Шлем героя

Модератор: Velhan

Шлем героя

Сообщение Dedal » 28 янв 2006, 19:15

К вопросу о происхождении и символике шлемов.

Прежде всего следует обратиться к тем источникам которые лучше дошли до нас и затем сравнить с исследуемым материалом.
---------------------------------

Древний Египет.
"Короны, которые боги возлагают на царя во время коронации, - это не только знаки отличия его ото всех остальных смертных, но и сильнейшее магическое орудие, помогающее ему как в жизни земной, так и в жизни загробной, бессмертные символы, имеющие тесную связь с миром вышним. «Как счастливы те, кто видит царя в диадеме с чела Ра, - говорится в «Текстах пирамид», - в переднике, дарованном богиней Хатхор, перо (на короне) его – перо сокола (т.е. Хора)». Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот; более того, в «Текстах саркофагов» хеджет описывается как истинное воплощение самого Тота. Одновременно, Белая корона также символизировала Око Хора, змею-урей и нож из метеоритного железа, которые отражали своим пламенем и сиянием любых врагов богов и царя. Корона связывает царя с его предками и потомками, помогает в мире ином обрести просветление и, присоединившись к сонму бессмертных божеств, обрести новое существование среди нетленных звезд в северной части неба. Другая корона, уререт – «та, что делает великим», согласно «Текстам пирамид», не только способствовала его скорейшему воссоединению с божествами, но и давала ему право на власть и первенство среди просветленных духов. Текст «Книги мертвых» утверждает, что эта корона является великим символом Ра и Осириса: «Его диск, - это твой диск, его лучи – это твои лучи, его корона уререт – это твоя корона уререт, его величие – это твое величие, его восход – это твой восход».
Вместе с дешрет, красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти – корону Обеих земель, наиважнейший и, наверное, самый распространенный на изображениях головной убор египетского царя.
Головной убор немес, получивший столь широкую известность благодаря погребальной маске Тутанхамона и представлявший собой платок из плиссированной ткани, также был очень символичным. Как и короны, священная ткань, из которой изготовлялся немес, считалась воплощением сияния и света, а кроме того, цветовая гамма его золотых и лазуритовых полосок символизировала соответственно божественную плоть и божественные волосы.
Среди других распространенных головных уборов царя следует упомянуть большую корону атеф, состоявшую из белой короны Верхнего Египта, обрамленной двумя страусовыми перьями; атеф считалась особо парадным головным убором, который фараон одевал во время торжественных богослужений. За ней по значимости следуют корона хену, в которой перья и солнечный диск, укрепленные на платформе, сочетались с двумя видами бараньих рогов; корона хемхемет, особенно популярная в греко-римское время, состоящая из трех связок тростника и солнечных дисков, помещенных на бараньи рога и платформу.

На короткий синий «ливийский» парик ибес царь мог возложить золотую диадему сешед, подобную той, что была обнаружена в гробнице Тутанхамона, или же надеть корону чени, состоявшую из двух перьев, уреев и солнечного диска, установленных на бараньих рогах.
Благодаря коронам царь не только получал равноправие с богами в ином мире, но и становился живым богом на земле; увенчав голову священными эмблемами, право на которые он получал во время коронации, он тотчас воссоединялся с божественной сутью своих небесных родителей."
(В.В.Солкин)
--------------------------------------

На войне атрибуты царской власти сменяло оружие и предметы военного снаряжения.

"Как в битве, так и в мирное время фараон часто одевал синий кожаный «шлем» Хепреш (воплощение силы царя как преемника Атума), на лбу которого вздымалась священная кобра или золотой «шлем» Хаит, покрытый, как и Хепреш, десятками маленьких золотых дисков, символизирующих солнце."
(В.В.Солкин)

"...его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор, сильный рукою и деятельный как Монт Фиванский, а его отец Амон укреплял его руки ... Амон был защитой его тела..."
(Из летописей Тутмоса 3)

"...в победе и силе подобный Монту, когда облачён он в свои боевые доспехи"
(стела Аменхотепа 2 из Мит-Рахине)
-----------------------------------------

Микенский период демонстрирует не меньшее разнообразие ритуальных головных уборов, для каждого обряда отдельно. Соответственно можно предполагать такое же, как и в Египте, наделение их сакральными функциями.
То же относится и к шлемам. Шлем из кабаньих клыков далеко не единственный известный нам из этого периода.

