Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Краевед !
Что кроется за «замышлением Бояна» ?
В абсурдном выражении что-то утверждается и отрицается одновременно
1)«а не по замышлению Бояню!» - « Замышление -намерение, задуманное, но ещё не реализованное.»
2)Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,»
«Замысел творения сводится к тому, чтобы создать такое творение, которое смогло бы стать равным Творцу, подняться на Его ступень.»
Уважаемая Татьяна, прежде всего стоит определиться, когда творил Боян. Из текста "Слова" однозначно вытекает, что Боян был предшественником автора "Слова", который: "помняшетъ бо рhчь первыхъ временъ усобицъ... преди пhснh пояше старому Ярославу храброму Мстиславу иже зареза Редедю прдъ полкы Косожьскыми красному Романови Святъславличю" - "ПРЕДИ пhснh пояше", т.е. Боян творил раньше, прежде самого автора "Слова".
Но в таком случае если исходить из Вашей трактовки, что замышление - это нечто задуманное, но нереализованное, то Боян не написал ни одной песни, хотя имел замышление это сделать. Возможно, это говорит о том, что Боян не был певцом - сказителем в обычном понимании. Но автор "Слова" упоминает имена старых князей, по родовой линии предков Ольговичей, которым он раньше пел песни. Скорее всего речь идет не собственно о певце - сказителе, а о летописце. Именно из летописей мы узнаем о Ярославе Мудром, и о храбром Мстиславе, который зарезал Редедю ножом, хотя уговор был биться без оружия. Явно иронично здесь выглядит упоминание о "храбрости" Мстислава. Известно, что красный Роман Святославич, сын Святослава Ярославича был убит половцами в 1079 г.. а значит и Боян жил в это время и был современником вышеперечисленных князей. Вполне возможно, что само имя Боян является вымышленным автором "Слова", подразумевая под ним Никона, который в свое время был связан с Тмутороканью.
Татьяна, ранее Вы писали:
Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
Очень интересное наблюдение, которое перекликается со взглядом на дату похода Игоря у А.Чернова, высказанную в его небольшой по объему книге, но весьма содержательной СЛОВО О ЗЛАТОМ СЛОВЕ, - Москва,
-1985, -С.4, где он пишет: "Егорий почитался на Руси покровителем стад. Именно 23 апреля происходил первый выгон скота в поле. К этому дню долго готовились, его встречали как праздник. В каждой избе, в каждом селении обращались с молитвою к Егорию, просили его беречь домашнюю скотину и лошадей от волка, медведя, змеи... Но как раз своего войска Игорь - Егорий и не упас".
Можно в этом аспекте рассмотреть взгляд А.Ужанкова на сам поход Игоря, который по его мнению был не Богоугоден и Игорь попадает во тьму, ему перестает светить солнце православной веры и только после посещения в Киеве храма Богородицы Пирогощеи солнце веры вновь открыто для Игоря. Игорь попадает во власть языческих сил и его небесный защитник отворачивается от грешника - князя.
У меня несколько иной взгляд на реальное время выхода Игоря в поход, ведь существует ряд летописных источников,где упоминается дата 13 апреля, но сейчас не об этом.
Возможно, Вы замечали, что я предполагаю вслед за Г.Ф.Карпуниным наличие в "Слове" анаграмматических прочтений. Возможно, анаграммы присутствуют и во фразе: "по былинамъ сего времени а не по замышлению Бояню" и связаны с именем Игоря - Егория; "п
Обы
ЛИНАмъ с
ЕГОв
РЕмени". Если прочесть полностью, то получается своеобразная пословица: "ОЛИНА ЕГОРЕ ГОРЕ В МЕНИ". т.е. как бы само "Слово" нам говорит о том, что оно повествует о горе Игоря из рода Ольговичей, совершившего неудачный поход в половецкую степь. Конечно, можно соглашаться или отрицать само присутствие анаграмм и аллитераций в "Слове", но находка Карпунина: "бе
ША беб
РЬ Кис
АНЮ" принята на самом высоком научном уровне и приведена профессором филологии В.В.Колесовым в ЭСПИ в качестве примера наличия анаграмм в тексте "Слова".