Утръже вазни с три кусы

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Mitus » 23 янв 2020, 10:17

Лемурий писал(а):P.S. Не надо воспринимать всё буквально. Вот пример (off-top) из современного бытия: "Алые паруса" из Охотска Хабаровского края прославились на всю страну, вроде написано же, что СЛАВА, но для тех кто знает как было на самом деле - ИРОНИЯ.
- вроде бы красивая Ваша находка, но продумать Вы её не успели. А ведь эта Ваша ирония над алыми парусами Охотска лишь у Вас избалованных москалей, а люди Охотска шли сапсем не с иронией. Ключевые слова: "БЮДЖЕТ 2000 руб!" - это ЛЮДИ с большой буквы !!! А Вы ровно также сидя в танке можете над копьями ирокезов иронизировать а толку-то с этого для понимания СПИ ни какого. И Ваши ключевые слова: "Для тех кто знает" - а кто знает почему вся земля полоВецкая успела съехаться к войску ИГОРЯ ?? В курсе что жена князя Рюрика Ростиславича была родной сестрой хана ГЗЫ ? А знаете как отец Игоря с сыном Олегом над белюковичами расправились? Понимаете о чём я Вам пишу?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 23 янв 2020, 11:33

Mitus писал(а):И Ваши ключевые слова: "Для тех кто знает" - а кто знает почему вся земля полоВецкая успела съехаться к войску ИГОРЯ ?? В курсе что жена князя Рюрика Ростиславича была родной сестрой хана ГЗЫ ? А знаете как отец Игоря с сыном Олегом над белюковичами расправились? Понимаете о чём я Вам пишу?

Ну у Рюрика в жёнах дочь Белука с 1162 по 1167 потому как отец навязал, а как Белука Ярослав Черниговский разбил, женился на Анне Юрьевне Туровской, в 1172 у них уже сын Ростислав родился, который 25-27.09.1188 женился на Верхуславе Юрьевне в Белгороде, свадьбу знатную устроили, более 20 князей «Мстиславова племени» на той свадьбе были, именитые книжники и философы «Слова» красивые к той свадьбе писали, а Игоря на той свадьбе не было, посему и каяли за потерю контроля днепровских порогов Канева (Греческий, Залозный и Соляной торговые пути) не стесняясь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 24 янв 2020, 00:53

Лемурий писал(а):Не так трактуете контексты Псалтыри и СПИ, уважаемый краевед, вот смотрите:

«15 Ты иссек источник и поток»(Пс.73:15)
=
«5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;
6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ.»

=
«11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.»(Числ. 20:11)

А теперь СПИ: «Святъславь грозный ... иссуши потоки, которые поили народ. Вкупе надо смотреть, не помог в этом походе на Кобяка Святославу НИКТО из его родственников кроме сына Глеба, да и тот только потому, что княжество его по дороге следования войск собранных Рюриком было, а то и он бы отлынил.


Уважаемый Лемурий, подобные библейские изречения можно обнаружить и в Книге пророка Исаии: И иссушит Господь залив моря Египетского и прострет руку свою на реку в сильном ветре своем и разобьет ее на семь ручьев. так, что в сандалиях могут переходить". (Ис. 11:15); "И истощатся воды в море и река иссякнет и высохнет". (Ис. 19:5); "Господь Савооф посетит тебя громом и землетрясением и смертельным гласом. бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня (29:6) - "а поганого Кобяка изъ луку моря отъ железных великыхъ полков Половецкихъ яко ВИХРЬ выторже" "Слово"; "всякий дол да наполнится. и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямяться и неровные пути сделаются гладкими". (Ис.40:6); "опустошу горы и холмы и всю траву их исушу и реки сделаю островами и исушу озера" (42:15); "Который бездне говорит: "иссохни" и реки твои иссушу" (Ис. 45:27) "притопта хълми и яругы возмути реки и озеры иссуши потокы и болота".
Здесь скорее похвала Святославу нежели ирония. Автор не мог дословно цитировать Библию, где речь идет о Боге, т.к. в этом случае Святослав бы выглядел подобным Богу, а это было бы богохульство. Но. перефраз Библии очевиден и создается полное впечатление. что Святослав следуя заповедям Божьим идет в поход на язычников за Русь и веру. Какая же здесь ирония?
Особенно интересно в Книге пророка Исаии глава 24, которая явно использовалась автором в "Слове" как образец для описания постигших Русскую землю бедах: "сетует. уныла земля поникла уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли". Прекратилось веселие... (Ис. 24:4; 24:8). - "тоска разлияся по Рускои землипечаль жирна утече среде земли Рускои... уныли голоси пониче веселие" То, что автор "Слова" обращался при написании к Книге пророка Исаии несомненно.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 24 янв 2020, 09:27