Можно выделить несколько основных групп:
1)Шлемы из кабаньих клыков или слоновой кости.
2)Из кожи или плотного материала.
3)Бронзовые шлемы.
4)Церемониальные шлемы.

Разнообразием шлемы минойцев были обязаны не только религиозным воззрениям, но и дроблению на отдельные отряды со своими традициями.
Последний раз редактировалось Dedal 28 янв 2006, 19:20, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 28 янв 2006, 19:18

Некоторые данные к вопросу происхождение гребня на греческих шлемах 7-5 вв. до н.э.

Харийс Туманс
"Рождение Афины (Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла)"


------------------------------------------------
1)Фаланга.

При суждении о фаланге необходимо учитывать два аспекта: военный и социальный.
Суть военнного аспекта состоит в том, что фаланга есть не механическая сумма гоплитского вооружения и построения в шеренгу, но ещё и особая тактика и дисциплина.

Социально-политический аспект заключается в необходимости высокого уровня общественной организации, что является важнейшей предпосылкой для создания фаланги.
-------------------------------------------------------------

Гомеровский бой представлял собой довольно неупорядоченное столкновение вооружённых масс, часто распадающееся на серию отдельных поединков. На поле боя в это время доминировали "лучшие", или, говоря гомеровским языком, "славное племя героев". Они превосходили рядовых воинов не только своей силой, выучкой и мужеством, но и качеством вооружения. Их оружие было гораздо лучше, чем у простых общинников. Так, например, бронзовые панцири имели только лучшие герои обоих войск.

Защищенный доспехами, хорошо вооружённый и умелый воин-профессионал стоял на порядок выше рядовых пехотинцев, справиться с которыми для него не представляло труда. В этом отношении показателен один эпизод из "Илиады", где Одиссей раздумывает над тем, сразиться ли ему с равным по силе и достоинству ликийским царём Сарпедоном или обрушиться на простых ликийцев и перебить их как можно больше.

Где-то на стыке 8-7 вв. до н.э. колесницы исчезли из вазовых росписей и их место заняли изображения вооружённых всадников.

Здесь могло быть два рода причин.
Первый - это унификация вооружения и распостранение тяжёлого доспеха среди широких слоёв населения.
Как только простой воин смог приобрести себе такое же вооружение, как гомеровский Одиссей или владелец аргоского доспеха, он сразу уравнялся с ним на поле боя. Значит, чтобы удержать за собой превосходство, герои были вынуждены персесть на коней.
Содержать коней в условиях Греции могли только аристократы и поэтому конь издревле был символом аристократического статуса (в то время как условием гражданского статуса было обладание земельным наделом).
Так что, отказавшись от колесниц, герои ничего не потеряли. Они сохранили свой статус и преимущество на поле боя, позволявшее им легко подявлять беспорядочную пехоту.

Во-вторых, для того, что бы аристократы отказались от колесниц и пересели на коней, нужен был какой-то внешний толчок. Таким толчком могла быть только реальная военная компания, которая продемонстрировала бы преимущество конницы перед пехотой.

Леландская война была как раз такой компанией. Согласно античной традиции, на помощь халкидянам пришёл царь Клеомах с фессалийскими всадниками. Сам он погиб, но его конница одержала победу и решила исход всей войны. Очевидно это и был тот решающий фактор, который вызвал повсеместное появление аристократической конницы.

