Analogopotom писал(а):Впервые римская традиция связала Дидону с Энеем в поэме Невия (3-2 вв. дон.э.) о Пунической войне, т.е. спустя веков 7-8 ( а по римской традиции, все 10) после легендарных событий.
Вечное проклятие Дидоны послужило casus bellli. Римляне всегда ссылались на то, что правительница Карфагена первой объявила им войну.
Достойнейшее замечание !
Действительно, многие считают, что именно в поэме Гнея Невия "Пуническая война"
впервые и возник сюжет об Энее и Дидоне.
Гней Невий - одна из загадок римской поэзии.
Участник Первой Пунической войны, он считается вообще одним из первых римских поэтов (вместе с блистательным Квинтом Эннием).
Гней Невий умер в 201 г. до н.э. Свою самую значительную работы - поэму "Пуническая война" в 7 книгах - он завершил незадолго до смерти (предположительно 203-202 г.г. до н.э.)
Не секрет, что на Вергилия поэзия Гнея Невия значительно повлияла.
4 Книга "Энеиды" - это по сути обработка этого сюжета Гнея Невия.
Аналогопотом ставит вопрос правильно: как так получилось, что впервые в римской литературе одна из основополагающих легенд о возникновении Рима (и в частности, сюжет об Энее и Дидоне, неразрывно с ней связанный) появилась только через 10 веков после тех легендарных событий, когда Эней прибыл в Карфаген после падения Трои, и 5 с половиной веков после возникновения Рима ? И откуда тогда вообще Гней Невий взял этот сюжет, если до этого о нем ничего не писали ? Не из уст же римских бабушек-старушек такой значительный поэт взял этот сюжет !
К сожалению, поэзия Гнея Невия до нас не дошла (как и поэзия Квинта Энния; думаю, что его поэма "Анналы" тоже могла бы пролить свет на этот вопрос).
Точно ответить на этот вопрос невозможно, но кое-какие зацепки у меня есть.
Легче всего предположить, что всё-таки такие источники были и до Гнея Невия, и именно на них он и опирался. Просто мы о них ничего не знаем, поскольку они до нас не дошли. А иначе придется предположить, что сюжет об Энее и Дидоне - это выдумка Гнея Невия, которую потом обыграл Вергилий.
Однако есть основания предположить, что не так.
Произошло то, что часто в истории и происходит. Кто-то, опираясь на кого-то, описывает события. Он даже на него ссылается (возможно, через несколько веков, поскольку тогда источник был ему доступен). Но до нас дошел только второй источник, а первый - не дошел. Но по второму источнику мы узнаем, что и первый, оказывается, был.
Сведений о том, что и до Гнея Невия кто-то об этом писал, мизерно мало.
Но есть. Просто об этом было написано сухо, невыразительно, нельзя даже сравнить с великолепным поэтическим слогом Гнея Невия. Поэтому и не запомнилось.
Читаем Плутарха "Сравнительные жизнеописания. Ромул".
Почти самое начало.
Вот там и всплывает имя Фабия Пиктора.
Интересно, что в небольших отрывках его сочинения до нас дошли.
Маркиш (переводчик Ромула) пишет в "Примечаниях", что именно Фабий Пиктор и является первым римским писателем, описавшим путь Энея в Италию и последующую историю его потомков (кстати, на греческом языке). Жил Фабий Пиктор раньше Гнея Невия.
Поэма Гнея Невия вышла в самом конце 3 века до н.э., а Фабий Пиктор (это всё, что известно), жил в 3 веке до н.э. То есть, всё-таки получается раньше, чем Невий. Весьма вероятно, что именно от него почерпнул информацию Гней Невий.
Вы можете спросить: "Ну, и что ? Хрен редьки не слаще. Ну, чуть раньше, но не намного. Тот же 3 век до н.э. Ну, Пиктор, а не Невий. Вопрос-то всё равно остается. Слишком поздно, те же 4 века после возникновения Рима".
Рискну предположить, что до Пиктора у римлян вообще была литература на мизерном уровне. Не до этого им было.
Да, похоже, что Пиктор был первым из римлян, кто об этом написал.
Но это не значит, что до него об этом никто не писал !
Плутарх пишет, что Пиктор позаимствовал эти сведения от какого-то грека Диокла с Пепарефоса. Об этом Диокле нам вообще ничего не известно. Кроме этого одного места у Плутарха, это имя больше не встречается ни у кого. Интересно, что тот же Маркиш пишет (сам же сказав, что о Диокле ничего не известно), что некоторые предполагают, что Диокл был современником Пиктора.
Вот это мне совсем непонятно. Если о нем ничего не известно, как же можно предполагать, что Диокл был современником Пиктора ? Этого никто не знает. Диокл мог жить и гораздо раньше.
Плутарх говорит, что первым (подчеркиваю, первым) об этих сведениях написал именно Диокл.
"Самую правдоподобную и подкрепленную наибольшим числом свидетельств версию в главных ее чертах впервые передал грекам Диокл с Пепарефоса. Ее принял почти без изменений Фабий Пиктор, и хотя между ними имеются некоторые расхождения, в общем содержание их рассказа сводится к следующему..."
Короче, ниточка есть.