Otherside писал(а):Конечно, если Слово действительно является памятником XII века.
То что СПИ действительно произведение конца XII века доказывал А.А. Зализняк (см. СПИ. Взгляд лингвиста), проанализировала версии Л.В. Соколова (см. "История спора о подлинности "Слова...", но "железобетонный" аргумент предложил
Исаченко А.В. Двойственное число в «Слове о полку Игореве» // Заметки к Слову о полку Игореве. Белград, 1941. Вып. 2. С. 34—48Так что даже и не сомневайтесь - конца XII века... Не поздее смерти Ярослава Осмомысла 1.10.1187 г., к которому Автор СПИ обращается к ЖИВОМУ и не ранее "
буйства хиновы"- июльские/августовские иды 1187 года.
Otherside писал(а):Если племенные названия с окончанием на -ичи в XII веке воспринимались как родовые имена и, при этом, слово "русичи" письменные памятники не знают (за единичным исключением), то может быть это означает, что легенда о Русе еще не была в употреблении?...Отсутствие этой легенды в обиходе (и отсылок к ней в тексте Слова) вполне могло помешать поэту XII века (Клименту Смолятичу?) рассматривать всех русских как потомков легендарного Руса.
В моем видении Авторство Климента Смолятича надо отмечать не знаком " ? ", а знаком " ! "
Давайте предположим, что он не знал легенду о Русе, но тогда он должен был знать другую легенду, где родоначальником русичей был другой мифологический герой именем: РУС(ичи) - ведь именование народов с окончанием на "-ич/-ичи" -
эпонимы.
Otherside писал(а):...если эпоним Рус и был известен уже с Х века, то, наверное, в его восточном варианте, как брат Хазара. Легенда о Чехе, Лехе и Русе выходит на сцену позднее, наверное, только со второй половины XIII века, не раньше. При чем, вряд ли можно отождествлять этих двух легендарных Русов, сына Яфета и сына Пана.
А как же Чех из
"Чешской хроники" Козьмы Пражского (ум. 1125):
"Со всех сторон много воды, изобилующей рыбой. Здесь у вас ни в чем не будет недостатка, так как никто не будет вам мешать. Но поскольку в ваших руках будет столь прекрасная и столь большая страна, то подумайте, какое название будет наиболее подходящим для нее». Сопровождающие, словно под воздействием оракула, сказали: «Разве сможем мы найти лучшее или более подходящее название, чем [назвать её] по имени, которое ты, о, отец, носишь; и если твое имя Чех, то пусть и страна будет названа Чехией»
Хотя если на латыни, то «Boemus», ну и Богемия соответственно. О трех же братьях Чехе, Лехе и Русе известно по
CHRONICA POLONIAE MAIORIS (
Великая Польская Хроника)
"от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех..."
Считается, что это первое упоминание, но Хроника датируется не ранее конца XIII в., значит А.В.Соловьев действительно имел ввиду восточные источники:
"...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей..."
-----------
(из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" ("Собрание историй"), составленного в 1126 г. - перевод А.П.Новосельцев)