Теперь конница стала безраздельной владычицей на полях сражений. Началась непродолжительная эра её господства. Это было блестящее время кавалерии, непобедимость которой вошла в поговорку (Strab.,XIV,643). Тогда то и закрепилось понятие "всадники" в качестве социального обозначения аристократии.
Установилась прочная взаимосвязь между господством аристократии на поле боя и её властью в государстве.
Её впервые выявил и описал Аристотель:"...в древние времена в тех государствах, сила которых основывалась на коннице, был олигархический строй; при помощи конницы они вели войны со своими соседями. Так было, в Эретрии и Халкиде..." (Pol.,1289 b 36-40/ Пер. С.А.Жебелева)
О всадниках-аристократах на Эвбее рассказывает также и Геродот. Он их называет гиппоботами.

Политическому доминированию аристократии в архаической Греции Аристотель нашёл логическое обоснование:"объясняется это тем, что тогда на войне силу и перевес давала конница, а тяжёло вооружённая пехота за отсутствием в ней правильного устройства была бесполезна..."(Pol.,1297 b16-19). Здесь философ иллюстрирует основной принцип политической организации полиса: в государственном управлении доминирует та социальная группа, которая имеет решающую силу на поле боя. Этот принцип вполне соответствует гомеровской модели общества, в котором политический статус человека ставится в зависимость от его статуса на войне.

Далее философ продолжает:"С ростом государств и тяжеловооружённая пехота получила большое значение, а это повлекло за собой участие в государственном управлении большого числа граждан"(Pol., 1297 b 23 sq.). Пехота же снова стала что-то значить только тогда, когда появилась фаланга. Следовательно, демократизация политического устройства и появление фаланги были тесно связаны.

Только плотный строй фаланги смог противостоять всадникам. Греки сами в этом убедились, когда их фаланга успешно отразила все атаки прославленной персидской конницы в битве при Платеях.
С появлением фаланги конница стала бессильна против тяжёлой пехоты и сразу исчезла как самостоятельный род войск. Поэтому в классическую эпоху роль небольших конных отрядов свелась к чисто вспомогательным фукциям (Hdt,IX,68;Thuc.,II,79;IV,44). Только при Александре Македонском кавалерия снова вернула своё значение.
--------------------------------------------------------

Социально-политические причины.
Время появления фаланги было у разных полисов различным и, что характерно, именно на соответствующий период приходится возникновение и расцвет раннегреческой тирании. Исследователи уже не раз отмечали тесную взаимосвязь обоих явлений (Nilsson M.P.,Andrewes A.,Salmon J.).
Согласно античной традиции, гоплитский круглый щит появился впервые в Аргосе, и большинство специалистов сходятся во мнении, что там же, по всей видимости, впервые возникла фаланга при тиране Федоне, который впервые применил её в битве при Гисиях.
Эта битва принесла Федону победу, а фаланге славу, способствовавшую её быстрому распостранению в греческом мире.

Тираны, как правило, приходили к власти на волне социальной борьбы. Об этом совершенно ясно говорит Аристотель: он приводит целый ряд примеров, показывающих, что тиранами становились народные лидеры - демагоги, выступавшие против господства "знатных и богатых". Показательно что чуть ли не все эти тираны изначально были полководцами, то есть военными вождями того же самого демоса (Arist. Pol., 1305 a 11; FGH 90,57).
Таким образом, политическое противостояние демоса и аристократии совпало с военным. Нет ничего удивительного в том, что благодаря этому противостоянию демос, составлявший пешее ополчение, мог организоваться в фалангу под руководством своего военного и политического лидера. Это сразу же дало ему превосходство над всадниками, и не только военное, но и политическое.

Итак, фаланга, появившись в разгар социальной борьбы, послужила вначале трамплином для достижения власти тиранами. Не смотря на это, она благополучно пережила тиранию и стала военной основой классическогго полиса.
С момента своего возникновения она выбила почву из-под ног аристократии и лишила её сначала военного, а затем и политического господства. Аристократы были вынуждены подчиниться коллективу полиса, слезть с коней и встать в пеший строй своих сограждан.

