Положение женщин в минойском обществе

Модератор: Velhan

Сообщение Dedal » 02 ноя 2004, 18:09

"Так, например, И. Ю. Шауб (Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья, StratumPlus, 1999; интересующимся стаью могу выслать,интерпретирует изображение на трехчастной пластине из кургана Карагодеуашх: на средней части изображен энарей неопределенного пола."

Очень даже интересно взглянуть, поддерживаю.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 03 ноя 2004, 21:55

Чего обещал, то исполняю:)


Минойский матриархат.


Сведения о женских божествах у минойцев.

Как указывает Бартонек, главным божеством Кносса действительно считается женское. Иногда она выступает под именем Потнии, что значит "Могущественная". Это слово индоевропейского происхождения родственно латинским possum - "мочь", potestas - "власть", греческому posis - "супруг" и обычно переводится как "Владычица". В данном случае речь идёт о верованиях, аналогичных религиозным воззрениям, например, французов, называющих Деву Марию Notre Dame - "Госпожа наша". Несмотря на индоевропейское происхождение этого имени, речь, бесспорно идёт о догреческом божестве, получившем греческое имя в результате перевода его изначального имени. Это божество, несомненно, было эгейским аналогом различных восточных богинь - таких, как фригийская Кибела, называемая "Великой матерью богов", сирийско-финикийская Астарта и др., и являлось в целом ряде божественных воплощений, носивших различные имена. При этом имя Потния засвидетельствовано не только в текстах линейных табличек из Кносса, но также весьма часто встречается в Пилосе, а изредка и в Микенах и Фивах. Возможно, что не всегда в этих случаях имя Потния обозначало одно и то же божество.
В текстах табличек это имя выступает в некоторых особых сочетаниях. В ряде случаев оно зафиксировано в качестве постоянного эпитета имени собственного: Athana Potnia - "Владычица Атана" (Кносс), Sito Potnia - "Владычица Сито". В последнем случае речь идёт о богине плодородия Деметре, имевшей в Греции классической эпохи культовый эпитет Сито, производный от греческого sitos - "хлеб".
Иногда имя Потния сопровождается пояснительным определением в форме прилагательного или же существительного в косвенном падеже. Сюда относится, например, словосочетание Daburinthoio Potnia - "Владычица лабиринта"(Кносс), обозначающее богиню-покровительницу Кносского дворца, известного под названием daburinthos или laburinthos.
Зафиксирован также эпитет Potnia Hikkweia - "Конная владычица", "Владычица коней" (Пилос). Заслуживает внимания то обстоятельство, что и в классической Греции засвидетельствовано почитание женского божества с конскими атрибутами, например Athena Hippia.
На табличке из Фив встречается также словосочетание po-ti-ni-ja wo-ko-de, что можно перевести как "в дом(храм) Владычицы".
Следует отметить, что с божеством, именуемым Потния, каким-то не совсем ясным образом связана информация о пилосских кузнецах. Эти сведения имеют весьма интересные аналоги в исследованиях, касающихся области материальной культуры. Установлено, что некоторые культовые пещеры Крита использовались в качестве кузнечных мастерских; кроме того У.Тейлур обнаружил на культовом участке Микенской крепости кузнечную мастерскую в непосредственной близости от того места, где была открыта фреска с изображением женщины (с этим прекрасно сочетается мифологический образ Медеи из Колхиды (перевод микенского слова khalkeus - кузнец) известный в классическую эпоху).
Вероятно, прочитанное в тексте одной из пилосских табличек словосочетание Matrei theiai - "Божественной матери" следует расценивать как упоминание о том же древнейшем женском божестве Эгеиды, выступавшем (хотя и в различных воплощениях) под именем Потнии и с самого начала, несомненно, тождественном критской богине Рее, которую греческая мифология называет матерью Зевса (сравните также Деметра и Дияус - Зевс, кроме того - известная минойская статуэтка: две женщины и ребёнок).
То, что ахейские греки сделали Зевса сыном Реи, имело глубокий смысл: не Крон, а Рея была подлинной владычицей в древнем Эгейском мире, где элементы существовавшего некогда матриархата играли значительно более важную роль, чем в патриархальном мире индоевропейских ахейцев. Только благодаря установлению родственных связей с Реей индоевропейскому Зевсу удалось получить божественные почести. Образной иллюстрацией этого процесса может служить минойская гема изображающая микенский ритуал, где богиня стоящая на горе протягивает скипетр юноше.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 03 ноя 2004, 21:56

Сопоставление имён олимпийских и микенских богинь.

