Историю змеепоклонничества можно проследить до более древних времен,например, до Вавилонского периода, как это делал Джон Батерст Дин. У него, правда, ничего нет о Чатал-Гуюке, в период которого культ змеи, видимо, уже имел место, а это древнее Вавилона (но без письменности). Есть еще змеепоклонники-езиды, история которых также безписьменна, но они возводят ее к очень древним временам. Культу змея противостоял культ огнепоклонничества и одержал победу еще до нашей эры. В связи с распространением христианства культ огнепоклонников был принижен, но культ змеи получил второй период развития, который закончился во второй половине первого тысячелетия нашей эры. На Руси это противоборство закончилось позже, выразилось в распространении символа Георгия-Победоносца на уже христианской основе. В Георгии-Победоносце можно видеть утвердившуюся власть, а в проигравших-офитов. Вначале на Руси культ змеи получил распространение, о чем можно судить по храмам Премудрости-Софии.
"Как считает Брайант, культ змея первоначально зародился в Халдее; "и был он первым вариантом чистейшего сабеизма" (1).
В том, что он был тесно связан с сабеизмом, нет никаких сомнений; так как самым распространенным изображением солнечного бога был змей (2): и где бы не являлся религией сабейский культ, змея был его священным символом. Но универсальность культа змея и явные следы, которые он оставил в астрономической мифологии, кажется, подтверждают его оригинальное происхождение вместе с самим сабеизмом Ранние аутентичные записи о культе змея следует находить в том, что относится к астрономии Халдеи и Китая; хотя обширное распространение этой замечательной религии на оставшейся части земного шара, куда китайская мудрость никогда не проникала, и халдейская философия отразилась только смутно, оправдывает вывод, что ни Китай, ни Халдея не были его матерью, но сами они были детищами этого культа.
Предполагается, что имя народного бога Бела означало ничего, кроме, просто "Господин", и оно также использовалось для обозначения героев (6). Гораздо более вероятно, что это аббревиатура OB-EL(7)- "Бог-змей". Греки, замечает Брайант, звали его BELIAR, как своеобразно толкует это Гесихий, это должно было обозначать дракона или великого змея (8). Из этого мы можем по меньшей мере сделать вывод, что змей был эмблемой или символом BEL. Но апокрифическая история "Бела и дракона" основывается на предании, и мы должны придти к тому, что дракон (или змей), (так как эти слова- синонимы,) был чем-то большим, чем просто символ: мы должны придти к тому, что в Вавилоне держали живых змей как объектов поклонения или почитания как тех, что обладает свойствами оракула или талисмана.
Существование этого обычая наблюдали в Фивах в Египте (9), и в Афинах (10); и следовательно, ничего невероятного нет, что это имело место также и в Вавилоне.
Однако мы в целом должны с подозрением относиться к апокрифическим писаниям, тем не менее, мы вынуждены согласиться с тем, что автора "Бела и дракона", хотя и приукрасил свое повествование, представил истинную картину верований Вавилона.
На том же самом месте был великий дракон, которому поклонялись вавилоняне. И царь сказал Даниилу: "Разве ты скажешь, что он из меди? Он есть и пьет, почему это живой бог, так что поклонись ему".
Халдеи говорили, что евреи использовали слово ABADON как имя "Князя тьмы".
Это слово может означать "господин-змей". Хейнсий (11) (которого цитирует Брайант) утверждает, что Абадон есть то же самое, что и греческий Пифон. "Нет никакого сомнения, что Пифийский Аполлон есть тот самый злой дух, которого евреи звали OB и ABADON; эллинисты, APOLLYON; а другие греки- APOLLO. Это подтверждается свидетельством святого Иоанна, который говоритs: " Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион" (12). Того же самого "ангела бездны" в другом месте евангелист называет, "дракон, древний змей, который есть дьявол и сатана" (13).
Ассирия подчинялась царю Вавилона; и говорили, что жители ее носят "дракона" на своем штандарте (14). Брайант замечал, что большинстве стран первоначально военном штандарте было изображение божества, которому поклонялись жители.
Ясно, что римские солдаты питали величайшее почтение к своей военной эмблеме, практически доходя до культа: из этого мы можем сделать вывод, что изначально изображения на штандарте были символами богов. Их главная эмблема, орел, был посвящен Юпитеру. С помощью того, чем обладали римляне, мы понимаем и все остальные древние народы; в вопросах веры люди, географически очень далекие друг от друга, приближались друг к другу очень сильно." (
http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/168318-1 ... conten.php )
"Собственных сочинений офитов практически не дошло до наших дней. Однако это гностическое течение в первые века христианства было настолько популярным, что христианским богословам приходилось с ним бороться и писать по поводу офитов гневные отповеди. Благодаря писаниям святых отцов древности мы можем увидеть мир глазами офитов.
По другой версии, Змей - это воплощенная мудрость, Тифарет, София. Каббалисты изображают его пожирающим собственный хвост или же в виде спирали. Змей открыл людям Знание. Офиты считали этот момент творения наиважнейшим. Для них Змей ассоциировался одновременно и с греческим Прометеем, и с египетским Тотом, и с Иисусом Христом."(
http://paranormal-news.ru/news/poklonja ... 4-13-10705 )