Есть и ещё один аспект, в котором открывается соответствие фаланги традиционнным ценностям: она унаследовала старую аристократическую идеологию оружия и этику боя.
Вместе с тяжёлым вооружением фаланга переняла у аристократии и соответствующую ему систему ценностей. Поэтому метательное оружие долгое время оставалось непопулярным, считалось недостойным настоящих граждан и состояло на вооружении метеков и низших социальных категорий населения.
К тому же тактика фаланги предусматривала ближний бой без каких-либо тактических ухищрений, опираясь только на силу и стойкость. В основу такого боя была положена идея аристократического поединка, который теперь стал делом не отдельных героев, а всего коллектива.
Появление фаланги явилось революционным новшеством, радикально повлиявшим на сакрально-политическую историю греческих городов, а сама по себе она была продуктом долгого развития и совмещения различных элементов традиции.
--------------------------------------------------------------

2)Обоснование (легитимация) тирании на одном характерном примере.

Килонова смута.
В изложении античных авторов есть одна характерная особенность: когда они начинают рассказывать о Килоне и представляют его читателю, то первым делом указывают, что он был олимпийским победителем. Геродот вообще больше ничего не сообщает о его личности, а Фукидид только после этого добавляет, что он был человеком влиятельным и происходил из знатного рода, далее особо поясняя, что власть в Афинах причиталась ему именно как олимпийскому победителю.

Богоравные почести олимпиоников вытекали непосредственно из старой эпической модели социального статуса, которая предусматривала, что царской властью должен был обладать самый лучший, независимо от происхождения и от того, занят ли трон в данный момент.
Достаточно было совершить выдающийся подвиг на благо всей общины, чтобы заслужить царскую власть.
Олимпийская победа как раз и была таким подвигом, ведь божественная благодать и благоволение Зевса Олимпийского распостранялись не только на самого победителя, но и на весь его город. Естественно, что этот избранник божества считался достойным управлять своим городом и быть царём (К.К.Зельин "Олимпионики и тираны",ВДИ,1962,4)

Это право было тем более обоснованным, что Килон получил соответсвующий дельфийский оракул, в котором Аполлон давал ему совет занять Акрополь. Следовательно, Килон имел божественную санкцию своим притязаниям. Даже если предположить что оракул был сфабрикован им самим, хотя это не факт, несомненно то, что свою легитимацию Килон основывал на древнем религиозном праве и божественной санции. Благодаря этому его "харизма" значительно выросла и он имел возможность представить себя исполнителем воли Аполлона.

Ещё можно отметить одно обстоятельство Килон нашёл поддержку в среде "товарищества сверстников", то есть аристократической гетерии к которой он относился.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 05 фев 2006, 13:35

Некоторые сходные элементы встречающиеся у разных шлемов.
______________________________________________

http://histseeship.narod.ru/hel1.jpg

1)Эволюция шлема:
1,2 - микенская Греция (13 в. до н.э.);3 - фригийский колпак;4 - Греция, 650 г. до н.э.;5 - Ассирия (7 в. до н.э.); 6 - Греция, 6 век до н.э.

как видно, гребень появится позднее. Вариативность формы вызвана материалом из которого делался шлем (технологией) и местными традициями.
_________________________________________________

http://histseeship.narod.ru/hel2.jpg

2)Изменение формы гребня, придававшегося к разным шлемам в разные периоды:
1,2 - микенская Греция;3 - "Ваза воинов", обратная сторона (1200 г. до н.э.);4 - ;5 - римский преторианец.
_________________________________________________

http://histseeship.narod.ru/nel3.jpg

3)Микенские колоколовидные (скажем так :) ) шлемы из разных материалов:
1 - микенский всадник;2,3,4 - пешие воины; 5 - щитоносец; 6 - колесничный боец; 7,8 - бронзовые шлемы; и впридачу - 9 - Ассирия, 7 в. до н.э.
_________________________________________________

http://histseeship.narod.ru/hel4.jpg

4)Ещё один микенский "фасон":
1 - из кабаньих клыков; 2 - с о.Санторин; 3 - с о.Крит; и для сравнения - 4 - Ассирия, 7 в. до н.э.
_________________________________________________

http://histseeship.narod.ru/hel5.jpg

5)Сопоставление микенского шлема(1) и из Италии(2, 8 в. до н.э.,культура вилланова)
Последний раз редактировалось Dedal 06 май 2006, 17:06, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 05 фев 2006, 15:53

Эволюция шлема


Ну вот, электричество, вижу, наконец, дали :).