Об Афродите, с самого начала обнаруживающей древние связи с Востоком, тексты линейных табличек не содержат даже малейшего упоминания.

Артемида, упоминается несколько раз. Форма этого имени колеблется между Artemis и Artimis (и нескольких других вариантах). Кроме того, к Артемиде имеет отношение текст таблички из Фив, о выделении шерсти для Амаринфа - топонима, известного позднее как важного культового центра Артемиды на западном побережье острова Эвбея, недалеко от Фив.

Афина, являвшаяся, согласно М. Нильсону, покровительницей дворцов микенских властителей, упомянута только в кносской табличке (V52). Словосочетание a-ta-na-po-ti-ni-ja принято истолковывать как "Владычица поселения, называемого Атана".

Имя Деметры в текстах отсутствует. Однако в более позднем греческом языке слово Потния выступает во множественном числе, как общее имя Деметры и Персефоны. И несомненно, что Деметру следует усматривать в имени "Владычица хлебов".

Гера точно упоминается по одному разу в Пилосе и в Фивах.

Из божеств не вошедших в олимпийский пантеон известны женские аналоги Зевса (Дивия), Посейдона (Посидаэя) и Эриния.
Одно из имён (Кносс) - Eleuthia можно связать с греческой богиней деторождения Илифия (Элевфия,Элевфо). В "Одиссее" говорится, что она почиталась на Крите в пещере недалеко от Амнисса. Это подтверждает археология и текст табличек.

Священнослужители.

В то время как, например, в гомеровских поэмах обряды как правило совершал вождь племени или глава семьи, микенское жреческое сословие занимало весьма почётное положение.
Наличие понятий hiereus - "жрец", hiereia - "жрица" подтверждается десятками примеров.
К этой же категории, без сомнения, следует причислять и так называемых "божьих слуг" и "божьих служанок".
Кроме того, встречается определение (h)ieroworgos - "священнодействующий" (классическое греческое hierurgos) и klawi(d)phoros - "ключница (храма)" выполняющая функции, о которых говорится в "Илиаде" (VI,297-304)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 03 ноя 2004, 21:58

Повседневная одежда.

Аристократические женщины носили в качестве модных аксессуаров различные украшения из благородных металлов и драгоценных камней - перстни, серьги, ожерелья, браслеты, пряжки и т.п.
Находки всевозможных шкатулок для косметики, корзиночек, гребней, и зеркал свидетельствуют о высоком уровне развития микенской женской косметики.
Женская одежда состояла из "трико" (статуэтка "богини в трико") поверх которого надевалась блузка с отвязывающимся лифом и длиная юбка (нескольких юбок) с пелеринами. На материке сужествовали и более упрощённые варианты платьев.
Причёски, вероятно, определялись общественным положением (замужеством) (статуэтка "две женщины и ребёнок").

Обычной мужской одеждой которую носили низшие слои была короткая набедренная повязка, самое известное - изображение на вазе шествия жнецов в таких повязках.
Более изысканными видами одежды являлись лёгкая рубаха типа туники с короткими рукавами, в ней изображён охотник на оленя, всадники с осёдланными конями и наездник на колеснице, таким образом эту одежду употребляла аристократическая молодёжь.
Одеяния мужчин зрелого возраста наоборот были длинными, ниспадая до лодыжек, с длинными рукавами (саркофаг из Агиа-Триады, фреска из гробницы в Фивах (Египет)).
В качестве обуви носили высокие кожанные гамаши.
Одежду состоящую из короткой "рубахи" до пояса и мужской юбки из шкуры длинношёрстной козы как показано на саркофаге из Агиа-Триады, вероятно, использовали священнослужители.
Специально скроенные шкуры использовались и как накидка (изображения Феры).
Форма причёски зависела от общественного статуса и религиозной принадлежности.От курчавой короткой причёски с одним длинным локоном спереди и сзади (изображения Феры) до коротких (у жнецов с вазы) длинных спрямлённых волос ("Принц лилий"), вероятно смазанных маслом. Зрелые мужчины отращивали бороду, но не носили усов.
К числу мужских "украшений" относятся перстни-печати и геммы-печати, хотя и те и другие часто принадлежали и женщинам.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 03 ноя 2004, 22:00

