское толкование можно видеть только в последней припевки Бояна, которая также не имеет однозначного толкования и может восприниматься как языческая.

Главным же препятствием того, что Боян не может относится к церковникам является то, что Боян назван вещим. Такое обращение по общему правилу к церковникам не применяется. Повесть временных лет говорит о религиозно-языческом значении слова "вещий". И именно такое значение при толковании Повести временных лет определяют большинство исследователей (Афанастьев, Творогов, Лихочев, Львов). Вторая Псковская летопись подтверждает религиозно-языческое значение слова "вещий", указывая на борьбу христиан с вещими посредством их убиения.

Дополнительным подтверждением языческой стороны Бояна является то, что Боян назван "внуком Велеса". Обычно данное толкуют так, что Велес покровительствовал Бояну как поэту и певцу. Но я так не думаю. Допускаю, что связь вещего Бояна и Велеса определяла функция предвидения, которая видимо была свойственна обоим.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 24 сен 2011, 22:23

Keil писал(а):Главным же препятствием того, что Боян не может относится к церковникам является то, что Боян назван вещим. Такое обращение по общему правилу к церковникам не применяется.

А Георгий Мних тоже "не церковник"? А ведь он свои труды тоже назвал "вещими".

Изображение
Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе, т. I, Пг., 1920, с.3

Keil писал(а):Дополнительным подтверждением языческой стороны Бояна является то, что Боян назван "внуком Велеса". Обычно данное толкуют так, что Велес покровительствовал Бояну как поэту и певцу. Но я так не думаю. Допускаю, что связь вещего Бояна и Велеса определяла функция предвидения, которая видимо была свойственна обоим.

Велесовым внуче Боян назван после того, как говорится, что он слагал песни "рища въ тропу Трояню", но ведь так делают и гимнографы составляющие кондаки... "Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «ТРОПАМИ»" (Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология).

С точки зрения гимнографа канонов Студийского устава, составитель кондаков ласково-иронично "Велесов внуче".

Кстати, возвращаясь к русско-византийским договорям Олега. Там клялись оружием, Перуном и Велесом. Если Перун - бог войны и войнов, то Велес - бог простого народа. Этой ротой объединяли и варяг и русичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Станислав Сахаров » 25 сен 2011, 16:57

А что можно увидеть : Боян - шизый о р ё л , и этот Боян помняшеть первых времён усобицы, и
тогда пущашеть с о к о л ов ?
Орёл по положению выше соколов.
Вообще Боян = орёл , здесь вполне уместен византийский - церковник. С религией византийского толка.
--Боян. речи которого не по нутру Автору, и который помнил давние времена.
---А в тех временах был другой Боян,который имел влияние на соколов - князей.(Сам он долго жил, застал нескольких князей. В ПВЛ сказано об Яне Вышатиче).
Да и современник Автора , пусть не обладал сильным воздействием на князя (одного), но его версия о походе Игоря стала официальной и вошла в летописи. Этот Бо-ян не обязательно мог быть при Великом князе Святославе, но он поведал (вещал) ему своё "замышление" - удобную для властей неправду.
--- Боян (последний) - не "Велесов внук". Это Велесова внуча советует того- Яна внуку=Бояну правдиво свивать обе половины славы сего времени.
Последний раз редактировалось Станислав Сахаров 20 ноя 2011, 15:36, всего редактировалось 1 раз.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Konrad » 25 сен 2011, 20:07

Кэйль прав.
Вещий - двусмысленный эпитет
Да, вот сидел отец Павел Флоренский, пописывал про бесов поэму да и подумал: "А не назвать ли мне патриарха Гермогена так ласково да иронично Вельзевуловым внуком, ну, чтобы мудрость его подчеркнуть... А что? И назову! А еще одержимым Гермогеном, за то, что сердца людей глаголом жжет... Или неистовым. Звучит-то как!"
Вы хотя бы "Мифы народов мира" прочтите. Там про то, кто такие и как противопоставлены Велес и Перун...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение PoslannikM » 03 мар 2012, 00:07

Боян - "весьма образованный" для своего времени старый переяславский монах, составитель летописного свода. Такое вот мой мнение. При необходимости можно мысль и расширить...
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Konrad » 04 мар 2012, 17:55

Расширьте, пожалуйста! А то ничего переяславского не вижу...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение а лаврухин » 30 июл 2012, 11:44

Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

1. На сей деь у нас есть толькоо два источника, где зафиксировано имя "Боян":
1) "Задонщина" в списке К-Б (рукопись Ефросина);
2) текст "Слова".

В Вашем понимании ситуации сочинитель "Задонщины" заимствовал имя (образ?) Бояна у Автора "Слова".
И заимствовал, надо сказать, без творческой жилки, блекло, одной-двумя фразами, как буд-то не понимал
"Слова" или его прсто не заметил (в спешке).
Последующие переписчики "Задонщины" все, как один, вообще не смогли разобраться в начертании слова "Боян"
и дали каждый на свой лад, один не похожий на другой, вариант понимания.