Ассирийцы после греков? Классная эволюция! :D Поздравляю, это поистине новое слово в науке. Предлагаю расширить эволюцию "от простого к сложному", введя третий пункт: 1) греки, 2) ассирийцы, 3) шумеры.


В свою очередь, я решил воспользоваться Вашим методом. И строго его придерживаясь, сумел наконец прояснить эволюцию, которая привела к появлению германского шлема обр. 1916 г. :)

http://img.photobucket.com/albums/v223/Mladshy/Helm_evolution.jpg


"Вот. По-моему, получилось" (с) О. Бендер

А если серьезно, если назовете мне источник на 2.1, 3.7,8 и 5.1, будет замечательно. А если покажете в полном виде источник, кусками которого являются 2.1 и 5.1 (там даже идентичный муар от сканирования), будет еще лучше.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 05 фев 2006, 20:55

Младший
"Ну вот, электричество, вижу, наконец, дали."

Не сыпьте соль на рану, вот морозы ударят и опять начнётся :(

"Ассирийцы после греков? Классная эволюция! Поздравляю, это поистине новое слово в науке. Предлагаю расширить эволюцию "от простого к сложному", введя третий пункт: 1) греки, 2) ассирийцы, 3) шумеры."

"А может быть в этом сермяжная правда жизни" ;) (с) Васисуалий Лоханкин.

Примечание к подборке :) :
Всё что не понравилось, недовольные могут заменить иллюстрациями более поздних шлемов из Коннолли и Вэрри - там их куча, а то мне искать некогда.

"А если серьезно, если назовете мне источник на 2.1, 3.7,8 и 5.1, будет замечательно. А если покажете в полном виде источник, кусками которого являются 2.1 и 5.1 (там даже идентичный муар от сканирования), будет еще лучше."

Эт можно 8):

2.1,5.1 - от создателя реплики паноплии из Дендры:
"Here a battle representation coming from a Mycenaean silver crater from Mycenae dated end of XVI Century B.C."

"Archaeologica Homerica" Kriegwesen, vol. 1 and 2, written in German.

Kriegswesen.
Hans Günter Buchholz; Joseph Wiesner
Series: Archaeologia Homerica ;; Bd. 1, Kapitel E;
1977-
German Book v. <1-2 > : ill. ; 25 cm.
Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, ; ISBN: 3525254040 (v. 1)

Картинка чуть позже.

Вспомнил, есть ещё современный рисунок с таким гребнем в "Войны и сражения Древнего мира"
______________________________________________
3.7,3.8 - в интернете они часто встречаются вместе с паноплией из Дендры.
Исчерпывающая ссылка:

http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboa ... 2;view=old

Бронзовые шлемы с нащёчниками в микенской Греции известны со второй половины 15 в. до н.э.(гробница V Айос Иоаннис (Кносс) - (с) А.К.Нефёдкин)
_______________________________________________

Это всё изображения микенских шлемов как раз в контексте. Меня же больше удивляет шлем 4.3
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 06 фев 2006, 10:34

Dedal писал(а):Всё что не понравилось, недовольные могут заменить иллюстрациями более поздних шлемов из Коннолли и Вэрри - там их куча, а то мне искать некогда.


Dedal, такое впечатление, что Вас здесь прям осаждают толпы недовольных. Чего-то я, оглядевшись вокруг, вообще никого не вижу. :)

2.1,5.1 - от создателя реплики паноплии из Дендры:
"Here a battle representation coming from a Mycenaean silver crater from Mycenae dated end of XVI Century B.C."


