Утръже вазни с три кусы

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 10 ноя 2019, 01:22

Спасибо за подсказку, уважаемый Лемурий. относительно значения слова "треснути".
Обращал внимание, что слово витея написано в склоняемой форме - произведение кого? - ВИТЕИ. Значит и имя этого витеи должно быть написано в склоняемой форме: кого произведение? - ВИТЕИ МИТУСЫ(И). Не совсем ясно имя, из которого вырастает имя : или Т (Д) ЕМИТРЕ или же ТЕ МИТРЕ МИТУСИ ВИТЕИ, что не столь важно, т.к. становится ясно, что речь идет о Дмитрие - Митрие - Мите - Митусе.
Интерес представляет другое слово, примыкающее к ВИТЕИ, если допустить мысль, что "Слово" тайнописно. Так, один из простейших способов тайнописания является недописывание букв. Например, буква -Л при начертании перекладины снизу превратиться в - Д.

ИМНОГЫСТРА НЫХ ИНОВАЛИТВАЯТВЯЗИ
ДЕРЕМЕЛАИП ОДО ВЦИСУЛИЦИСВОЯПОВРЪГО

ВИТЕИ ХОДЫНО

Вообще -то, это место "Слова" насыщено скрытыми написаниями имени Митусы

СУТЬБОУВАЮЖЕЛЕЗНИИПАПОРЗИПОДЪШЕЛО
МЫЛАТИНЬСКЫМИТЕМИТРЕСНУЗЕМЛЯ

МЫТУС

Если применить перевертывание букв набок, как один из способов зашифровки определенного текста, например: Л = С или же одного из элементов простой литореи. т.е. системы замен одних букв другими, например Л = С, можем получить еще одно скрытое чтение имени Митусы - Метусы

МЕЧИХАРАЛУЖНЫИНЪУЖЕКНЯЖЕИГОРЮ
УТРЪПЕСОЛНЦЮСВЕТЪАДРЕВОНЕБОЛОГОМЪ
СИСТВИЕСРОНИПО РОСИПОСУЛИГРАДИ

МЕТУСИ

О правильности моего мнения о наличии тайнописи в тексте "Слова" по Екатерининскому списку в этом же месте "Слова" автор внутри текста дает пояснение относительно сроненого небологом листвия с древа. И речь идет не о каком - то реальном дереве. сронившем листву. а о символическом - родовом древе Ольговичей. потерявших, словно листья с древа, часть своего рода.

УТРЪПЕСОЛНЦЮСВЕТЪАДРЕВОНЕБОЛОГОМЪ
ЛИСТВИЕСРОНИПОРОСИПОСУЛИГРАДИ
ПОДЕЛИШААИГОРЕВАХРАБРОГОПОЛКУ
НЕКРЕСИТИДОНЪТИКНЯЖЕКЛИЧЕТЪ
ИЗОВЕТЪКНЯЗИНАПОБЕДУОЛГОВИЧИ

ДРЕВО ОЛГИ НЕБОЛОГОМЪ ЛИСТВИЕ СРОНИ
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 11 ноя 2019, 11:16

краевед писал(а):О правильности моего мнения о наличии тайнописи в тексте "Слова" по Екатерининскому списку...

Дело в том, уважаемый краевед, что и Е список, и издание 1800 написаны гражданским шрифтом, которого в XIIв не существовало, а существовал уставной шрифт, вот, например, наглядная попытка перевести текст издания 1800 в уставной шрифт, предпринятая в 1815 году. Ваш отрывок - найдите свою «тайнопись»:

Изображение

Если нужен полный текст уставным шрифтом - перешлю на почту.

