В Галиции в начале 20 века посредством политики Австрии и Польши преобладали сторонники унии, называвшие себя "украинцами". Им противостояли "москвофилы", сторонники сближения с Восточной Украиной и Россией. Вот во что вылилось это противостояние во время Первой мировой войны.
Что касается Ужгорода и отношения к партии "Свобода", то об этом также свидетельствует депутат Европарламента Бела Ковач.
"В первые месяцы войны, по малейшему подозрению или непроверенному доносу, "москвофилов" или заподозренных в "москвофильстве", без суда и следствия, арестовывали, вешали, а, в лучшем случае, ссылали в концентрационные лагеря вглубь Австрии. Наступавшая тогда русская армия на каждом шагу натыкалась на следы этих зверств, нередко, — на еще не остывшие тела повешенных, среди которых были и женщины.
Ссылаемые подвергались всяким издевательствам со стороны не только австрийской жандармерии, но и распропагандированных масс, считавших их "русскими шпионами". Убийства арестованных, иногда прикалывание штыками на улицах города (например в Перемышле) были обычным явлением. Во время этих бессудных расправ погибло не мало людей. Не мало погибло и в концлагерях, где они находились в невыносимо тяжелых и физических, и моральных условиях. Одной из жертв таких расправ пал уважаемый всеми священник о. Максим Сандович. Он был расстрелян без суда в сентябре 1914 г. в Горлицах. Падая, он воскликнул: "Да здравствует Русский народ и святое Православие!" Палачи докололи его штыками...
Размер книги не дает возможности уделить много места описанию всех тех зверств и издевательств, жертвой которых были галичане, не согласные с русоненавистнической деятельностью галицийских "украинцев".
Весьма подробно и строго документировано изложены они в четырех выпусках "Телергофского Альманаха", изданных во Львове в 1924-32 годах. Этот альманах назван "Телергофским" по имели главного концлагеря, в котором люди страдали единственно за свою верность идее единства Руси.
31 мая 1934 г. во Львове состоялся "Телергофский Съезд", на котором собрались уцелевшие его заключенные и их друзья и был открыт памятник жертвам Телергофа, который одновременно был и памятником всем жертвам террора, свирепствовавшего в Галичине и Закарпатья в годы войны.
Этот террор не пощадил даже депутатов Венского Парламента — "москвофилов", хотя по закону они и пользовались неприкосновенностью. В 1915 году был инсценирован процесс "изменников", по которому, на основании ложных доносов, семь человек были приговорены к смертной казни, в том числе депутаты Парламента Дмитрий Марков, Владимир Курилович и другие. Депутат-священник, Роман Чайковский, провел в Телергофе 28 месяцев и только в 1917 году был оттуда выпущен.
Известие о смертном приговоре депутатам Парламента взволновало весь мир. За них ходатайствовал испанский король — и смертная казнь была заменена пожизненным заключением. В 1917 году они были амнистированы.
Но не ходатайствовали за них их же коллеги — депутаты, галицкие "украинцы", которые тогда были в особой милости у Правительства, хотя, как депутаты, и могли это сделать. Не поддержали они и запроса, сделанного в Венском Парламенте поляком, Дашинским, который с парламентской трибуны протестовал против террора в Галичине и Карпатской Руси, жертвы которого Дашинский исчислил в 30.000 повешенных и 80.000 интернированных.
Впоследствии, после падения Австрии, за которую они так самоотверженно боролись, галицкие "украинцы", желая себя оправдать писали в своих газетах (напр. "Дiло", май, 1934 года), что репрессированы были не только "москвофилы", но и "украинцы". Но никаких доказательств этого утверждения привести не могли.
О настроениях же "украинцев" в то время пишет в своих воспоминаниях бывший смертник, упомянутый выше, депутат Курилович, следующее: "читают обвинительный акт — глупые фразы и сказки, которые не могли убедить ни одного юриста, но зато убедили известного украинского шовиниста — Павлюха, который за моими плечами, на скамье слушателей, ревет, громко пенится: "хоферретерн ауфхенген!" — изменников повесить! Потом проходят сотни свидетелей. Немцы, чехи и поляки дают показания или для нас благоприятные или безразличные; зато наши "родимцы" фантазируют (не скажу — простите — брешут), а каждый кончает: Распни! Распни Русь! Спасай Австрию!" (В. М. Курилович. "Прага-Вена-Арад". Напечатано в календаре за 1934 год, изданном во Львове О-вом имени Качковского).
Не удивительно, что, в результате всего происходившего, те галичане, которые не считали себя "украинцами", были терроризированы и с особенной радостью ожидали прихода русских войск, видя в них своих спасителей, с которыми они охотно сотрудничали и которым старались всячески помочь.
Во время этого сотрудничества, разумеется, не мало было жалоб "москвофилов" на своих обидчиков — "украинцев". Но, в большинстве случаев, они были безрезультатны, т.к. обидчики заблаговременно удирали перед наступавшей русской армией и были вне ее досягаемости. В редких же случаях, когда активные "украинцы" не успевали скрыться, а их вина или активная антирусская деятельность бывала доказана — их попросту высылали в Россию. Не в концлагеря и тюрьмы, а на положение беженцев, не желая иметь в районе военный действий элемент, определенно враждебный России.