Ну вот это другое дело. Поистине отдельный вопрос, как при таком хорошем знании фактологии Вы постоянно умудряетесь порождать такие чудовищные выводы. Прям как Земля-Гея :). Безобразие какое-то :).
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 06 фев 2006, 19:04

Младший
"Dedal, такое впечатление, что Вас здесь прям осаждают толпы недовольных. Чего-то я, оглядевшись вокруг, вообще никого не вижу."

У-у-у ещё как осаждают, только не здесь, а на других форумах.
А здесь как раз удобно выкладывать всю информацию по вопросу, с разных точек зрения, чтобы получить объективное решение.
_______________________________

"Ну вот это другое дело. Поистине отдельный вопрос, как при таком хорошем знании фактологии Вы постоянно умудряетесь порождать такие чудовищные выводы. Прям как Земля-Гея . Безобразие какое-то"

Тем не менее некоторые темы ("священное оружие", "Тавромахия") прошли "проверку" у специалистов и, что самое нтересное, "чудовищные выводы" - оказались близки к истине.

Вот и со "Шлемом героя" я бы тоже не спешил с выводами, время покажет.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Гиви Чрелашвили » 21 фев 2006, 19:24

Младший писал(а):Ассирийцы после греков? Классная эволюция!


А кто может точно сказать ? Может, греки и были раньше ассирийцев.
Времени-то сколько прошло.
Конечно, по существующим выкладкам современных историков и археологов, ассирийская цивилизация возникла раньше греческой.
Но что заставляет до сих пор будоражить наш ум, так это труд "Критий" Платона из знаменитых платоновских "Диалогов".
Египетский жрец поведал Солону, что были другие Афины, так сказать, Афины первой волны, до знаменитой (хоть и легендарной) катастрофы, которые вели кровавую войну с Атлантидой.
Жрец называет дату того времени, когда существовала Атлантида.
Получается 96 г. до н.э. Это уж точно до ассирийцев.
Конечно, можно от этого отмахнуться. Всё равно доказать сие невозможно. Но катастрофа Атлантиды уж очень перекликается и с библейским Всемирным Потопом, и с подобнейшим же древнегреческим мифологическим уничтожением рода челолеческого, когда был спасен лишь Девкалион со своим семейством (ну, вылитый Ной !)
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Одиссей » 23 фев 2006, 22:05

Гиви, всё ли я правильно понял, 96 год до н.э., или опечатка? :?:
Одиссей
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 фев 2006, 20:24
Откуда: Итака

Сообщение Гиви Чрелашвили » 24 фев 2006, 01:46

Да, конечно же, опечатка: 96 век до н.э.
Годы жизни знаменитого греческого деятеля Солона: (640 или 635 - 559 г.г. до н.э.)
Еще одна ошибка: рассказ египетского жреца Солону устами Крития помещен Платоном не в диалоге "Критий", а в диалоге "Тимей".
Оба диалога нам ведают об Атлантиде, но конкретно слова о том сколько лет тому назад это было, находятся в диалоге "Тимей".
Цитата:

"Жрец ответил ему: "Мне не жаль, Солон; я все расскажу ради тебя и вашего государства, но прежде всего ради той богини, что получила в удел, взрастила и воспитала как ваш, так и наш город. Однако Афины она основала на целое тысячелетие раньше, восприняв о ваше семя от Геи и Гефеста, а этот наш город - позднее. Между тем древность наших городских установлении определяется по священным записям в восемь тысячелетий. Итак, девять тысяч лет назад жили эти твои сограждане, и чьих законах и о чьем величайшем подвиге мне предстоит вкратце тебе рассказать; позднее, на досуге, мы с письменами в руках выясним все обстоятельнее и по порядку. Законы твоих предков ты можешь представить себе по здешним: ты найдешь ныне в Египте множество установлении, принятых в те времена у вас, и прежде всего сословие жрецов, обособленное от всех прочих, затем сословие ремесленников, в котором каждый занимается своим ремеслом, ни во что больше не вмешиваясь, и, наконец, сословия пастухов, охотников и земледельцев; да и воинское сословие, как ты, должно быть, заметил сам, отделено от прочих, и членам его закон предписывает не заботиться ни о чем, кроме войны. "

