Антропоморфные изображения в древнем мире

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Niktorium » 09 авг 2012, 16:07

Здравствуйте все!
Первый раз пишу на форуме, хотя читаю его достаточно часто.. Не встречал здесь обсуждения, которое хочу предложить. Если же обсуждение всё же велось, то прошу прощения.
Итак,
изображение богов и людей в Древнем Египте рисовались по определённым схемам.. лицо в профиль - глаз анфасный.. ступни боком - плечи же, так сказать, тоже в анфас и тд..
например как здесь (изображение Амона) - Изображение
Эта тенденция относится только к изобразительному искусству, но никак не к скульптуре.. Собственно относительно Египта это уже оговаривалось разными египтологами..
Интересно вот что...
та же тенденция прослеживается и на древнегреческих изображения Изображение
и в шумеро-аккадской культуре Изображение
и даже в мезоамериканской - Изображение
мало того.. в древнем мире при колоссальных скульптурных шедеврах, абсолютно не точные изображения и зачастую умышленные диспропорции... По сути я не отыскал ни одного достаточно точного изображения человека вплоть до Древнего Рима... конечно я не видел всех изображений и вполне мог пропустить.....тибетская, индийская, китайская, японская... тоже не занимались дитальным копированием человеческого образа... хотя явно были на это способны..
В русской православной иконописной традиции одна из причин диспропорций святых на иконах - это запрет в Писании копировать человеческий образ... Ислам и иудаизм вообще запрещают изображать человека...хотя мусульмане рисуют Пророка... но вместо головы Мухаммеда изображается пламя...
Древние народы не были светские.. возможно религия имела прямое влияние на подачу изображения.

Мне интересно ваше мнение.. На сайте немало компетентных и мыслящих людей. Буду рад дискуссии.
Niktorium
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 авг 2012, 14:08

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Евгений » 10 авг 2012, 12:41

Вопрос-то сформулируйте! А без вопроса - ну, делали так все, потому что целью было при рисовании не передача точной формы, а создание образа, сочетающего в себе внешнюю форму и внутреннее содержание. На петроглифах посмотрите - там колесницы будто расплющенными изображаются, чтобы видно было каждую деталь, чтоб ничего не "подразумевалось", а было сразу видно и понятно - это не чёрточка какая-то, а колесо, и лосей, кенгуру рисовали - со внутренними органами. И человеков тоже рисовали всех на разных уровнях тела развернутыми то в фас, то в профиль, чтобы лучше было видно каждую деталь.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Niktorium » 10 авг 2012, 16:52

Право, неужели Вы думаете что народы у которых каждый шаг был согласован с религиозным мировоззрением и суеверием могли рисовать людей для создания образа просто так, без каких либо объяснений и подоплек? Не спорю что вполне могло было быть место тому что Вы говорите, но не как константа. Детальные скульптуры, высокая архитектура и схематические изображения человека? а раз уж речь зашла о петроглифах то вот Вам пример из Ласко... как известно там в основном изображены животные, причем достаточно не плохо... но есть и немного людей... как, например, здесь - Изображение .. обратите внимание на разницу между качеством соответствия рисунка животного и человека... человек - абсолютно схематично изображен.
Собственно мой вопрос состоит в том, каким образом у разных культур одинаковые схемы для рисунков и почему только для изобразительного искусства применялся запрет (ну или как бы это назвать) на чёткий антропоморфный образ? И есть ли где хоть одно чёткое изображение человека хотя бы до древних греков?
Niktorium
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 авг 2012, 14:08

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Paulius » 14 авг 2012, 19:29

Есть теория о том, что чем больше схематизации и диспропорции в иконографии, тем выше религиозная организация общества. Чем глубже религиозный кризис, тем больше в изображениях реализма, вместе с тем и племенам, с ещё не сформировавшейся религиозной системой, присуще более натуралистическое искусство, как это было с пещерными художниками. Позже в керамике скотоводов и земледельцев космогенические элементы крайне схематизированы и расположены ярусами - небо, земля, вода, хнотический мир. Этих схем было достаточно, чтобы прочесть и проникнуться.
В реалистическом искусстве деформация и гипертрофированность является средством творческого переосмысления и выразительности.
Ars Auro Prior
Аватара пользователя
Paulius
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 06:51
Откуда: USA

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение agafon » 15 авг 2012, 21:45

Niktorium
изображение богов и людей в Древнем Египте рисовались по определённым схемам.. лицо в профиль - глаз анфасный.. ступни боком - плечи же, так сказать, тоже в анфас и тд..


Да ну что вы.... Вы просто не все видели.
Египетские рисунки. Вот люди полностью впрофиль:

Изображение


А вот анфас:

Изображение
agafon
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 08:30

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Niktorium » 20 авг 2012, 13:20

Paulius, нравится Ваш ответ.. Не подскажите что это за теория и где можно подробнее об этом узнать?
Niktorium
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 авг 2012, 14:08

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Niktorium » 20 авг 2012, 13:21

agafon, я имел ввиду общую тенденцию.
Niktorium
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 авг 2012, 14:08

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Paulius » 20 авг 2012, 14:52

Niktorium писал(а):Paulius, нравится Ваш ответ.. Не подскажите что это за теория и где можно подробнее об этом узнать?


Очень давно, в 60-е, в беседах с друзьями-художниками пришли к этой мысли, возможно где-то почерпнуто, не знаю. Может быть у Вельфлина, он, кажется, пытался систематизировать причинно последовательные связи визуального языка в истории искусства.
Ars Auro Prior
Аватара пользователя
Paulius
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 06:51
Откуда: USA

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

Сообщение Сабина » 10 мар 2015, 15:49

Paulius писал(а):Есть теория о том, что чем больше схематизации и диспропорции в иконографии, тем выше религиозная организация общества. Чем глубже религиозный кризис, тем больше в изображениях реализма, вместе с тем и племенам, с ещё не сформировавшейся религиозной системой, присуще более натуралистическое искусство, как это было с пещерными художниками. Позже в керамике скотоводов и земледельцев космогенические элементы крайне схематизированы и расположены ярусами - небо, земля, вода, хнотический мир. Этих схем было достаточно, чтобы прочесть и проникнуться.
В реалистическом искусстве деформация и гипертрофированность является средством творческого переосмысления и выразительности.


Вероятно, самые схематичные антропоморфные изображения - это Т-образные колонны в Гёбёкли-тепе.

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».
На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

http://fr-hamlet.livejournal.com/249042.html

Между Т-образными колоннами и Тау-крестом прямая преемственность вряд ли может быть установлена, зато этот пример прекрасно подтверждает идею, пришедшую из круга людей искусства.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31