Уважаемый краевед, в приведённых примерах реки, озера, но не ПОТОКИ, а тут очевидная антитеза: Господь иссёк потоки, а Святослав их иссушил. Не смотрите на частности, смотрите контекст в целом:

- «грозный» = никто на призыв Святослава не откликнулся кроме его сына Глеба;

- Святславъ изрони злато слово = «напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться» (Повесть о Акире Премудром)

- Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ! = «А чи диво ся, братіе, стару помолодити?
Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду»


- А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава = см. НГ: Сборное войско Ярослава Черниговского;

- Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша = условие дуумвирата 1180 года: Святослав получает старшинство при условии, что привлекает Ольговичей к общерусским походам;

- сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно = «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам » (Лк.6:38.)

- Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? = Великий (=старший) князь, не мыслишь ли «беспризорный» стол Киева поблюсти?

- Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы = «И посла Всеволодъ Рязяньскии князи, и вогнаша в товары Святославлѣ и потопташа ѣ, а инѣхъ изоимаша, а другия исѣкоша, и тако въ борзѣ доспѣша в полку Святославлѣ» (Ипат.1180)

- О, Днепре Словутицю! ... Ты лелѣялъ еси на себѣ Святославли носады до плъку Кобякова = насады проигравших в 1180 до места дислокации их «поганых толковин» (союзников).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Олег Генкин » 24 янв 2020, 11:45

Лемурий писал(а): Не смотрите на частности, смотрите контекст в целом


Полезный совет.

Нельзя ли сверить с Вами часы по части миниатюр из РЛ:

1) В каком направлении там течет время: всегда слева-направо или как где?

2) В миниатюре строительства Пирогощей "церкви Мстислава" (каменной! - ИЛ) рубят топорами деревянный сруб. Что это?

3) Мстислав вопрошающе развел руки. Почему?

4) Топоры у двух рубящих и цвет одежды - разные. Какой-нибудь смысл?

5) Кто такие две фигуры за спиной Мстислава? Почему у одной из них указующий жест?

6) Почему портал слева нарисован так "странно" - как зрительная иллюзия? Куда ведет этот вход?

Изображение
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 24 янв 2020, 14:48

Олег Генкин писал(а):Нельзя ли сверить с Вами часы по части миниатюр из РЛ:]

На это есть отдельная тема: :arrow: НГ: СПИ в миниатюрах Радзивиловской летописи, пока незаконченная, поэтому закрытая.

1) По контексту надо смотреть. Например, хоть и написано на этой миниатюре:

Изображение
Игорь же, слыше в порубе, оже идет Изяслав на брата его, домолися посла ко Изяславу, глаголя: "Да бых ся постригл". И повеле Изяслав постричи его епископу Переяславскому

Но слева выбор головы, которой постановляли Климента Смолятича в митрополиты, так что миниатюра именно о постановлении Клима епископами главою святого см. на нимб поставляющего.

    "... а глава у насъ есть святого Климента, якоже ставять Грѣци рукою святого Ивана". И тако сгадавше епископи славою [Х. П. главою] святого Климента, поставиша митрополитомъ..."(Ипат.1146)

2) В указанной выше теме найдёте примеры каменных церквей и деревянных срубов, везде работники с топорами, что означает строительство.