ВОПРОС: Можно ли, исходя из данных по "Задонщине", сделать предположение о том, что древнерусскому
книжнику имя "Боян" (и его песенное творчество) не было известно (или почти не было - Ефросин со своим "Бояном"
жил и писал в монастыре на Белоозере, на удалении, безвылазно) в других книжных центрах Древней Руси?

2. Вы отмечаете, что:
1) ДЕНЬ памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается 28 марта (10 апреля);
2) ДЕНЬ Преподобного Иллариона (Великий Никон) отмечается также 28 марта (10 апреля);

3) личность Никона тесно связана с летописанием, в частности летописное известие о ЕДИНОБОРСТВЕ Мстислава
Тмутороканского с касожским князем Редедей можно связывать (гипотеза) с письмотворчеством
Преподобного;
4) в тексте "Слова" мы также можем видеть известие о ЕДИНОБОРСТВЕ кн.Мстислава с кн.Редедей;

5) титул владык хазарских "КОГАН" в сочинении Илариона "Слово о Законе и Благодати" применяется т о л ь к о
к Владимиру Сятославовичу и его сыну Ярославу;
6) в тексте "Слова" мы также можем видеть слово "КОГАНЯ" т о л ь к о в окружении имён: "Святъславля",
"Ярославля", "Ольгова".

Из последовательного рассмотрения приводимых Вами пар соответствий по определённому признаку можно
сделать только предположение, что:
1) княжеское имя "Боян" переходит (в качестве псевдонима ?) к Преподобному Илариону (гипотеза на гипотезе);
2) имя песнотврца "Боян" из "Слова" - это и есть Иларион. Или, Автор "Слова" под "Баяном" в своей поэме
мыслил определённое историческое лицо - митрополита Иллариона.

Внешне всё выглядит аргументировано, но по сути своей мало доказательно, т.е. нет обязательности в выводах.
Нужны ещё дополнительные материалы (исторические, литературные).
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Боян из "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 30 июл 2012, 14:40

а лаврухин писал(а):1. На сей день у нас есть только два источника, где зафиксировано имя "Боян":
1) "Задонщина" в списке К-Б (рукопись Ефросина);
2) текст "Слова"..

А как же запись о Бояновой земле :?:

Изображение

а лаврухин писал(а):В Вашем понимании ситуации сочинитель "Задонщины" заимствовал имя (образ?) Бояна у Автора "Слова".

ВОПРОС: Можно ли, исходя из данных по "Задонщине", сделать предположение о том, что древнерусскому
книжнику имя "Боян" (и его песенное творчество) не было известно (или почти не было - Ефросин со своим "Бояном"
жил и писал в монастыре на Белоозере, на удалении, безвылазно) в других книжных центрах Древней Руси?

Белоозеро, кстати, недалеко от Лаче озера, где ИМХО создавалось СПИ.
Ефросин, естественно, не понимал о каком Бояне идет речь. Он считал его простым гудцом. На основании "Задонщины" первые исследователи его к полковым музыкантам и причисляли.
Меж тем:
1) Гусли Бояна 10-ти струнные - Псалтырь, для богослужебных гимнов предназначенные;
2) Сам Боян к основанию летописания основания имеет "не по замышлению Бояню" трудные повести о полке Игоря Автор писать собирается;
3) Свивает Боян краестрочия Слав, как поступали гимнографы акростихи слагающие.

А имя знали те клирики-послухи, что "землю Бояна" Всеволожей княгине продавали, да Автор СПИ, знавший, что день памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).

а лаврухин писал(а): личность Никона тесно связана с летописанием, в частности летописное известие о ЕДИНОБОРСТВЕ Мстислава
Тмутороканского с касожским князем Редедей можно связывать (гипотеза) с письмотворчеством Преподобного;

Ну зачем же Преподобного Илариона ? Гимнографа Илариона Киевского, первого митрополита из русичей. Поколику вторым митрополитом из русичей был Климент Смолятич, потолику в тексте СПИ Автор к своему предшественнику Илариону (Бояну) и обращается:

    "О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...пѣти было пѣ(с) Игореви того - внуку:

а лаврухин писал(а): 4) в тексте "Слова" мы также можем видеть известие о ЕДИНОБОРСТВЕ кн.Мстислава с кн.Редедей;

Естественно. Ведь редактор 1073 г. Никон/Иларион эту запись о Редеди в ДКС 1039г. и внес. Поэтому и недвусмысленная связь между автором строки о Редеди из Древнего Киевского Свода в ред. Никона и Бояном СПИ.

а лаврухин писал(а): 5) титул владык хазарских "КОГАН" в сочинении Илариона "Слово о Законе и Благодати" применяется т о л ь к о
к Владимиру Сятославовичу и его сыну Ярославу;
6) в тексте "Слова" мы также можем видеть слово "КОГАНЯ" т о л ь к о в окружении имён: "Святъславля",
"Ярославля", "Ольгова".

Коротко не ответишь. см. "Каган" в титулатуре Древней Руси

а лаврухин писал(а): Внешне всё выглядит аргументировано, но по сути своей мало доказательно, т.е. нет обязательности в выводах.
Нужны ещё дополнительные материалы (исторические, литературные).

Ну так читайте. Ссылки на ств литературу дал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

cron