shuric писал(а):контраст с Византией как видите огромный.
Все таки было нечто в византийцах ущербное, если они строили такие некрасивые церкви.
Приведенные "образцы западноевропейского искусства" - это собор в Пизе (освящен в 1118г., "красивый" же фасад сооружен около 1160г.) и статуя всадника из собора в Бамберге (ок.1237г. "всего" на 250-300 лет позднее, чем указанные византийские церкви, это уже чистая готика!)
Затевая в 1063г. перестройку собора св.Марка в Венеции, власти города почему-то приглашают "ущербных" византийских строителей, которые за основу берут план, восходящий к юстиниановской церкви св.Апостолов в Константинополе!
Разумеется, романская эстетика и техника строительства(и позже - готическая) отходит от византийских традиций. Но рассуждать на уровне "лучше-хуже", "красиво-некрасиво"...
Кроме того, еще один немаловажный момент: европейские арх. памятники средневековья существовали в "родной" христианской культуре. На романскую основу "надевался" готический фасад, свои следы оставляло барокко. Беспрестанные ремонты, перестройки и реставрации оттачивали форму. Т.е., в подавляющем большинстве случаев, европейский памятник с табличкой "XI-XIIвв." в действительности - сплав творчества разных поколений, разных стилей. Т.е. соответствующий "византийскому" стилю европейский романский стиль увидеть в "чистом" виде практически невозможно.
Памятники же Византии, которым суждено было существовать в условиях чуждой культуры, не "развивались" во времени, в лучшем случае были "законсервированы", в худшем - повреждены или перестроены (а позже - зачастую еще и подвергнуты дилетантской реставрации). Стоит только подивиться мастерству византийских строителей, чьи произведения даже без надлежащего ухода дошли до нас...
"Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы" И.Сталин.