Общественное положение.

Надо отметить, что названия женских профессий, о которых говорится на табличках серии Аа, Аb, Аd (Пилос), бесспорно, относятся к лицам с весьма низким социальным статусом, занятым в дворцовом хозяйстве. Вероятно, таблички содержат перечисление рабынь(впрочем это понятие отличалось от классического) и их детей (всего около 2000 человек), это согласуется с тем, что говорится у Гомера об источниках рабства.
В качестве рода занятий упоминаются мукомольщицы, пряхи, швеи, прачки, прислуга и т.п. Речь идёт исключительно о занятиях связанных непосредственно с домашним хозяйством, прежде всего с текстильным производством.
С другой стороны "божьи служительницы" выступают в пилосских табличках в качестве арендаторов земельных наделов, но лично не владеют никакой землёй, что свидетельствует о их более низком общественном положении хотя бы даже по сравнению со жрецами, у которых была такая возможность.
Аренда земли вообще была характерной формой владения для служителей культа.
Отдельные божества имели свои округа, 15 табличек подсерии Es(Пилос), фиксируют дополнительную повинность, заключающаяся в отчислении и распределении урожая пшеницы среди божеств (то есть он шёл на содержание того или иного культа и лиц его осуществляющих).

Родственно-социальные отношения.

Исследование надписей "царских печатей"(Крит) позволяет установить порядок престолонаследования (по трём поколениям). Наследником каждый раз оказывается ближайший по степени родства агнат того же или следующего поколения, то есть умершему царю наследует следующий по старшенству брат, а за неимением такового - старший сын покойного правителя. Об этом принципе говорит и родословная мифологических правителей Крита.
Могло также иметь место соправление членов одной семьи (надпись Фестского диска, печати), о братьях-соправителях в критских колониях на островах Паросе и Фасосе, соответственно сыновьях и внуках Миноса, сообщает античная мифолого-историческая традиция. В пелопонесском Аргосе ахейской эпохи царствовали совместно потомки разных братьев - Бианта и Мелампода. Немного позднее это повторится в дорийской Спарте.
Не исключалась и возможность соправления династий , хотя и различного происхождения, то есть восходящих по прямой мужской линии к разным родоначальникам, но тесно связанных между собой посредством брачных союзов (женитьба тех же Бианта и Мелампода на дочерях Пройта, что положило начало совместному правлению сразу трёх династий).
И, наконец, нельзя не упомянуть миф об Оресте повествующий о бытовавшем в микенские времена превосходстве материнского права, защитницами которого выступают Эриннии (известные и по табличкам).
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 03 ноя 2004, 22:02

Таким образом представление о привилегированном положении женщины в минойском обществе базируется на:

1) Особенности местоположения Крита относительно Греции. Религиозные верования отводили Криту находящемуся в "центре моря", на востоке (юго-востоке от Греции), несмотря на отмеченную обособленность микенских царств, статус некоего сакрального центра посвящённого "Матери богов"(Венере). Этим качеством в разной степени и разные временные периоды были наделены и другие острова и местности (Кифера, Кипр, Финикия).

2) Имущественном праве, которым минойские женщины обладали в равной (если не в большей) степени с мужчинами.

3) Матримониальных отношениях, которые ставили часто материнское право выше отцовского.

Всё это позволяло женщине иметь в микенском (минойском) обществе гораздо большие властные полномочия, чем впоследствие в классическую эпоху.