Изображение
«В лето 6545. Заложи Ярослав град великий, у него же града суть врата златыя. Заложи и церковь святыа Софиа, и митрополью...". (Радз. 1037)

3) Руки ладонями параллельно с указанием направления: означает "даю вам", сравните с другими миниатюрами.

4) всем миром строительство, разных областей люди.

5) см. 2) Ярослав таким же жестом указывает "строить здесь". Изяслав Мстиславич и Ростислав Мстиславич - сыновья и наследники великих дел.

6) Сравните с другими миниатюрами, так обозначали град.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: «Провокации» в обращениях Автора

Сообщение краевед » 25 янв 2020, 00:16

Лемурий писал(а):Каждое из обращений написано в панегирическом стиле, шестикрылым серафимам власть расхищать НЕ надо, она дана им Господом, Мстислааичам по праву наследства. Не игнорируйте отрицательную частицу. Но в первых трёх обращениях есть «провокации»:

1. Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? ... Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ. = не хочешь поблюсти Киев, злат стол твоего отца? Смыл бы позор проигрыша суздальцев новгородцам «и продаваху суздалца по двѣ ногатѣ» ( Новг.1169).

2. Ты, буй Рюриче, и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными, на полѣ незнаемѣ? - не вы ли шеломы соправителей в кровавой междоусобице получили, не ваши ли дружины рыкали как туры на поле половецком, приведённом на Русь Святославом и Игорем (события 1180).

3. Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! = никто ранее галицкого князя Осмомыслом не называл, на Руси в XII в была система осмогласия, а Галицкое княжество «славилось» властью бояр, поэтому и получается князь, принимающий решения ввосьмером.


Я считаю. что это не "провокации" автора. а едкие насмешки над князьями. Такие насмешки мог себе позволить только равный им по рангу. т.е. князь. Уже само обращение к ним на ты может говорить именно о княжеском происхождении писавшего.
Относительно Рюрика и Давыда. если речь может идти о событиях 1180 г. в "Слове" может быть своеобразная отповедь на летописное восхваление Рюрика. так, в летописи по Ипт. списку читаем: "Рюрикъ... по вся дни отъ поганыхъ и пролитья крови ихъ не хотя видити". автор "Слова" как бы полемизирует по этому поводу с летописцем: "Ты буи Рюриче и Давыде не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша. Не ваю лихрабрая дружина рыкають аки туры ранены саблями калеными на поле незнаеме". Это и есть изнаночная слава "Слова".
Возможно. даже похвальная характеристика Ярослава Осмомысл превращается в едкую насмешку, если моя догадка верна, что здесь присутствует характеристика Ярослава на основе греческого языка "ГАЛИчкы ОСмомысле Ярославе" - Галиос - "хорек (ласка). По А.В.Суперанской: "Галиос с суффиксом прилагательного -ос, возможно, дана от прозвища Хорек (или Ласка)...". Автор "Слова" как бы нарочито восхваляет Ярослава, скрыв при этом его прозвище.
А разве напоминание Всеволоду Большое гнездо о бесславном поражении его войска под Новгородом "провокация"? Это явная ироническая насмешка над суздальским князем.
То, что автор "Слова" называет Мстиславичей "шестокрыльцы" я не могу категорически утверждать. что это восхваление князей. Здесь явная недомолвка автора.
Обратимся к Ипат. летописи: "1180 И тако поможе Богъ Руси и возвратишася восвояси и приемше отъ Бога на поганыя победу и приехаша къ Рюриковы с победою"; "1184. Створи же Богъ победу сю месяца июля въ 30, в понедельникъ в память святого Ивана Воинника". Обратимся теперь к Книге пророка Исаии: "и сам Он (Бог) бросил им жребий и его рука разделила им ее мерою (землю), во веки будут владеть ею, из рода в род будут жить на ней".
Суть в том, что похвала Мстиславичам была бы похвалой. если бы они победными "жребии собе власти расхытисте", т.е. Божий Жребий - Победа; Непобедный жребий - противоборствующая Богу сторона. Дьявольским жребием Мстиславичи себе власть получили.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Олег Генкин » 25 янв 2020, 01:13