Даже такой выдающийся антирусский деятель Галиции, как польский граф Шептицкий, униатский митрополит, в начале был оставлен на своей кафедре во Львове, хотя русским властям и была хорошо известна его деятельность и тесная связь с австрийской разведкой. Еще задолго до войны он побывал в России по фальшивому паспорту — надо полагать для работы, о которой не принято говорить.
Оставленный на кафедре, митрополит дал слово русским властям политикой не заниматься, а буквально на следующий день, собравши в соборе священников давал им объяснения как им держаться с русскими, которым, по его словам, нельзя верить, ибо они "волки в овечьей шкуре".
После этого он был со всем комфортом переселен в один из монастырей Центральной России, где и прожил, ни в чем не нуждаясь, до 1917 года, когда Временное Правительство разрешило этому врагу России, во время войны, выехать в Австрию и занять там свое место в австрийской Палате Господ, членом которой он являлся, как митрополит.
После падения Перемышля (март 1915 года) население Галичины считало, что это конец Австрии и старалось всячески приобрести расположение русских властей, веря что Галиция отойдет к России. Вероятно из этих побуждений один из служащих митрополита Шептицкого донес русским властям о существовании тайного архива митрополита, замурованного в подвале. Когда этот архив был открыт, в нем обнаружили собственноручно писанную митрополитом докладную записку австрийской разведке, как надо действовать в случае оккупации Австрией территорий Российской Украины. Записка эта была писана после данного обещания не заниматься политикой.
В Галичине, отданной Польше, по переписи 1936 года в рубрике о национальности 1.196.885 человек назвали себя "русскими". "Украинцами" назвали себя 1.675.870 человек. Таков был результат после многолетней деятельности власти, направленной к полонизации или поддержке "украинства", как Правительством, так, особенно энергично, униатской церковью, к которой принадлежало все население Галичины и которую возглавлял польский граф — Шептицкий, родной брат польского военного министра. В условиях польской "демократии" требовалось не мало гражданского мужества назвать себя" "русским".(
http://www.ukrstor.com/dikij/dikij2-11.html )
"Депутат Европарламента Бела Ковач, представляющий венгерскую, националистическую по ориентации, «партию власти» «Йоббик», выступил с гневным заявлением в адрес коллег из украинской настолько же националистической «Свободы».
«С глубоким возмущением я узнал о том, что ваша партия организует марши и насильственные акции в Ужгороде и Берегово против венгерской общины», — говорится в письме Ковача, адресованном лидеру «Свободы» Олегу Тягнибоку.
По словам Ковача, в закарпатском местечке Берегово поздно вечером 29 марта сторонники «Свободы» прошли маршем, выкрикивая грубые антивенгерские лозунги: «Венгры – свиньи», «Венгры, вон из Закарпатья!», «Смерть мадьярам!».
Статья по теме
Петлюровцы в городе
Отметим, что в Берегово большинство населения (48%) составляют венгры, это единственная область Украины, где венгерский имеет статус регионального языка, а государственный флаг Венгрии развивается над местным райсоветом наравне с украинским.
Как пояснил Ковач в комментарии «Ридусу», из сообщений закарпатских венгров он узнал, что по окончании марша «свободовцы» избивали этнических венгров, в том числе, подростков. Более того, подобными же неприятными инцидентами был ознаменовано празднование закарпатскими венграми годовщины национально-освободительной революции 1848–49 годов.
«В селе Берегово отмечался национальный праздник, куда съехались различные венгерские фольклорные ансамбли, — пояснил президент Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Алексей Кочетков. – На это празднование целенаправленно приехала пара автобусов активистов партии «Свобода», которые под антивенгерские лозунги начали жестоко избивать участников празднования, прежде всего, под раздачу попали подростки». По словам Кочеткова, «свободовцы» адресно избивали всех, кто прикрепил в тот день себе на грудь ленточку с цветами национального венгерского флага.
Новость по теме
Задержанных за снежное нападение «свободовцев» отпустили
Вместе с тем, необходимо отметить, что совсем еще недавно «свободовцы» с европейскими националистами, что называется, «в десна жахались». Тот же самый Ковач публично подтверждал теплые личные отношения с Тягнибоком, а в 2009 году дал «Свободе» рекомендацию по вступлению в европейский альянс националистов. Но теперь Ковач поступил согласно выражению героя одного советского фильма: «Я вас выдвинул, я вас и задвину».
«Как вице-президент и казначей Альянса европейских национальных движений я сообщаю, что мы в дальнейшем ни в какой форме не желаем сотрудничать с организацией, которую представляет Олег Тягнибок», — заключил Ковач.
Также стоит напомнить, что Ковач и Тягнибок — оба входят в в международный рейтинг главных антисемитов 2012 года, который был опубликован 28 декабря в США Центром Симона Визенталя, всемирной еврейской организацией по борьбе с антисемитизмом. Первый, правда, занимает всего лишь 20-е место за предложение провести перепись еврейского населения Венгрии, а второй – почетное пятое, за призывы «бороться с жидвой».(
http://minprom.ua/forum/126452.html )