краевед писал(а):На момент похода Игоря Митусе было 19 лет, а в 1188 г. к моменту написания произведения по Вашей версии, которая имеет достаточно сильную позицию Митусе было 22 года, что никак нельзя назвать - "жил на полвека позже". Мог ли молодой человек создать произведение, которое и сейчас читается и исследуется с нескрываемым интересом, как великолепный памятник древнерусской словесности? А почему нет?
Уважаемый краевед, давайте разберём возраст Автора подробно:
1. Автор книжник, пользующийся прямыми переводами с греческого (Ужанков X Чтения 2018).
2. Автор принадлежит к «Мстиславовому племени» (Рыбаков, 1991 «П.Б.»): с пиететом обращается к Мстиславичам и их союзникам, но с иронией к Ольговичам, Всеславичей обвиняет в разжигании усобиц и требует сложить знамёна и вредоносное оружие. Разве Митуса из этой политической партии, раз даже под страхом смерти отказался служить Мстиславичу Даниилу Романовичу?
3. Автор сожалеет, что
Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ, а это о Торопце, в середине XIIв втором по величине городе смоленского княжества. Вероятно, Автор ещё помнит времена, когда приток Двины р.Торопа была судоходна и через неё шли «гости»(=купцы) «из варяг в греки». Разве Митуса смолнянин?
"Язык «Слова» однороден в фонетическом, акцентологическом и морфологическом отношениях и может быть локализован в пространстве между Новгородом и Смоленском, конкретно ‒ в торопецко-селижаровском ареале..."(Николаев 2018:111)
А Митуса из Галича, там совсем другой язык.
4. Автор СПИ беспокоится о Переяславле
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю и призывает Мстиславичей и их союзников обращением характерным для клириков («княже»+«господине») выступить к Каневу для защиты «серебряных струй Переяславля» Греческого и Соляного торговых путей «
стояша у Канева долго веремя дондоже взиде Гречникъ и Залозникъ. » (Ипат.1168), дававших серебро Переяславлю. Причём тут Галич Митуса не понятно.
5. Автор не призывает других князей выступить на защиту Галича, хотя ещё год его захватят угры (1189), он призывает живого на момент написания СПИ выступить с другими князьями на защиту торговых путей Переяславля.
Если взять Климента Смолятича, то тутткак раз всё «в точку» и говор жителя смоленского княжества, и память о судоходной реке Торопа, и
Заруб ближайший город от Канева к Переяславлю, откуда он был взят в митрополиты:
«В лето 6655 (1147) постави Изяславъ митрополитомъ Клима Смолятича въıведъ изъ Заруба* бе бо черноризечь скимникъ и бысть книжникъ и философь якоже в Рускои земли не бяшеть...» (Ипат.1147)
------
* «Смолятичя виведъ изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемерский бе бо черноризецъ и скимникъ» (ПСРЛ т.II, разн. Ерм. сп. с.27.)
«постави митрополита Клима калугера Русина особь съ шестью епископы …» (Лавр. 1147)
«поставиша себе митрополита Киеву и всей Руси инока Клименьта, Смолнянина, выведше его изъ молчялныа келии его. Бе бо сей по премногу [любя] безмлъвие, и удоляяся отъ всехъ, и прилежа молитве и прочитанию божественыхъ писаний, и бе скимникъ, и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде …» (Никон. 1147)