Будем считать, что время в миниатюрах РЛ - слева-направо, пока я не встречал исключений (кроме той, что Вы интерпретировали как обращение Изяслава Киевского к Болеславу за помощью, дабы изгнать Всеслава)). Наблюдение про время не мое, а чье-то и поддержаное Лихачевым (не значит, конечно, что нужно принимать на веру). Глубоко условный язык миниатюр еще никто видимо не копал.

Глянул Вашу сокровищницу http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=65&t=20268.

Изображение
Мономах уходит из Чернигова "в короне". Поскольку не мученик и не в сговоре с поляками, остается предположить, что польский перерисовщик посмеялся над основоположником династии. Еще и конь похож на ослика и колпак над короной прорисован. Я это к тому, что в миниатюрах есть и такая примесь. Но все ж ценный источник. Если корона изначальная, то миниатюра может быть источником вдохновения для будущей сказки-легенды о "шапке Мономаха".

Лемурий писал(а):Руки ладонями параллельно с указанием направления: означает "даю вам", сравните с другими миниатюрами.

Сравниваю. Что "раздают" на этой миниатюре? Может все же вопрошают?

Лемурий писал(а):"И еха Володимир [Мачешич] к митрополиту [Клименту Смолятичу], и созове кияны, и приидоша много множество киян народа, и седоша у святой Софии слышети..." (Радз. 1147)

Изображение

Еще одна диковина из Вашей коллекции.

"Наутрия же налезоша Тугоркана мертва, и взя ѝ Святополк, аки (ть)стя своего и врага, и привезъше ѝ к Киеву, и погребоша на Берестовом, на могиле меж путем, идущим на Берестовое, а другим, идущим в монастырь". (Радз. 1096)

Изображение

Здесь двое людей с лопатами и двое с факелами. Я это так понимаю, что лопаты - символ процесса захоронения. А вот факелы - атрибуты действительного способа захоронения ("а другим") мертвого тестя-врага . "Похоронили" Тугоркана между кучей хвороста ("путем, идущим на Берестовое") и небом ("путем идущим в монастырь"). Позади - силуэт кургана и на нем прорисован "дым".

Художник "знал контекст" и умел читать иносказания летописи. Умеем ли мы?
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 25 янв 2020, 06:43

краевед писал(а):Я считаю. что это не "провокации" автора. а едкие насмешки над князьями. Такие насмешки мог себе позволить только равный им по рангу. т.е. князь. Уже само обращение к ним на ты может говорить именно о княжеском происхождении писавшего.

Само обращение к ним «княже» + «господине» говорит, что Автор НЕ мог быть князем, которые обращались друг к другу «брате», а вот высокопоставленным клириком «племени Мстиславова», ратующего за общерусские интересы и духовное начало, «в яблочко». Это и НЫ (1-е л., мн. ч. дат.п.) в первой строке, где Автор причисляет себя к летописной монашеской братии, это и укор Давыда, что розно стяги с братом веют, это и ирония над Ольговичами и отказ от помощи Всеславичей, это и «совестные книги», записи с которыми князья на Судный День придут, Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого - разжигателей усобиц, кому корить своих «господине» как не духовному отцу.

краевед писал(а):Относительно Рюрика и Давыда. если речь может идти о событиях 1180 г. в "Слове" может быть своеобразная отповедь на летописное восхваление Рюрика. так, в летописи по Ипт. списку читаем: "Рюрикъ... по вся дни отъ поганыхъ и пролитья крови ихъ не хотя видити".