Другой вопрос: «Что мешало М-П напечатать текст уставным шрифтом как в протографе?» Шрифты, как видите, были. Отсюда и утверждения некоторых исследователей, что E список мог быть первичным.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 14 ноя 2019, 00:37

Уважаемый Лемурий, представленный Вами образец текста "Слова", написанный уставным письмом не соответствует построчному написанию Е. списка, который я беру в качестве основы для наблюдения с целью определить. тайнописно ли "Слово". К тому же текст разбит на слова, что не соответствует системе уставного письма. при которой текст писался в сплошную строку. Поэтому те потаенные чтения, на которые я указывал в предоставленном образце 1815 г. искать тщетно.
Как замечали многие исследователи, Е.Список имеет немотивированные переносы слов со строки на строку, длина строк не соответствует образцам древнерусского уставного письма. Есть строки вмещающие 23 буквенных знака, а есть вмещающие 35 знаков. По моему мнению, это связано с наличием тайнописи. Чтобы получить тайнописную запись, автору не всегда удавалось вложиться в традициоонную систему уставного письма с определенным количеством букв в строке. По видимому, это и объясняет и немотивированные переносы слов и неравномерное количество слов в строке.
Как известно, Уставное письмо определяется прежде всего как система письма в сплошную строку. при этом в древнерусском Уставе буквы были выписаны на определенном расстоянии друг от друга. Пропорции букв приближались к квадрату. т.е. древнерусский список "Слова" мог иметь одинаковые размеры букв. что предопределяло возможность размещать их друг под другом. давая возможность прочесть потаенное слово. Потаенные слова могут читаться как по вертикали так и по диагонали. Возьмем к примеру, ироничныое обращение автора к Ярославу с его сборным войском. Вы пришли к выводу, что это явная ироническая насмешка над Ярославом и его ковуями. Честь Вам и хвала, что Вы правильно поняли смысл текста. А ведь автор "Слова" скрыл намек на ироничность в самом тексте:

ПОГАНУЮПРОЛЬЯСТЕВАЮХРАБРАЯ
СЕРДЦАВЪЖЕСТОЦЕМЪХАР А ЛУЗЕСКОВАНА
АВЪБУЕСТИЗАКАЛЕНАСЕЛ И СТВОРИ
СТЕМОЕИСРЕБРЕНЕИСЕДИ Н ЕАУЖЕ
НЕВИЖДУВЛАСТИСИЛЬНАГ О ИБОГАТАГО
ИМНОГОВОИБРАТАМОЕГОЯ Р ОСЛАВА
СЪЧЕРНИГОВСКИМИБЫЛЯМ И СЪМОГУТЫ

НЕВИЖДУВЛАСТИ С ИЛЬНАГОИБОГАТАГО
ИМНОГОВОИБРАТА М ОЕГОЯРОСЛАВА
СЪЧЕРНИГОВСКИМ И БЫЛЯМИСЪМОГУТЫ
ИСЪТАТРАНЫИСЪШЕЛ Е БИРЫИСЪ
ТОПЧАКЫИСЪРЕВУГЫИ С ЪОЛЬБЕРЫ
ТИИБОБЕСЪЩИТОВЪСЪЗ А САПОЖНИКЫ

ИРОНИА; СМИЕСА

Когда слова ИРОНИЯ и СМИЕСА идут в одном и том же тексте рука об руку всякие случайные совпадения исключены. Разве не так?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Mitus » 14 ноя 2019, 09:35

краевед писал(а):Сам текст "Слова" непонятен - чем тресну земля, почему она треснула и есть ли в древнерусских текстах подобные фразы?
- а Вы когда бренчите на гитаре, то что слово бренчать означает? А струны при этом тоже ведь бренчат ...
Последний раз редактировалось Mitus 16 ноя 2019, 07:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 14 ноя 2019, 12:40

краевед писал(а):...представленный Вами образец текста "Слова", написанный уставным письмом не соответствует построчному написанию Е. списка, который я беру в качестве основы для наблюдения с целью определить. тайнописно ли "Слово". К тому же текст разбит на слова, что не соответствует системе уставного письма. при которой текст писался в сплошную строку. Поэтому те потаенные чтения, на которые я указывал в предоставленном образце 1815 г. искать тщетно.
Как замечали многие исследователи, Е.Список имеет немотивированные переносы слов со строки на строку, длина строк не соответствует образцам древнерусского уставного письма. Есть строки вмещающие 23 буквенных знака, а есть вмещающие 35 знаков. По моему мнению, это связано с наличием тайнописи...