(Платон. Диалоги. Тимей.)

http://www.philosophy.ru/library/plato/tim.html

А теперь посчитаем: 9 тысяч лет назад - это 90 веков.
Плюс 6 веков до н.э., когда жил Солон.
Итого 96 век до н.э.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Re: Шлем героя

Сообщение Гиви Чрелашвили » 24 фев 2006, 03:21

Извините, Дедал, вы, наверно, меня посчитаете занудой, тем более, что это мизерное замечание и к существу дела никак не относится.
Но...

Dedal писал(а):Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот(В.В.Солкин)


Тот действительно был лунным божеством, а вот Осирис - нет.
Он был богом производительных сил природы, а также богом мертвых и царем загробной жизни, вытеснив таким образом Анубиса, который стал его спутником и помощником (Среднее царство).
Начиная с Нового царства Осириса изображали с солнечным диском на голове и отождествляли с богом Ра (Ра-Осирис), как того раньше отождествляли с богом солнца Амоном (Амон-Ра).
Т.е., Осириса, скорее, можно назвать солнечным божеством, чем лунным.
Ни о каких лунных функциях Осириса я ничего не знаю.
Ссылаюсь я на информацию из Большого Энциклопедического Словаря по Мифологии
(Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", Москва, 1998)(Осирис. Стр. 418-419, автор статьи в словаре об Осирисе - Д.Г. Редер).
Ссылки Редер делает на древнеегипетские тексты (что недоказуемо), но и на вполне определенный труд - трактат Плутарха "Об Исиде и Осирисе".
Ну, и, конечно, кроме этого, я довольно много интересовался египетской мифологией. Это не есть аргумент, а вот в качестве аргумента то, что я дал выше.
Поэтому, я думаю, Солкин ошибается, когда называет Осириса лунным божеством.
На самом деле, египетская мифология очень неоднозначна. Греческая куда более однозначнее. Постоянное отождествление богов друг с другом, постоянный переход функций одного бога к другому или совмещение этих функций кого угодно с ума могут свести.
В Атефе - короне, состоявшей из белой короны и красных перьев, действительно были изображения Осириса и Тота. Но из этого вовсе не следует, что Осирис, как и Тот, - лунное божество.
Вот, кстати, неплохой ресурс на эту тему.

http://www.foxdesign.ru/legend/osiris2.html
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

список литературы к прочтению

Сообщение VVS » 05 дек 2007, 17:40

Приветствую всех!

Обычно если я пишу что-то, то значит, хорошо знаю предмет. И знаю, на какие источники или исследования я опираюсь.
Осирис уже со времени Среднего царства считается не просто лунным божеством, но как Осирис-Ях воплощает собой саму суть луны. В текстах таинств месяца Хойак (Дендера, верхние святилища Осириса), а также в тексте ритуала Сокара-Осириса в Мединет Абу подробно описывается связь форм Осириса и луны, в том числе - смерть Осириса, совпадающая с днями, когда луна не видна и т.д. А вот Тот, лунное божество, как и Хонсу и Неферхотеп впрочем, но связан с исчислениями лунных циклов, а не с самой сутью луны.

Литература:

Mikhail L.B. The Festival of Sokar. An Episode of the Osirian Khoiak Festival.// GM 82 (1984), p. 25.
Wohlgemuth G. Das Sokarfest. Göttingen, 1957, s. 8-11.
Gaballa A.G., Kitchen K. The festival of Sokar. Rome, 1969 (Orientalia 38), pp. 25, 27, 34.
Goyon J-Cl., Le cérémonial pour faire sortir Sokaris.// RdE 20 (1968), pp. 63-96.
Chassinat E. Le mystère d’Osiris au mois de Khoiak. Le Caire, 1968, t.II, p. 457.

На русском пара строк, хоть и с дефектами, есть в работе
Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М., 1985, с. 79.

Виктор Солкин
VVS
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 дек 2007, 17:15


Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11