Tibaren писал(а):Зиккураты в Сардинии, Испании и Центральной Америке тоже "обязаны своим созданием племенному союзу гутиев"?
Существование связей между Критом, хараппой и Анау впервые пытался представить себе И.А. Ефремов, но его "интуиции оказалось недостаточно для рождения сколько-нибудь реалистичной теории". Я привел цитату автора статьи, потому что в статье показан матриархальный характер культур земледельцев, отсутствие войн. Укрепления начали строить в поселениях БМАК. Сицилийский зиккурат отражает общую восточную тенденцию о строительстве храмов-площадок на холмах как и ,собственно, месопотамские начальные зиккураты с небольшим количеством ярусов. Было ли у сицилийского зиккурата здание храма на площадке неизвестно ( месопотамцы возводили храм наверху). В Испании зиккураты не отмечены, однако минойцы плавали и подальше. Археологи нашли много бронзовых крито-минойских мечей. Характерно, что бронзовые мечи находили в большом количестве еще только в Норвегии. Кроме того, драккары сходны по конструкции с минойскими кораблями. Также викинги плавали в Америку, но там не закрепились. Археологи нашли в Америке выработанные месторождения меди и предположили, что ее увезли с континента. Сделать это могли минойцы. Викинги тоже не рисковали вслепую-какая то память в народе могла остаться.
"Земледельческая протогородская культура Анау эпохи бронзы наиболее хорошо изучена на примере ряда памятников. Название этого древнего объединения, к сожалению, до нас не дошло. Сосредоточивалось оно вокруг таких центров, как городища Намазга-депе и Алтын-депе в Южном Туркменистане.
Социальная структура анаусцев, по всей видимости, была похожа на устройство древневосточных обществ Шумера и Элама, но не в столь развитой форме (определенное количество сельских общин группировалось вокруг храмово-административных центров (зиккуратов), являвшихся одновременно зачатками государственных образований). Такая социальная структура общества была необходима для создания и поддержания значительной ирригационной сети, являвшейся основой раннеземледельческих и протогосударственных обществ с поливным земледелием, столь резко отличающимся от неполивного средиземноморского земледелия, характерного для Минойской цивилизации (Массон, 1981, с.124)
Культовый центр Алтындепа включает в себя монументальную четырехступенчатую башнеобразную постройку храма «зиккуратного» типа, прислоненного к склону холма. Как предполагается посвященного культу бога Луны.
В конце III тысячелетия до н.э. отмечается упадок и запустение крупных поселений подгорной равнины Копетдага. Важно отметить, что те же процессы в этот период отмечаются в центральном и северо-восточном Иране, а также в долине Инда, сокращаются крупнейшие города Хараппской цивилизации.
Сокращение водного дебита и естественное истощение почв, в результате их длительной эксплуатации, по всей видимости, привели к социальному и экономическому кризису. Обозначенные изменения, охватившие столь обширную зону цивилизаций, должны были изменить и политическую ситуацию в рамках анауской и индской цивилизаций. Все это вызвало запустение одних центров и формирование новых культур.
В конце III тысячелетия до н.э. в долинах рек Мургаб и средняя Аму-Дарья формируется культура, сменяющая анаускую, которая называется Бактрийско-маргианский археологический комплекс (БМАК) (Сарианиди, 2007, с.49-50; Кузьмина, 2005, с. 383-412; Литвинский, 1998, с.137-140). С точки зрения антропологии носители БМАК представляли собой также протодравидийский этнос, состоящий из пришлого населения из центрального и северо-восточного Ирана, отмечаются этнические черты хараппского населения, но основную массу составляют носители анауской культуры, перешедшие на новую территорию (Дубова, Рыкушкина, 2004, с.317-337). Характерным отличием БМАКа от анауской культуры является значительная смена системы хозяйствования, появление городов-крепостей с развитой фортификацией, сложных протозороастрийских храмовых комплексов, исчезновение культа матери-богини. В эпоху БМАКа отмечается проникновение индоиранских племен на территорию южной Средней Азии и современного Афганистана. Эпоха БМАКа совпадает с эпохой существования Критской цивилизации и с постхараппским населением в долине Инда, характеризующимся процессами стагнации и регресса, по сравнению с предшествующим временем.
Известны были И.А.Ефремову и факты находок критского импорта в наиболее поздних слоях Индской цивилизации, на основании которых, наряду со значительно большим количеством предметов импорта из Месопотамии, эти слои датировались в конце пятидесятых годов. Таким образом, мы можем видеть ту источниковедческую базу, которая лежала в основе его гипотезы. Доминирование представлений о привнесенности культуры долины Инда, могло повлечь представления о некоей культурной западной инновации. Схожесть отдельных признаков материальной культуры Критской и Индской цивилизаций, выражавшаяся в распространении культа женской богини и быка, как символов плодородия, столь актуальных при становлении именно земледельческих цивилизаций, а также на отсутствии ярких следов складывания деспотичных государств, проявивших себя в постройке гигантских религиозно-культовых сооружений, как это было в Египте, и нивелировавших потребности широких слоев населения.
Но в данном случае без глубокой проработки материала, интуиции Ефремова оказалось не достаточно для рождения сколько-нибудь реалистичной теории, которая имела бы подкрепление и необходимость дальнейшего своего развития." (
http://krasnaya-zastava.ru/krito-indijs ... emova.html )