Однако расцвет минойской цивилизации пришёлся на заключительный этап эпохи матриархата (господство которого можно видеть, например, на Мальте (3600-2500 г. до н.э.)), на время паритетного сосуществования элементов матриархата и патриархальных отношений (что косвенно, находило отражение, в частности, в дупликации божеств имевших мужское и женское имя), которые войдут в силу с закатом "периода дворцов".
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 04 ноя 2004, 00:51

Как только на "Древнем мире" откроется форум - сразу же помещу эту статью. Заодно могу поместить еще довольно популярную англоязычную статью по интересующей нас теме. Нового в ней немного, зато много картинок и кое-какая библиография. Опять-таки, англоязычная. Из чего смею заключить, что автор скорее всего американец. :)

Скажите, уважаемый Дедал, кем сейчас поддерживается классическое представление о матриархате? Мне казалось, что в настоящее время говорят скорее о матрилинейной системе происхождения и наследования, чем о женской "архэ".
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Юлли » 04 ноя 2004, 01:11

Как только на "Древнем мире" откроется форум

... он есть, здесь же на Геродоте... внимательно посмотрите на список форумов...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 04 ноя 2004, 01:12

... а как обстояло дело с наложницами и проститутками?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Lusor » 04 ноя 2004, 02:59

Прошу прощения, действительно, невнимательно посмотрел список форумов. :oops:

Тему открыл, статьи выложил. Англоязычная, правда, без картинок, но потеря невелика.

В табличках про наложниц и проституток, кажется, ничего не сказано. Однако имеются косвенные данные. Так, Геродот сообщает (I, 93-94) о лидийских девушках (а это общество с ярко выраженной матрилинейностью происхождения и наследования), что "они все занимаются развратом, зарабатывая себе приданое". У массагетов, ведших, по Геродоту, скифский образ жизни, также существовал обычай "общности жен" (I, 215). Есть еще феминистическая (умеренно) статья в World Archaeology (Barbara A. Olsen, Women, Children and the Family in the Late Aegean Bronze Age: Differences in Minoan and Mycenean Construction of Gender, WA, Vol. 29 № 3, 1998, p. 380 - 392). Основная ее мысль заключается в том, что сакральному искусству материка известен образ "матери и ребенка", kourotrophos, в то время как на Крите женщина оторвана от дома и на нее возложено большее количество социальных функций. Так что, можно сделать осторожное предположение о существовании на минойском Крите института проституции. Хотя данные, опять-таки, только косвенные и надежного обоснования этому предположению не дают.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Юлли » 04 ноя 2004, 19:11

... да, ваша статья находится вот здесь...

http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=169

... если хотите, можем и картинки вставить...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Dedal » 04 ноя 2004, 21:54

Спасибо, за статьи. Надо время чтобы осмыслить, если есть картинки, то лучше конечно с ними.

Lusor
"Скажите, уважаемый Дедал, кем сейчас поддерживается классическое представление о матриархате? Мне казалось, что в настоящее время говорят скорее о матрилинейной системе происхождения и наследования, чем о женской "архэ"."

Тут я не большой специалист, но если иметь ввиду под "классическим представлением" (Энциклопедический словарь,1909год):

"Матриархат - такое устройство семьи у некоторых дикарей, при котором главенство принадлежит матери и признаётся лишь кровное родство (т.е. по матери); по мнению большинства современных учёных, м. был некогда господствующей формою семьи."

Я как вспомню как мне рассказывали, что во время одной из командировок на Кавказ (или куда-то в том направлении, давно это было, после войны) видели в магазине у старой женщины когда та доставала кошелёк, на поясе несколько кинжалов, которые перешли к ней (как главе рода) от умерших мужчин рода. Так у меня лично всякие сомнения в таком определении пропадают (попробовал бы ей кто-нибудь, что-нибудь возразить:))

Кроме того если в религиозном пантеоне племени главенство принадлежит женскому божеству, это должно на определённом этапе (как минимум) найти отражение и в общественной организации племени (тут можно вспомнить феаков из "Одиссеи").