Хорошее место нашли, обратите внимание на злачёные шеломы, не злат шлем старшего князя, а только золочёный- шелом соправителя при дуумвирате (ряд 1180 года). Отсюда и полки Давыдовы в битве с половцами, приведённых на Русь Святославом и Игорем, ведь в 1185 смоляне дошли лишь до Киева повернули назад, значит участие их битве смотреть надо ранее в 1180 как сжигание ( аки шераширы - зажигательные глиняные шары) рязанскими князьями, сынами Глебова, обозов Святослава, снова в этом же 1180-м.

По поводу других князей в обращении: представьте духовного отца перед своей паствой накануне похода. Если укорить одного, а других нет, будет размолвка среди слушателей, а когда у каждого перечисляются сильные стороны, затем «провокация», затем призыв к действию - это естественное построение духовного обращения.

краевед писал(а):Обратимся теперь к Книге пророка Исаии: "и сам Он (Бог) бросил им жребий и его рука разделила им ее мерою (землю), во веки будут владеть ею, из рода в род будут жить на ней".

Отличное место, как и писал ранее НЕ победными жребиями шестокрыльцы власть расхищали, она им дана Господом. Панегирик из уст духовного отца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 25 янв 2020, 10:29

Олег Генкин писал(а): "Похоронили" Тугоркана между кучей хвороста ("путем, идущим на Берестовое") и небом ("путем идущим в монастырь"). Позади - силуэт кургана и на нем прорисован "дым".

Либо закапывали, либо сжигали. С лопатами значит закапывали, факелы означают тёмное время суток. Дымящийся холм- с поля битвы привезли.
По «короне» Мономаха контекст надо смотреть, как показал на примере с постановлением Климента Смолятича не всегда миниатюра прям под текстом расположена, может быть это ляшский, а может угорский короли.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Олег Генкин » 26 янв 2020, 00:41

Изображение

1. Cогласен c тем, что на данной миниатюре изображено избрание Клима Смолятича митрополитом. Слева - Зарубский монастырь. Символическая "глава" святого Климента в руке посланника. Черные головные уборы епископов. Святой Климент совершает символическое помазание. Пустая башня справа - вакантная должность патриарха в Византии. Что-то в этом роде, в смысле деталей.

Что важно:

В РЛ только краткая запись: "[В]ы* 4 лѣт(о) 6655. Изяславъ постави митрополита Клима русина особе6 7'со 6-ю"7 еп(и)-
с(ко)пъ июд(я)8|27 на с(вя)т(а)го Пантелѣимона". И все! Каким бы ни было тайное иносказание в РЛ (если оно вообще там есть), оно не могло содержать столько деталей, сколько их на миниатюре.
Данная миниатюра ДОКАЗЫВАЕТ, что художник использовал сведения из других летописей и, возможно, устные источники! В частности, повесть об избрании Клима он вычитал из летописи похожей на ИЛ.


2.
Олег Генкин: "Похоронили" Тугоркана между кучей хвороста ("путем, идущим на Берестовое") и небом ("путем, идущим в монастырь"). Позади - силуэт кургана и на нем прорисован "дым".

Лемурий: Либо закапывали, либо сжигали. С лопатами значит закапывали, факелы означают тёмное время суток. Дымящийся холм- с поля битвы привезли.


Изображение

Сюжет не принципиален (для вопросов СПИ), но миниатюра очень хороша для продвижения понимания символического языка изображений РЛ.