Тут-то, уважаемый краевед, и есть вся «соль». Если мы как гимнографы периода Устава ВКЦ (до 1060-х) будем свивать обаполы (=краестрочия) тропарей (=слав сего времени), то без разницы каким шрифтом написан текст уставным или гражданским, если же Вы ищите «пещерные лабиринты» без всяких правил свивания, то надо точно знать как располагались буквы и уж явно не по гражданскому шрифту с раскрытием титулов и выносных букв. Вам сперва надо перевести с гражданского в уставной, затем соединить буквы вместе и лишь потом искать. Как и писал ранее, сперва должно быть подтверждённое примерами правило «свивания» и лишь потом Ваш вариант.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 15 ноя 2019, 01:16

Уыважаемый Лемурий, конечно, я с Вами согласен в том, что не зная в точности древнерусский протограф окончательно нельзя согласиться с моими поисками. Тем не менее предлагаю рассмотреть такой вариант по Е. списку. где слово "господина" осталось под титлом. Здесь же явный намек на Ваше предположение относительно свивания краестрочий с двух сторон. если я правильно понял Вашу мысль.

МЫП *ОКР*ОВ* ИПЛАВАШАНЕВАЮЛИ
ХРА *БРА*ЯД* РУЖИНАРЫКАЮТЬАКИТУРЫ
РАН * ЕНЫ*СА* БЛЯМИКАЛЕНЫМИНАПОЛЕНЕ

ОКРАЫНЕ ОБЕ; СА (СЯ) ДВОЯ КРАЫ

Здесь не стоит и задумываться, как мог выглядеть древнерусский текст, какие были выносные буквы или под титлом, т.к. совершенно очевидное чтение. Теперь о "господина" под титлом. Вначале без его раскрытия.

РАНЕНЫСАБЛЯМИКАЛЕНЫМИНАПОЛЕНЕ
ЗНАЕМЕВСТУПИТАГНАВЪЗЛАТЪСТРЕ
МЕНЬЗАОБИДУСЕГОВРЕМЕНИЗАНЕЗЕМЛЮ

Возможное чтение в обратную сторону ИМЫНЕ и всё. Другое дело, если титло над гна раскрыть

РАНЕНЫСАБЛЯМИКА *Л *ЕНЫМИ *НАПОЛЕНЕ
ЗНАЕМЕ ВСТУПИГ * А СП *О* ДИНАНАВЪЗЛАТЪСТРЕ
МЕНЬЗАОБИДУСЕГО *ВРЕ *М* ЕНИЗАНЕЗЕМЛЮ

ЛАВРЕ МОЕ ИМЫНЕ
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 15 ноя 2019, 04:38

краевед писал(а):...предлагаю рассмотреть такой вариант по Е. списку. где слово "господина" осталось под титлом. Здесь же явный намек на Ваше предположение относительно свивания краестрочий с двух сторон. если я правильно понял Вашу мысль...

Не совсем так, уважаемый краевед, вернее совсем не так. Вот вид обсуждаемого отрывка:

Изображение

В Вашем случае не будет никакого слова господина, а будет Г(С)НА с выносной С под титлом. Но это тоже не суть, не свивается акростих из середины текста. А свивается так: каждый византийский канон состоял из 9 (12) песен, их можно было выделить по словам «Слава», «И ныне» и др, слова выделяющие «Ирмосы» и «Тропари» начала и конца песни. Сватаются акростихи по начальным буква предложения, если свивается акростих обаполы (= с обоих сторон), Тотал первым и последним буквам. Церковные песнотворцы писали сперва краегранесие (акростих), а потом, как продолжение начальных букв, сам текст канона:

    «В одном древнем Азбуковнике читаем: "Древние гречестии канонотворцы, хотяще составити канон, преже написоваху малу строку, якоже сию: Радости приятелнице, Тебе подобает радоватися единой. А нарицаху строку сицевую краегранесием" [4] . Об акростихах писал в XVI в. преподобный Максим Грек (+1556; пам. 21 янв.). Он подчеркивает, что акростих свидетельствует о подлинности авторства гимнографического произведения, а также приводит примеры акростихов в канонах на греческом языке и их соответствия в славянском языке [5] . Он так же написал "Послание к некоему другу, в нем же сказание трех неких взысканий, нуждных всякому рачителю книжному". Написание "Послания", очевидно, было вызвано нуждами сформированного Митрополитом Макарием объединенного гимнографического скриптория (занимавшегося, в частности, созданием многочисленных служб и канонов канонизированным русским святым) [6] .

    Акростихи-краегранесия встречаются в богослужебных текстах, написанных русскими гимнографами и напечатанных в богослужебных Минеях. Приведем некоторые примеры. Второй канон в службе преподобной Евфросинии Суздальской (+1250; пам. 25 сент.) имеет пространное надписание: "Творение Григория смиреннаго, емуже краегранесие сице: Радуйся, преподобная главо, инокиням удобрение" [7] . Таким образом, надписание канона содержит имя гимнографа, инока Спасо-Евфимьева монастыря XVI в. [8] , а также указывает акростих канона...»

    ——
    Прим.
    [4] Цит. по: Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989. С.15.
    [5] См.: Ковтун Л.С. Азбуковники XVI-XVII вв. Старшая разновидность. Л.,1989. С. 203-204.
    [6] Русские акростихи старшей поры (до XVII в.). - Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.,1985. С. 224.
    [7] Минея Сентябрь. М., 1978. С. 441.
    [8] Григорий (XVI в.). - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV-XVI вв.). Ч. 1: А - К. Л., 1988. С. 169.
    ——
    Арх. Макарий Акростихи в богослужебных Минеях
Т.е. в любом случае акростих - это первые буквы предложений, но никак не середина текста.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 16 ноя 2019, 00:56

Да, уважаемый Лемурий, свивание краегранений, которое применялось в богослужебных книгах, возможно, и присутствует в "Слове", но само "Слово" никак нельзя отнести к текстам богослужебного содержания, тем более. когда в нем упоминаеются языческие боги. После комментария просмотрел еще раз текст "Слова" и увидел нечто интересное, во всяком случае для меня в том же тексте. Суть в том. что и явный. и затаенный текст взаимодействуют. Имя Давида при определенном прочтении принимает форму слова - видене. т.е. видимая часть текста. а "по крови" - образует слово покроя, т.е. видимая часть текста покрывает иной. написанный внутри. Конечно, трудно передать смысл этим шрифтом, но попробую.

ПОСУХУШЕРЕШИРЫСТРЕЛЯТИУДАЛЫ
МИСЫНЫГЛЕБОВЫТЫБУИРЮРИЧЕ
ИДАВИДЕНЕВАЮЛИЗЛАЧЕНЫМИШЕЛО
МИПОКР ОВ ИПЛАВАШАНЕВАЮЛИ
ХРАБРА ЯД РУЖИНАРЫКАЮТЬАКИТУРИ
РАНЕНЫ СА БЛЯМИКАЛЕНЫМИНАПОЛЕНЕ

СЯ ДВОЯ КРАЫ ОДНУ ВИДЕ; По смыслу сказанного ОДНУ КРАЫ ПОКРОЯСЯ

От автора трудно было ждать четкого грамматического соответствия, т.к. должно было быть один край виден, другой покрыт. Тем не менее смысл записи очевиден. Явный намек на присутствие в тексте скрытых прочтений, образующихся в самом тексте. К тому же мы не знаем насколько много было выносных букв и слов под титлом в древнерусском тексте. Переписывая для Екатерины список "Слова" из гранографа, могли быть раскрыты и титлы и выносные буквы быть вписаны в строку.
Я считаю. что имя древнегреческого баснописца Эзопа быть хорошо известно на Руси из приходящей в нее византийской литературы. а посему предлагаю к рассмотрению один из фрагментов "Слова". где упоминается имя Эзопа.