По-моему мнению уместно говорить о существовании разных степеней этого типа отношений (где-то больше, где-то меньше выраженного - с одной стороны и о его эволюции (подьём, упадок) - как исторического явления).


Юлли
"... а как обстояло дело с наложницами и проститутками?..."

Так вот оказывается что интересует:)

Lusor
"В табличках про наложниц и проституток, кажется, ничего не сказано. Однако имеются косвенные данные."

Да уж микенцы "мемуаров" не писали:), одни "бугалтерские книги". По этому приходится оперировать мифологией, изображениями и аналогиями, в частности с Востока. Так что с этим вопросом посложнее будет. Можно попробовать реконструировать некоторые моменты обрядовой сферы по изображениям (фиксирующим похоже именно эти моменты или прелюдию к ним).

Lusor
"сакральному искусству материка известен образ "матери и ребенка", kourotrophos, в то время как на Крите женщина оторвана от дома и на нее возложено большее количество социальных функций. Так что, можно сделать осторожное предположение о существовании на минойском Крите института проституции."

Что-то в этой мысли есть, хотя возможны некоторые возрожения.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1677
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 05 ноя 2004, 01:51

А каким образом Вы, Юлли, сможете вставить картинки и в каком виде их присылать?

Уважаемый Дедал, матриархат, по классическому представлению Бахофена-Моргана-Энгельса, является таким социальным устройством, где все ключевые позиции в культовой и социальной сферах ("политическое" архэ) занимают женщины, поскольку, по мнению этих исследователей, семья является протогосударством.

Обзорную словарную статью хорошего качества предлагают здесь:

http://www.owl.ru/gender/109.htm

Теория сама по себе неплоха, однако, как и все унитарные теории, страдает от претензии на всеобщность. Кроме того, как я смею предположить, теория матриархата по Бахофену и Ко толкует сохранившиеся литературные, археологические и этнографические свидетельства как рудименты - в русле общераспространенной в 19 веке концепции исторического прогресса. По всей видимости, во всех обществах существуют религиозные по своему характеру институты, где женщины играют важнейшую роль, вроде афинских Фесмофорий, римских весталок и т. п. Более того, имеются свидетельства, согласно которым можно сделать вывод, что женщины-матроны могли останавливать ход боевых действий: мать Кориолана (речь идет о весьма суровом патриархальном римском обществе Ранней республики) и мать некоего анатолийского царька Манапа-Датты в одном из хеттских текстов о военных кампаниях Хаттусили III. Так что, картина в любом случае будет весьма неоднозначной.

Что касается феаков "Одиссеи", то с ними нужно быть предельно осторожным. Существует хорошо обоснованное мнение, согласно которому эпизод с феаками надо осмыслять не "этнографически", а скорее структурально в отношении самой "Одиссеи": "Феаки, будучи средством возвращения Одиссея в мир реальности, представляют собой также и последний отсвет воображаемого царства, который тот вот-вот покинет" (Segal Ch. P. The Phaecians and the Symbolism of Odysseus' Return, Arion, 1962, p. 4 sqq; цит. по П. Видаль-Накэ, Черный охотник, М., 2001, с. 62, у него же много о феаках). Феаки - народ мифологический в самом глубоком смысле, они находятся на границе мира нечеловеческого и человеческого. Так что, на них ссылаться надо с большой осмотрительностью.

Если Вас, уважемый Дедал, заинтересовала статья в World Archaeology, могу выслать ее Вам по email, на сайте разместить ее, боюсь, не удастся.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Юлли » 05 ноя 2004, 09:04

Юлли
"... а как обстояло дело с наложницами и проститутками?..."

Так вот оказывается что интересует

... ну, это ведь тоже сторона положения женщины в обществе... 8)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 05 ноя 2004, 09:05

А каким образом Вы, Юлли, сможете вставить картинки и в каком виде их присылать?

... jpg, напримем, или gif... и написать где именно должна быть картинка...


Если Вас, уважемый Дедал, заинтересовала статья в World Archaeology, могу выслать ее Вам по email, на сайте разместить ее, боюсь, не удастся.

... почему?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0