а) Точно также как "люди машущие топорами" означают стройку, даже когда стройка каменная, так и "люди с лопатоми" означают похороны, даже если сжигают труп.
б) "факелы означают тёмное время суток". Не-а. Если хоронили на месте, то написано, что труп нашли "наутро". Если везли, то зачем процедуру производить в темноте? Убивает всякую торжественность. И вообще тьма - это нехорошо, во всех святых символиках ("свят" - родственно праславянскому слову "свет").
в) Половцы труп хоронили, язычники-русы сжигали. Тугоркана не оставили на поле на корм птицам (судя по отсутствию массовых могильников это то, что случалось в те времена после значительных битв). Но его и не похоронили "по-половецки": с женой, слугой, под курганом, с постановкой статуи-"болвана". Его сожгли, как сжигали предки Рюриковичей своих языческих покойников. На миниатюре - символическое сжигание (нет изображения трупа или гроба, но есть три кургана на заднем плане).
г) Композиция симметрична: по три фигуры с каждой стороны. НО! Многократно подчеркнуто, что правое выше левого: правая лопата, правый факел, князь - справа, два знатных (одеты "в красное") справа против одного слева, наконец, курган справа - с пиком. С такой символикой "правоты" ночные (темные, нечестые, "кривые") похороны несовместимы. Акцент на "выше-ниже" опять же говорит, что похороны между землей и небом - погребальный костер.
Последний раз редактировалось Олег Генкин 26 янв 2020, 09:00, всего редактировалось 5 раз(а).
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 26 янв 2020, 00:45

Вчитываясь в текст "Слова" о походе Святослава на половцев нашел интересное чтение по Е.списку относительно географии похода Святослава.

ЛУжнымимечинаступиназемлю
половецкуюпритоптахълмии
ЯРугывзмутирекыиозерыис
СУшипотокыиболотаапоганого

ИССУШИ СУЯРЛУ ПОЛОВЕЦКУЮ

Святослав ходил на поднепровских и лукоморских половцев. Выходит и поход Игоря был на поднепровских половцев, т.к. в Ипат. л. упоминается созвучное название половецкому СУЯРЛУ - СУЯРЛЫ - русифицированное СУЮРЛИЙ - СЮРЛИЙ.
Не менее интересное чтение, позволяющее определить нижнюю границу похода Святослава и Рюрика 1184 г.
находится внутри основного текста. к тому же настолько осмысленное. что не согласиться с мыслью присутсутствия в тексте скрытых чтений невозможно.

половецкуюпритоптахълмии
яругывзмутиРЕКЫиозерыис
сушипотокыибоЛОтаапоганого
кобякаизълукуМОряотъжелезны

РЕКЫ МОЛОКЫ !

А ведь это о реке Молочной (тюркское название Сутень), которая как раз и течет в Лукоморье, в настоящее время в Запорожской области, впадая в Молочный Лиман Азовского моря. Видимо. здесь было основное место кочевок орды Кобяка, хана лукоморских половцев.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 26 янв 2020, 09:16

Олег Генкин писал(а):Слева - Зарубский монастырь. Символическая "глава" святого Климента в руке посланника. Черные головные уборы епископов. Святой Климент совершает символическое помазание. Пустая башня справа - вакантная должность патриарха в Византии.

1. Голова Св.Климента хранилась в Киеве, где и постановляли в митрополиты. Заруб же под Переяславлем, его на миниатюре нет. Чёрные головные уборы епископов, совершенно верно. Постричь в монахи Игоря Ольговича мог и один и уж никак не святой с нимбом, посему здесь изображён святой Климент в окружении епископов. Пустая башня справа не обязательно Константинополь, найдите аналог в других миниатюрах.

2. Тугоркан не был христианином, допускаю изображение дымящегося погребального кургана, но для этого надо знать обычай похорон половцев. Знаю, что половецкая каменная баба - место могильника, а вот сжигали или просто закапывали надо смотреть у С.А.Плетнёвой:

    «Другим доказательством является, как говорилось выше, установка вблизи становищ и на кочевых маршрутах многочисленных святилищ предков с одной, двумя, десятью и более каменными статуями. Кроме того, в районах наиболее населенных, начали сооружать над погребенными большие или малые курганы, а иногда и целые могильники (до этого половцы предпочитали хоронить своих умерших родичей в древних курганных насыпях). Распространение каменных статуй и курганных захоронений, датирующихся по сопровождающим вещам XII в., дает представление о расселении половцев по степи...»
    —-
    Плетнёва С.А. ПОЛОВЦЫ
Вполне вероятно, что под Берестовым был такой древний курган, это объяснило бы зачем Святополк лелеял меж иноходцев тело своего тестя (=отца) к Киеву, но не похоронил его не в самом городе. Кстати, факелы нужны, чтобы зайти внутрь кургана:

    «...антропоморфные стелы располагались так, будто их специально поставили охранять входы в могильные камеры от всевозможных кладоискателей. Опытные специалисты посмотрели на них под таким углом зрения – и вдруг обнаружили, что плиты не простые, а подвергнутые обработке древними мастерами с помощью бронзовых долот. Тогда-то и проступили на слегка отесанных каменных плашках человеческие черты. Охранять им было что. Вот описание одного из курганов:

    «Курган №1, высота 2,8 м, диаметр 27 м… Катакомбное погребение N2, в котором находилась стела, располагалось в восточной части кургана и было впущено в насыпь основного кургана. Входной колодец почти вертикальный, в плане прямоугольной формы, книзу сужается, на глубине 4,45 м от репера, посредством дромоса соединяется с камерой. Погребальная камера почти круглой формы 2,7х2,9 м по дну, высота ее свода 2,35 м. Купол камеры сферический, почти в центре пробито отверстие, однако, признаков разрушения скелета не замечено…»

    ...князь Святополк «взял себе в жены дочь Тугоркана, князя половецкого», а 1096-м, когда руськие князья разгромили кочевников, и Тугоркан был убит в бою, Святополк «взял его как тестя своего и врага, и, привезя его к Киеву, похоронили его на Берестовом на кургане, между путем, идущим на Берестово, и другим, ведущим к монастырю»...»

    —-
    Половецкие «бабы» из нашей степи
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 26 янв 2020, 09:38

А вот почему Автор Климент Смолятич, которого постановляли в митрополиты главой святого Климета, противопоставляет:

Ты иссек источник и поток» (Пс.73:15)
и
«Святъславь грозный ... иссуши потоки»:

    «В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или отправиться в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с инкерманскими каменоломнями, Климент обнаружил большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, он утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства. По молитвам святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан настолько увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей...»
    —-
    СВЯТЫНИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ: МИРОТОЧИВАЯ ГЛАВА СЩМЧ. КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение краевед » 27 янв 2020, 23:50

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Обратимся теперь к Книге пророка Исаии: "и сам Он (Бог) бросил им жребий и его рука разделила им ее мерою (землю), во веки будут владеть ею, из рода в род будут жить на ней".

Отличное место, как и писал ранее НЕ победными жребиями шестокрыльцы власть расхищали, она им дана Господом. Панегирик из уст духовного отца.


Уважаемый Лемурий. я считаю. что само слово "расхытисте" не вяжется с "шестокрыльцы". Само слово обозначало растащить. разграбить, уволочь и т.д. И в СССПИ В.Л.Виноградовой все его значения связаны именно с грабежом. Основные цитаты относительно слова "расхитити" связаны с "дружбой" волков и овец. Как волки Мстиславичи растащили власть, словно овечье стадо. Это напоминает басни Эзопа, где в иносказательной форме Эзоп укорял сильных мира сего, скрывая человеческие недостатки под образами животных.
Мстиславичи НЕПОБЕДНЫМИ жребии собе власти расхытисте. В древнерусских летописях одержанная победа над кем либо связывалась с Божьей помощью, т.е. автор в этом случае написал бы ПОБЕДНЫМИ жребии собе власти расхытисте. Но в этом случае расхытисте. т.е. растащить. украсть не соответствовало бы Божьим заповедям: "НЕ УКРАДИ". Как то не вяжется и здесь с получением власти от Бога. Значит НЕПОБЕДНЫМИ жребии власть Мстиславичи получили от дьявола.
Нет, не восхваляет автор Мстиславичей, а иронизирует над ними, считая. что власть они получили неправедным путем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25

cron