ШАНОСЪ З АРАНИЯДОВЕЧЕРАСЪВЕЧЕРА
ДОСВЕТ А ЛЕТЯТЬСТРЕЛЫКАЛЕНЫЯ
ГРИМЛЮ Т ЬСАБЛИОШЕЛОМЫТРЕЩАТЬ
КОПИЯХАР А ЛУЖНЫЯВЪПОЛЕНЕЗНАЕМЕ
СРЕДИ ЗЕ МЛИПОЛОВЕЦКЫИЧЕРНАЗЕМЛЯ
ПОДЪК ОП ЫТЫКОСТЬМИБЫЛАПОСЕЯНА
АКРОВ ИЮ ПОЛЬЯНАТУГОЮВЗЫДОША
ПОРУ С КОИЗЕМЛИЧТОМИШУМИТЬ
ЧТО М ИЗВЕНИТЬДАВЕЧАРАНОПРЕДЪ
З О РЯМИИГОРЬПОЛКЫЗАВОРОЧАЕТЪ

ЗАТАЕ ЕЗОПИЮ ПИСМО ! ЗАТАИЛ ЭЗОПОВО ПИСЬМО

Это не единственное упоминание о Эзопе на страницах "Слова", имеющего скрытые иносказательные чтения!
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 16 ноя 2019, 11:34

Античные боги на миниатюрах Самарской рукописи 1629 г.:

Изображение
Гермес

Изображение
Афродита с любовниками

Изображение
Аполлон

Изображение
Артемида

Изображение
Сборник старообрядческий. НСРК. Q. 320, л. 144
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 16 ноя 2019, 11:37

краевед писал(а):само "Слово" никак нельзя отнести к текстам богослужебного содержания, тем более. когда в нем упоминаеются языческие боги...

Ну так, уважаемый краевед, про свивание обапол слав речь о творчестве Бояна - акротелестих из припевок Бояна приводил ранее. Что же касается упоминания в церковных текстах языческих богов покажу Вам визуально, лучше 1 раз увидеть, чем 100 услышать:

userdez писал(а):8. (2015.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митр. ираклийскаго, XIV века, устав. в два столбца, в больший лист, 419 листов, л. 21. Слово 2, на святое Крещение.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=008&pagefile=008-0029

Лист 24, 2 ст (Афродита) и лист 24 об., 1 ст.


Изображение

И это помимо известного послания митрополита Климента Смолятича, написанного в начале 1150-х:

    "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает..."(ПКС)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 16 ноя 2019, 23:44

Большое спасибо. уважаемый Лемурий за столь развернутый ответ. Тем не менее я считаю. что намек на составление песен с приминением акростиха в большей степени свойственно Бояну. который составляя свои песни мог использовать в своем творчестве правила свивания краестрочий в своем творчестве: "через поля на горы".
Автор "Слова" желает начать свою песню: "не по замышлению Бояню". а значит это может говорить о том, что в своем творчестве использовать иные способы тайнописания. которые могли быть в 12 в. известны на Руси. придя из сопредельных стран.
К тому же. упоминание о том, что Боян в своем творчестве мог сновать белкой по древу, бегать серым волком по земле. взлетать орлом под облака может говорить о жанре песен Бояна, известным нам под именем басня. где высмеивание пороков общества скрыто под образами животных, как это делал в свое время древнегреческий баснописец Эзоп. Имя Эзопа и его творчество должно было быть хорошо известно в древней Руси, придя через посредство византийской литературы. А нет ли скрытого прочтения имени Эзопа в самом "Слове". Да вот же оно!

