краевед » 01 май 2018, 23:32
Впервые Див как поэтический образ появляется в "Слове", где повествуется о движении русского войска к Дону: "Дивъ кличетъ връху древа... Игорь къ Дону вои ведетъ". Фактически Див сопровождает русское войско, вещая на все стороны света о том, что русское войско идет к Дону, в стан врага. Хорошо известно, что древнерусские боевые стяги, равно как и навершия имели важное значение. По ним можно было "прочесть" намерения войска, его количество, какому князю принадлежат полки. В этом ключе с образом Дива, возможно, перекликается фрагмент "Слова", в котором пишется, что окружая русское войско половецкие полки сопровождали их стяги, по которым можно было определить какие половецкие родоплеменные объединения участвовали в окружении русского войска несли: "стязи глаголють половци идуть".
Второй раз Див упоминается как поверженный; не исключена возможность, что речь может идти о признании поражения русским войском, боевые стяги которых пали к ногам противника и готские половецкие девы уже поют песни в честь победы : "уже Дивъ връжеся на землю. Се бо готьския красныя девы въспеша на брезе синему морю...". Такая версия вполне приемлима для истолкования образа Дива, который в этом случае действует на стороне русских.
Существует и ряд версий. которые в образе Дива видят совершенно противоположный образ, который, наоборот, противостоит русичам как злая неведомая сила, действующая на стороне половцев.
Если атрибутировать Дива. как образ действующий на стороне русских, то скорее всего его можно связать не с грифоном, а Симарглом, который был все же был ближе к славянскому населению, нежели гриф. Сюжеты, с изображением Симаргла были достаточно широко распространены в прикладном искусстве древних русских ремесленников.