КАШЕТСЯМЫ СЛИЮПОДРЕВУСЕРЫМЪ
ВОЛКО МОПОЗЕ МЛИШИЗЫМЪОРЛОМЪ
ПОДЪОБЛАК ЫПОМНЯШЕТЪБОРЕЧЬ

ЭЗОПОМ ПЕЛ СЛЕПЫ

Эзоповым языком пел Боян свои песни. баснописным!
А не обращается ли автор "Слова" не только к своему предшественнику Бояну, скрыв под именм Бояна конкретного человека, как предполагается Никона, но и к самому Эзопу, как родоночальнику такого жанра, как басня? Разумеется, риторически.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 17 ноя 2019, 00:25

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Сам текст "Слова" непонятен - чем тресну земля, почему она треснула и есть ли в древнерусских текстах подобные фразы?
- а Вы когда бренчите на гитаре, то что слово бренчать означает? А струны при этом тоже ведь бренчат ...


Дело в том, что как Вы писали, что земля ТЕМИ тресну земля. т.е. раскололась разделилась. ОНИ раскололи землю, Совершенно другое толкование фразы относительно мнения Лемурия тем и тресну земля- треснуть, от удара грома, т.е. грозою стали для сопредельных народов - хиновии т.д. Лемурий рассматривает фразу о Романе и Мстиславе. как панегирическую относительно Романа и Мстислава. Эту фразу можно рассмотреть и с точки зрения негативного отношения автора "Слова" к Роману и Мстиславу. Дело в том, что одним из образов развергнутого ада является трещина в земле - земля треснула - ад развергся - "тем и в ад пора".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2019, 10:40

краевед писал(а):...я считаю. что намек на составление песен с применением акростиха в большей степени свойственно Бояну. который составляя свои песни мог использовать в своем творчестве правила свивания краестрочий в своем творчестве: "через поля на горы".

Ответ, уважаемый краевед, в самом вопросе. Под словом пѣсни в XI веке не подразумевалось никаких песен в современном смысле слова, а подразумевались «прославляюще Бога вь молитвах и вь пѣснѣхъ и вь псалмихъ», «и собрашася епископы, и поповѣ, и чернорисцѣ, и пѣсни обычныя пѣвше» гимнографические произведения - духовные песни: см. пѣснь и пѣсньнъ:

:arrow: см. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ СЛОВАРЬ ПО РУКОПИСЯМ X - XIвв, ред. Р. М. Цейтлин, ред. Р. Вечерка, ред. Э. Благова. – М. : Рус. яз., 1994

Также в Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко Вы не найдёте слова гимнограф, но найдёте «пѣснотворецъ» с тем же значением:

Изображение

Пример для «пѣснотворецъ» взят из Минеи за 12 октября где прославляется прп. Косма, епископ Маиумский, творец канонов:

Изображение
Минея служебная: [рукопись] : на октябрь. - [Б. м.], конец XIV - начало XV вв
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2019, 11:07

А теперь, зная правильное значение слова «песнотворец», вернёмся к тексту СПИ:

    Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова
т.е. были песнотворцы современники Автора СПИ, а Боян был составителем духовных песен старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича, т.е. периода Устава Великой Константинопольской Церкви (ВКЦ) до введения Студийского Устава (до 1060-х).

А теперь давайте посмотрим в чём разница между современниками Автора и песнотворцами времени Устава ВКЦ:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы
Открываем правила составления гимнографических канонов времён Устава ВКЦ:

    «Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...

    "тропарь" является древнейшим песнопением, с которого наша гимнография начала свое развитие (Скабалланович). Происхождение этого слова... τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «ТРОПАМИ».
    ----------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология»
Итак, 100% попадание в правила составления духовных песен времён Устава ВКЦ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение userdez » 18 ноя 2019, 18:33

Лемурий писал(а):
Изображение


Слово "кацем путём" встретилось в этом сборнике

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0068

12. (2023.) Сборник, устав., исх. ХIІ или нач. ХІIІ века, в четверть, 202 листа.


Лист 60 об., 9 стр. от низа.

По контексту это "грешный,греховный".
Срезневский работал с этим сборником и с сборником Григория Богослова,но
упустил эти слова. У него "каций" жаровня и ручная кадильница.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21